Вы здесь

О роли, задачах и перспективах ОДКБ — в интервью с политологом Всеволодом Шимовым


Беларусь передает эстафету председательства в Организации Договора коллективной безопасности Казахстана. После заключительного заседания Совета ОДКБ в Минске можно говорить о результатах белорусского председательства в организации. Мы поговорили с кандидатом политических наук политологом Всеволодом Шимовым о значимости этой организации в современной расстановке сил в мире.​


— Во время мероприятия в Минске Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что год был насыщен с точки зрения геополитических событий. Беларусь стремилась повысить сплоченность государств ОДКБ, укрепить саму организацию, сохранить безопасность и стабильность в зоне ее ответственности.

— ОДКБ — важный элемент в архитектуре безопасности на постсоветском пространстве. Его часто сравнивают с НАТО. Но больше организация похожа на некогда существовавший Варшавский договор. Это одна из структур, возникших на постсоветском пространстве, ее первоначальной задачей было сохранить некий единый контур хотя бы для части государств бывшего СССР, выразивших заинтересованность в сохранении достаточно тесной интеграционной сцепки, связки. С распадом Советского Союза как государства какая-то единая геополитическая реальность не исчезла.

Постсоветские страны были связаны друг с другом тесно, инфраструктурно, исторически, экономически — как угодно. А как же иначе — это единый регион. От этого никуда не убежать. Опыт многих стран, решивших проигнорировать эту реальность, демонстрирует, что ничего хорошего из этого не получается. Та же Украина всеми силами пытается вырваться из этого общего пространства, но это деструктивная повестка дня.

Если мы говорим о каком-то интеграционном контуре, конечно, здесь всегда присутствует и элемент военно-политический, вопросы безопасности. Так или иначе, постсоветское пространство, за исключением стран Прибалтики, осталось вне евроатлантических структур, включая НАТО. Она остается самостоятельным субъектом со своими особыми интересами. Задача таких организаций, как ОДКБ, — выступать агрегаторами общих интересов.

— Президент Беларуси отметил на саммите, что странам-членам ОДКБ необходимо найти новые решения по укреплению безопасности.

— Это, пожалуй, ключевая мысль. Самое главное, нужен какой-то консенсус, какая-то общая согласованная позиция по большинству ключевых вопросов международной безопасности. К сожалению, на мой взгляд, этого ОДКБ во многом сегодня не хватает. По количеству членов это небольшая организация. Это в НАТО входят десятки стран. Можно было бы найти консенсусные точки и легко согласовать какие-то интересы. Но, к сожалению, часто такого согласия нет. Отсутствие той же Армении на саммите это наглядно нам показало.

— Ереван демонстрирует какую-то обиду из-за ситуации в Карабахе.

— Отсутствие участия ОДКБ в разрешении этого конфликта связано с тем, что с формальной точки зрения ОДКБ не могла участвовать, потому что сам Ереван не признавал никогда официально Карабах. С формально-юридической точки зрения Карабах был территорией Азербайджана. Это государство в ОДКБ не входит. Поэтому это не кейс, как сейчас модно говорить, для ОДКБ. Кроме того, Азербайджан является важным партнером для членов ОДКБ России и Беларуси. Так или иначе свою политику наши страны всегда выстраивали с оглядкой на Азербайджан, что Еревану не нравилось никогда. Это вот такой пример расхождения узких национальных интересов в данной ситуации.

— Даже тогда, когда разгорался конфликт в 90-е годы, Беларусь посылала своих миротворцев. И каким-то образом регулировалась конфликтная ситуация.

— Многие участвовали в решении этих вопросов. Но решать проблему нужно самим конфликтующим странам, желательно за столом переговоров.

— Есть же и другие примеры расхождения.

— По украинскому кризису желательно видеть общую позицию государств-членов ОДКБ. Ее тоже во многом нет. Есть позиция России, есть позиция Беларуси похожая. Здесь мы действуем очень тесно. Но у Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана другая позиция. Они дистанцируются, как бы хотят остаться вне этой повестки дня. А это для выработки какой-то консолидированной позиции нехорошо. Но с другой стороны, наличие расхождений неизбежно в любой организации, в многостороннем формате. Есть такие расхождения и внутри НАТО, которое не такое единое, как принято представлять. В принципе это нормальные рабочие вопросы, которые должны решаться. Если мы говорим об ОДКБ, хорошо, что есть такая организация. Наличие такого формата, такой площадки позволяет обсуждать актуальные вопросы, сверять часы, вырабатывать какие-то консенсусные решения, обозначать пункты расхождения, пункты разногласий. В любом случае диалог всегда лучше, чем его отсутствие.

