Вы здесь

От чего помогают сушеные лисички


Эти знания накапливались веками. Люди подмечали особенности растений. Их употребляли в пищу, ими лечились, украшали жилище во время праздников, использовали в обрядах. Умение жить в гармонии с природой было и одним из секретов душевного благополучия. Поэтому растения подавались в вышивке, песнях, сказках, сказаниях... К сожалению, с перетеканием населения из деревень в города нарушались давние связи, и, если раньше злаковые секреты передавались через поколения, то сегодня уже стоит вопрос о сохранении и популяризации традиционных знаний. Именно этой теме был посвящен круглый стол, который провели ученые Института генетики и цитологии и Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук. Он проходил в рамках масштабного проекта «Наращивание потенциала для сохранения традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами, и правового регулирования доступа к ним в Республике Беларусь» (проект ЮНЕСКО по программе участия на 2022-2023 годы). На нем собрались носители традиционных знаний из разных регионов Беларуси, представители учреждений культуры и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, профессиональные врачи.


Слово носителем

 

София Каток на встречу появилась не только с сушеными снадобьями

Заведующая Пластовского сельского клуба София Каток на встречу появилась не только с сушеными травами, но и с настойками и вареньем, о которых знает почти вся деревня на Любанщине. В клубе открыта комната трав, а местный коллектив пенсионеров с удовольствием собирает травники. Женщина рассказала, что здесь заготавливают листья малины, земляники, смородины, брусники, корни калгана, девясила, лапчатки, пижмы, березовую омелу, цветы липы, тимьян, душицу. В сезон простуд востребованы варенье из одуванчика и сосновых шишек или почек. Настойки здесь делаются не только со снадобьями, но и с грибами. Так, от многих болезней помогают настойки с радугой или лисичками.

Раиса Валькова, которая также представляла Любанщину, привезла резники — традиционные блюда из творога. Местные хозяйки тесто, которое липнет к рукам, нарезают ножом. Кроме того, им наносят на изделия рисунок в виде различных крестиков, царапин, отсюда и название «Резники». При Кузьмицком сельском доме культуры создано любительское объединение «Кузьмицкие сладости». Полезным блюдам из творога, который делается из самоуправши (кислого молока), здесь уделяется особый почет. Блюда из него бывают с различными добавками, например, с корицей, или с подорожником — последний вариант полезен для желудка. Поделилась женщина и секретами местных чаев. Раньше, когда не было завозных «Индийских чаев», деревенские женщины поджаривали на костре горбушку хлеба, бросали его в чугунок с кипятком, и так получался напиток с запахом хлеба. А еще можно зачерствевший поджаренный хлеб бросить в банку с теплой кипяченой водой, завязать марлей или тряпочкой и оставить на два дня в печурке, чтобы пошли пузырьки. После банку нужно на несколько дней переставить в холодное место. Когда корки опустятся на дно, получится квас, останется только процедить настой. Также квас могли делать с сушеными яблоками или сладкими ягодами. В больших семьях женщины, которые уже не хотели иметь детей, делали чай из веток вишни. Вишневый пучок бросали в чугунок с кипятком и ставили в теплую печь на ночь. Естественно, беременным такой напиток запрещался.

А еще женщина рассказала, что в послевоенные годы сельчане собирали по весне рыжие «почки» хвоща, сушили, мололи и добавляли в хлеб.

Светлана Паращенко, заведующая клубом на Ветковщине, руководитель коллектива «Столбунские посиделки», одна из хранительниц обряда «Похороны стрелы», поделилась своими секретами. С весны в деревне собирают подбел (средство от кашля), позже тимьян, душицу. Растут у них такие травки, как лапчатка (калган) и зубровка. При болях в суставах в деревне прилагают к больному месту листы капусты, репейника. Если болит позвоночник, можно на ночь приложить лист хрена.

Популяризация

О секретах растений сегодня можно узнать и в учреждениях культуры. Например, мероприятия, посвященные зеленству, проходят в Белорусском государственном музее архитектуры и быта. Его научный сотрудник Алеся Зинкевич выступает одним из их организаторов. Девушка поделилась, что многих секретов переняла от своего дедушки, который жил в Логойском районе и собирал различные травники. Так, в семье был культ зверобоя — им лечили все болезни, от головной боли до проблем с желудком. Из черного тополя собирали почки. Настойка из них — топелевка — использовалась для лечения царапин, порезов. Если болели ноги, их растирали настойкой из мухомора или втирали листья сирени (в некоторых местностях считается, что подходит только белая сирень). Узвар из сосновых почек лили на горячие камни в бане, а мочалки делали из плауна.

Много для сохранения и популяризации традиционных знаний делают сотрудники музея народной культуры Мозырщины «Полесская веда». Немало интересных сведений они записали в экспедициях. Так в одной из деревень им рассказали, что при купании новорожденного мальчика в воду нужно класть чистотел и розовый пион, чтобы он вырос красивым, деньги — чтобы богатым. Купали обязательно на белой пеленке — чтобы лицо было чистое, без сыпи. Девочке в воду клали чистотел, медвежьи ушки, лепестки розы — чтобы была красивой и хорошей хозяйкой. Воду после купания выливали за порог, чтобы, как вырастет, ушла из родительского дома. До года в люльку клали кусок хлеба, чтобы взрослая жизнь у потомка была сытой. Средством от бессонницы были шишки хмеля, ими набивали подушки. От давления использовали Калину. При болях в суставах — настои из мухоморов, сушеные лисички давали жевать детям от паразитов.

