Вы здесь

12 секретов ресторанного этикета


Комфортная обстановка в зале, качественно приготовленные блюда, первоклассное обслуживание. Все это необходимо, но не достаточно, чтобы проведенное в ресторане время принесло удовольствие. Как правильно взаимодействовать с персоналом? Где разместить сумку во время трапезы? Куда класть несъедобные части блюда? Кто должен оплачивать счёт? Секреты ресторанного этикета выясняла журналист «Алеси».


Фота: pexels.com

1. Куда поставить сумку.

Вы готовы расположиться за столом. А как быть с сумкой? Некоторые заведения предусматривают подобные ситуации, поэтому приносят дамам специальные небольшие стульчики. Однако если таковые отсутствуют, решать вопрос приходится самой. Нехорошо класть сумку на стол или ставить на пол. Правильное место для неё — на стуле, у вас за спиной. Для чего, садясь, оставляйте позади себя треть свободного пространства. Так сумка не вызовет дискомфорта.

2. Как быть с телефоном.

По правилам ресторанного этикета, на столе не должно быть посторонних предметов: ключей, элементов гигиены, кошельков и в том числе телефонов. Несмотря на то, что в последнее время это правило часто нарушается, о нем не следует забывать. Поставив телефон на беззвучный режим и убрав его в сумку, вы создадите максимально комфортные условия для приёма пищи. 

3. Как сделать заказ.

Чтобы ознакомиться с меню и определиться с выбором блюд, необходимо время, поэтому следует попросить официанта подойти к вашему столу через 5-10 минут. Меню нужно держать так, чтобы оно не отрывалось от стола: нижняя часть должна так или иначе касаться поверхности.

Если при выборе возникли трудности, необходимо позвать официанта и попросить помочь, описав свои вкусовые предпочтения. Если у вас есть аллергия на тот или иной продукт, важно заранее сообщить об этом персоналу. В некоторых заведениях отсутствуют составы блюд, поэтому бывает сложно предугадать, что в себя включает позиция. Стоит отметить, что порой официанты сразу сообщают о наличии аллергенов. Тем не менее, лучше самостоятельно озвучить этот факт. 

Первым делает заказ тот человек, которого пригласили. В случае с романтическим свиданием ситуация иная: о выбранных блюдах официанту сообщает мужчина, заранее узнав пожелания дамы. 

4. Как привлечь внимание официанта.

Каким образом обратить на себя внимание официанта, если нам потребовалась помощь персонала? Не следует активно жестикулировать, щелкать пальцами, выкрикивая «эй!», «официант!», «гарсон!». В данном случае поможет установленный зрительный контакт, за которым должен последовать едва заметный кивок или слегка приподнятый подбородок — таким образом вы продемонстрируете необходимость во внимании официанта. Помочь может и невысоко поднятая рука. При общении с официантом следует обращаться к нему по имени, указанному на бейдже, — такое решение будет наиболее грамотным и покажет вашу воспитанность и внимательность. 

5. О салфетках и зубочистках. 

В некоторых заведениях, помимо бумажных салфеток, есть и тканевые. Их следует расположить на коленях для защиты одежды от возможных загрязнений. Тканевые салфетки не используют для вытирания лица и рук — для этой цели лучше взять бумажные. При необходимости выйти из-за стола тканевую салфетку нужно аккуратно сложить и оставить слева от тарелки. Также следует поступить с использованными бумажными салфетками — класть их в тарелку неприемлемо.

Находясь за столом, нужно помнить о том, что зубочистками пользоваться в чьем-либо присутствии категорически запрещено. Даже стараясь сделать это незаметно. Следует отлучиться в туалетную комнату и там провести все манипуляции. При необходимости посетить уборную не стоит сообщать об этом спутникам. Тактично извинитесь и встаньте из-за стола, не объясняя намерений. 

6. Как держать бокалы и чашки.

Винные бокалы и фужеры для шампанского принято держать за ножку, используя три, четыре или пять пальцев. Со снифтерами — бокалами для коньяка — действует другой принцип. Их необходимо держать, расположив ножку между безымянным и средним пальцами. За обеденным столом не следует отрывать чайное или кофейное блюдце от поверхности. Если вы располагаетесь за кофейным столиком, это допустимо. 

7. Вода с лимоном. 

В некоторых заведениях к блюдам с креветками, раками и прочим подают воду с лимоном. Это делается для того, чтобы по завершении трапезы вы при необходимости могли смочить пальцы, избавившись от запаха рыбы. Целиком опускать руки в воду не следует.

8. Последний кусок.

На общем блюде остался единственный кусок, и вы хотите взять его себе. Не старайтесь сделать это незаметно, отвлекая спутников разговором, — так вы продемонстрируете своё неуважение к ним. Правильным будет поинтересоваться у остальных, желают ли они съесть то, что осталось. При отказе вы сможете спокойно забрать еду себе.

9. Что делать с несъедобными частями. 

Во время трапезы могут оставаться различные несъедобные элементы: рыбные или мясные кости, цедра лимона, рыбья кожа и прочее. Не следует складывать их в салфетку и куда-либо прятать. Все это можно оставить в верхней левой части тарелки.

10. Как быть с упавшими приборами.

От неловких ситуаций никто не защищен. Как быть, если во время приема пищи вы уронили приборы? В такие моменты хочется поскорее решить проблему, наклонившись и подняв упавшее, но поступать так не стоит. Как правило, персонал замечает подобное. Если всё же официант не заметил, что вы в затруднени, позовите его и сообщите о ситуации — тот незамедлительно поднимет уроненное и принесет вам новые приборы. Так же следует вести себя при случайно разбитом стекле. 

11. Кто должен оплачивать счет. 

Счет должен оплачивать человек, пригласивший на встречу. Тем не менее, вопрос оплаты следует обсудить заранее, чтобы избежать замешательства в конце. Если было решено расплатиться по отдельности, не стоит в присутствии официанта разбираться со счетом. В таком случае необходимо разделить сумму на количество гостей и передать деньги за свою еду одному человеку, который заплатит за общий заказ. 

12. Как оставить чаевые. 

Если от посещения заведения у вас остались хорошие впечатления, вы можете поблагодарить персонал, оставив чаевые. Как правило, их размер — 10 процентов от суммы чека. Передавать деньги напрямую в руки считается неприличным. Лучше всего положить их в чекбук либо перевести безналичным способом — отсканировать QR-код для чаевых. По желанию благодарность можно оставить и работникам гардероба.

Елизавета МАЛЬЧУК

Выбор редакции

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.

Спорт

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Фехтовать наша героиня умеет тремя видами оружия: саблей, шпагой и рапирой.