— Наш Президент правильно сказал, что ОДКБ остается неотъемлемым элементом соблюдения безопасности государств-участников и Евразийского региона в целом. Ведь есть яркий пример того, как ОДКБ показала себя эффективной организацией: когда пришлось оперативно включаться в преодоление деструктивных событий в Казахстане.

— Это, пожалуй, такой прецедент оперативной работы, когда ОДКБ продемонстрировала в этих событиях в прошлом году в Казахстане свою субъектность.

— Намеченные белорусской стороной в ноябре прошлого года цели достигнуты. Это коллективный успех всех участников ОДКБ. Но есть и проблемы.

— Да, безусловно. ОДКБ — важный фактор стабильности и безопасности в нашем регионе. Но существуют определенные споры, разногласия между самими участниками. Это касается не только украинского конфликта или нагорно-карабахского. Есть давние пограничные недоразумения между Кыргызстаном и Таджикистаном. Опять же то, что обе страны-члены ОДКБ, является важным фактором, который не позволяет этим противоречиям перерасти в какой-то горячий конфликт. В случае чего ОДКБ тут как тут.

— В повестке дня саммита были актуальные проблемы международной и региональной безопасности, анализировались основные тенденции современной военно-политической обстановки в зоне ответственности ОДКБ и в мире в целом.

— Один из главных вопросов повестки дня саммита-о международной и региональной безопасности, об итогах деятельности ОДКБ в межсессионный период. Здесь же, если расшифровывать это, — актуальные вызовы и угрозы: наркотрафик, вызовы в сфере безопасности, киберугрозы, наемничество, биологическая безопасность и так далее. Например, наркотрафик — это традиционная проблема, она связана с положением центрально-азиатских государств, с близостью Афганистана, откуда это все активно шло и расползалось. И действительно, это одна из центральных тем для ОДКБ.

Проблемы терроризма, в первую очередь, исламского терроризма, актуальны для государств-участников ОДКБ в той или иной мере. И противодействие этому находится в фокусе внимания организации. Проблема той же нелегальной миграции актуальна сегодня. Здесь происходят трения наших государств с Евросоюзом, с НАТО. Постоянно слышим обвинения Польши и Литвы в адрес Беларуси, что наша страна якобы содействует этому трафику нелегалов в сторону Европейского союза. Сейчас такая проблема возникает в отношениях России с Финляндией и со странами Прибалтики, которые также закрывают границы под предлогом трафика нелегалов. Проблема в том, что сам Евросоюз фактически разрушил ту систему договоренностей, которая в этом вопросе существовала. У России и Беларуси были договоры с ЕС о реадмиссии — о том, что нелегалы, попадающие с нашей территории в Евросоюз, возвращаются обратно. Но после того, как Европейский союз ввел в одностороннем порядке против наших стран всевозможные санкции, естественно, выполнять эти соглашения стало невозможно, и это перестало иметь какой-то смысл. В данном случае сам Евросоюз собственными руками разрушает ту систему договоренностей, которая существовала.

— Проблема борьбы с наемничеством достаточно остра сегодня. Операция ОДКБ «Наемник» направлена на прекращение вербовки и перекрытие каналов выезда граждан государств ОДКБ для участия в деятельности международных террористических группировок. Это один из ключевых вопросов.

— Проблема наемничества актуальна также в свете исламского терроризма. Страны ОДКБ — это страны с большим мусульманским присутствием. Так или иначе, исламский радикализм является вызовом для них. В том числе имеет место и наемничество. В том же Исламском государстве, террористическом, был значительный процент наемников из стран ОДКБ. Это и проблема наемничества в Украине. Непосредственно наша страна с этим сталкивается. Такие вопросы находятся в фокусе организации, их нужно решать и согласовывать позиции, продолжать совместную работу, чтобы не допускать выезда граждан стран ОДКБ, которые планируют присоединиться к террористическим группам. Важно задействовать механизмы по розыску, задержанию лиц, причастных к терроризму и экстремизму.

Нужно определиться и согласовать, что понимается под наемничеством. Страны объясняют это по-разному. В том же Казахстане уже несколько было прецедентов, когда были осуждены лица, участвовавшие в конфликте на Донбассе на стороне ДНР и ЛНР. С точки зрения Казахстана они значились как наемники. По мнению российской стороны это будет иная ситуация. Поэтому в рамках вот этих договоренностей должно быть все оговорено и прописано, что мы понимаем под наемничеством и кто подпадает под эту трактовку.