Музей Элизы Ожешко в деревне Мильковщина создан на базе бывшей школы на малой родине писательницы. Не удивительно, что в нем большое внимание уделяется травникам. Таким было хобби знаменитой землячки. Летом Элиза Ожешко ехала из Гродно к принеманским деревням и вместе с местными женщинами собирала растения... В музее угощают витаминными напитками, рассказывают о свойствах растений, делают композиции из засушенных цветов.

За секретами растений можно зайти и в агроусадьбы. Например, при усадьбе «Дайновский двор» работает мастерская вкуса «Злак-пчелка», хозяева которой — частые участники разнообразных фестивалей и фестивалей. Идею они одолжили из прошлого, когда узнали, что раньше были так называемые «Пани аптечковые». Женщин нанимали специально, чтобы они заготавливали снадобья, занимались изготовлением мазей, настоек, уксуса. Такая барыня — Юлия Литвинова — и руководит дайновской мастерской «Зелка-пчелка». Она делает чайки, в которые добавляет как местные снадобья, так и что-то свое — экспериментирует, подбирает растения, чтобы получился определенный аромат. Юлия, как и раньше ее бабушка, тоже печет караваи для молодоженов. Украшает их живыми цветами...

Молодые хозяева записывают за бабушками рецепты и местные названия растений, расспрашивают о традициях, разучивают народные песни. В одной из экспедиций, например, их поразил рецепт из мухоморов от одной травницы. Настойку из них та закапывала в землю в «гнилые дни» (когда дни стоят пасмурные, ночью на небе не видно луны). В земле настой должен был простоять 40 дней.

Фитоправила

Раиса Валькова, привезла резники — традиционные блюда из творога

Сегодня травники становятся популярными, много советов по их использованию можно найти в интернете, но как предупредил профессор народной медицины, фитотерапевт Николай Агренич, с растениями нужно быть очень осторожными. Многие из них действительно способны помогать в лечении определенных болезней, в то же время они могут содержать вещества, разрушающие печень и почки. Как, например, тот же распроклемованный в сети окопник. Прежде чем заняться таким лечением, нужно изучить, как протекает болезнь, какие другие заболевания могут быть у человека. Часто фитолечение нужно подбирать индивидуальное, особенно, если человек имеет заболевания почек. Любительское увлечение снадобьями может не убрать болезни, а наоборот, осложнить их. Если подорожник или полынь дать больному язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, это ухудшит его состояние. Есть много нюансов, касающихся женского здоровья. При приеме Травников важно учитывать возраст и даже фазы цикла пациенток.

Нужно знать, как собирать растения, как их применять. Есть среди них дубильные, и те, что содержат слизь, они никак не дружат в одном сборе. Верхняя, средняя и нижняя часть той же крапивы могут по-разному действовать.

К тому же человек несведущий может легко запутаться. Одно и то же название люди могут давать разным растениям. Бывают и разные виды одной и той же растительности, отличить которые между собой и специалисту непросто...

Как сохранить и не навредить?

Беларусь — одна из стран, подписавшая Нагойский протокол, касающийся сохранения генетических ресурсов и традиционных знаний, с ними связанных. Сегодня необходимо определить, каким образом можно защитить «природный» слой нематериальных ценностей, который был накоплен нашими предками. Безусловно, необходимо воспитывать в обществе уважительное отношение к таким знаниям и их носителям. Но существует много вопросов, на которые еще нужно найти ответы. Важно сохранить накопленные знания, нужна популяризация, но должна ли старушка, обладающая теми же злаковыми секретами или рецептами местных блюд, делиться ими со всеми, кто к ней приезжает? Случалось, что гости из «одолженных» рецептов получали коммерческую выгоду, когда печатали их. Возможно, традиционные знания нужно определять как объект интеллектуальной собственности, а носителей отмечать государственными сертификатами.

Кто имеет право моральное, интеллектуальное перенять секреты Травников? Должен ли за это платить? Как, принимая право на денежное вознаграждение, не изменить менталитет? Все же раньше люди не искали во всем пользы, считали: гость в дом, это Бог в дом. Какие правила нужно закреплять нормативными документами и как доносить их до туристов, потребителей, гостей, может, через буклеты и памятки?

Необходимо понимать, что часто знания, передаваемые из поколения в поколение, имели и сакральную составляющую. Заведующий отделом организационно-методической работы Любанского районного центра культуры Сергей Выскварка признался, что когда он видел, как в деревню погост приезжали на обряд Юрье несведущие люди и с фотоаппаратами лезли посреди хоровода, срывая сакральное действо, «просто хотелось их гнать отсюда палкой». До сих пор не утихают споры вокруг традиции выпекания хлеба. Раньше хозяйки даже детей выгоняли из дома, когда месили тесто, а сегодня посмотреть на этот процесс идут незнакомые люди. Компромисс был найден в том, что действо было перенесено в клубные учреждения.

Хорошим вариантом для популяризации знаний и создания на основе их районных туристических брендов могли бы стать агроусадьбы, но сегодня необходимо хозяевам дать права на то, чтобы они могли пригласить людей и провести обряд или те же мастер-классы, связанные с травниками.

Хорошие результаты в сохранении традиционных знаний дает сотрудничество со школами. Здесь прививается любовь как к местным обычаям, обрядам, фольклору, так и вообще к народной культуре.

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Зёлкавыя сакрэты

Выбор редакции

Калейдоскоп

Выбираем семенной картофель

Выбираем семенной картофель

Огород без картофеля — не огород. И сейчас время покупать семенную «бульбу».

Образование

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Напомним, в третьем сезоне заявки на участие в конкурсе подали 193 проекта.