— Еще один вопрос — это биологическая безопасность. Как мне кажется, оно заострено в последнее время. И есть поэтому причины — созданы американские лаборатории, которые представляют угрозу в плане разработки биологического оружия. В ОДКБ заработал координационный совет по биологической безопасности.

— Это тоже один из вызовов. Наши западные оппоненты размещали разнообразные биолаборатории в постсоветских странах, включая территории государств-участников ОДКБ. Этот вопрос требует урегулирования. Больше всего таких лабораторий действует в Украине. Причем это одна из причин конфликта, который сегодня там развивается. В некоторых лабораториях разрабатывается биологическое оружие совершенно нового типа. Демилитаризация, которая является целью специальной военной операции России в Украине, должна и это затронуть.

— Хотелось бы остановиться на приоритетах развития ОДКБ на очередной год под председательством Казахстана.

— Планируется сотрудничество ОДКБ с заинтересованными странами и международными организациями в сфере безопасности. Еще один приоритет-доработка нормативно-правовой базы по вопросу оперативного развертывания Коллективных сил оперативного реагирования, в частности, беспосадочного транзита, полетов военной авиации и других. Например, конфликт быстро развивается, а правовая база не готова, что снижает оперативность реагирования на ситуацию.

 

— Почему роль ОДКБ в зоне конфликта Армении и Азербайджана по Карабаху не могла реализоваться в полной мере?

— Все эти 30 лет армянское доминирование в регионе удерживалось. Карабахская непризнанная республика контролировала четверть территории Азербайджана: сам Карабах и пограничные районы, зона безопасности так называемая. Сейчас после первого неудачного для Армении конфликта в 2020 году от Карабаха остался кусок небольшой. Был потерян контроль над всей этой зоной безопасности. Половина самого Карабаха была потеряна. Остался только узенький Лачинский коридор. Уже очевидно было, что Армения проиграла очень существенно. Достижения прежних лет были обнулены. Эту ситуацию как можно объяснить? Часто бывает, что победители покоятся на лаврах и в итоге терпят поражение. Армения в начале 90-х годов выиграла у Азербайджана в жестокой, кровопролитной войне. Но дальше Армения почивала на лаврах, фактически не укладывалась в военное строительство. В самой Армении большое влияние приобрел так называемый карабахский клан, победители той войны составляли правящий клан долгое время. Ну и с управлением этого клана связаны коррупционные явления. Премьер-министр Пашинян победил на критике этого клана, от которого армянское общество устало. Не в одном Пашиняне дело. Он успешно переизбрался и получил мандат доверия от армянского общества в условиях неудач Армении в конфликте с Азербайджаном по поводу Карабаха в 2020 году. Видимо, произошел какой-то перелом в общественном сознании внутри Армении. На рубеже 80-х-90-х годов был всплеск армянского национализма, который во многом стал причиной той войны. А сейчас преобладают обывательские настроения, как на украинском майдане: хотим кружевные трусики и в ЕС, чтобы были открытые границы. Преимущественно материальные вопросы решались. И если ради этого нужно пожертвовать Карабахом, значит, можно пожертвовать. В обществе стали преобладать такие настроения. Судя по всему и по реакции армянского общества, оно готово к этим потерям. Даже сейчас, казалось бы, фактически произошел окончательный разгром. Это великая человеческая трагедия. Около 160 тысяч армян были выселены из Карабаха, уехали оттуда. Кто в ней виноват? Во-первых, премьер-министр. Тем не менее мы не видим в армянском обществе требования отставки Пашиняна. Были какие-то протесты, но они быстро выдохлись.

Вообще, фигура армянского премьера — политик-разрушитель, я так бы сказал. Он пришел к власти на волне революции, в результате такого армянского майдана. Мы хорошо знаем, как это работает. К власти приходят политики, однозначно ориентированные на Запад, провожающие интересы западных центров силы. Их основная функция и задача — разрушать целостную структуру постсоветского пространства. Так было в Украине, так было в Грузии. Так, к сожалению, происходит в Армении. В данном случае Пашиняна удерживает очень сложное геополитическое положение Армении. Он не может полностью уйти с орбиты России, ОДКБ и вынужден маневрировать, сидеть на нескольких стульях сразу. Опять же, опыт показывает, что кресла разъезжаются, рано или поздно приходится определяться, с кем ты и какую цену готов заплатить за свой выбор.

Беседовал Леонид НОВИКОВ

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.