На этапе Кубка мира по плаванию, который прошел в октябре, Алина Змушко завоевала бронзовую медаль на дистанции 50 метров брассом. Эта медаль стала неплохим заделом для подготовки к чемпионату мира, который пройдет в феврале. «Моя главная мотивация — это результат. Когда он стоит на месте, мне очень тяжело. Но когда я добавляю, у меня появляются силы и желание работать больше», — делится Алина Змушко. Казалось бы, такие рассуждения о мотивации — просто красивые слова спортсмена для интервью. Но не в случае Алины. Ее любимое занятие — устанавливать национальные рекорды по плаванию брассом. Ни один ее рекорд не становится «вечным», она постоянно превосходит собственный лучший результат, повышая планку национальных рекордов. Для болельщиков и журналистов это невероятно красивая история. Но только сама Алина и ее тренер Игорь Макеев знают, что за этим стоит. В интервью «Звязде» Алина Змушко приоткрыла завесу спортивной жизни.
— Алина, самый актуальный вопрос: как вернуться на международные старты и причем сразу завоевать медаль?
— Если честно, то во время подготовки к этапу Кубка мира я даже не думала о медали, я просто радовалась, что лед тронулся и мы возвращаемся на международные соревнования. Быть отобранным на чемпионат мира — вообще огромное счастье. Что бы кто ни говорил, но выступление на международных соревнованиях — совсем другой уровень. Чем больше участников, тем выше конкуренция. Многих спортсменок я знаю не первый год и была очень рада всех видеть, посоревноваться с ними. И сами соперницы были рады нас видеть. Я была готова к тому, что нас могут как-то уколоть, настраивалась, что придется абстрагироваться и делать свою работу. Но нет, ничего такого не было. После финиша 50 метров брассом протянула руку победительнице — итальянке, чтобы поздравить. А она сама меня обняла. Да, были ограничения, нас не вызывали на вознаграждение, я не стояла на пьедестале. Конечно, это неприятно, но я была готова к такому сценарию. Самое главное, что я снова почувствовала дух, атмосферу международных стартов, почувствовала соревновательный кураж. Все время, что мы были отклонены, я работала, наращивала результат, потому что спортсмен не может иначе. Но тренироваться, не понимая, зачем, сложно. Поэтому я была очень рада «бронзе» этапа Кубка мира и еще больше рада тому, что мы снова выступаем на международных стартах.
— Ни один старт не проходит без сообщений «Алина Змушко установила национальный рекорд». Ты когда-нибудь считала, сколько их у тебя?
— Однажды пробовала, но быстро забросила, поэтому знаю только примерное количество, точную даже знать не хочу. Кому нужны эти цифры? У меня стоит рекорд — хорошо, я устанавливаю новый — еще лучше, то есть, я превосхожу свой результат. Вот это главное, а не статистика. Рекорд — отлично, но мы же смотрим на перспективу. Поэтому я анализирую, куда меня приведет этот результат, насколько я конкурентоспособна с ним. Со своим результатом на 200 метрах брассом я была бы вторая или третья на недавнем чемпионате Европы. Вот что важно — результат, которого я могу достичь, а рекорд или нет — второстепенно.
— Считается, что пловцом может стать любой, но брассистом нужно родиться. Почему?
— Первые годы в бассейне я плавала на спине. Однажды проплыла на соревнованиях комплексом, тренер только и сказал: «Да она же брасистка, зачем ее „спиной“ мучают». При этом брасс я специально не тренировала. Мне кажется, я с рождения умею плавать брассом. Моя мама когда-то плавала брассом и, скорее всего, гены дали о себе знать. У меня подвижные гиперпластические суставы, у меня подвижные стопы, вода меня очень хорошо держит — все это очевидно от природы. Конечно, это не значит, что я просто беру и плыву. Свою генетику, природные качества я усовершенствовала тренировками, отсюда и результат. Каким бы ты ни был одаренным, на тренировках нужно вкалывать. Мне никогда просто так ничего не давалось. Результат приходит только к тем, кто работает. Бывает, что-то не получается, я тогда плачу, психую, а потом успокаиваюсь, обещаю себе все исправить. И иду работать. Как спортивный психолог по образованию я действительно знаю, что эмоции нужно упускать. Нет ничего плохого в том, чтобы поплакать, покричать, выговориться о том, что болит.
— Чем тебя заинтересовала спортивная психология?
— Мне нужно было поработать над своим психологическим состоянием. И я решила это сделать таким образом: разобраться со своими проблемами и получить образование. На нашей специальности нет заочной формы обучения, поэтому я училась на дневной и параллельно работала в НИИ. Все тесты, все методики я попробовала на себе. Из-за своей эмоциональности я часто впадаю в крайности: то я максимально в себе, то фонтанирую эмоциями. Пришлось искать баланс.
И, благодаря обучению, я его нашла. Оказалось, очень увлекательно копаться в себе и изучать свой внутренний мир. Да и в спорте психологическая подготовка важна не менее физической. Как мне говорил один тренер: «В финале все восемь спортсменов готовы воевать за медаль, каждый претендует на пьедестал. Но среди равных физически побеждает тот, кто лучше готов психологически».
— Заведующий кафедрой спортивной психологии Владимир Геннадьевич Сивицкий в одном интервью сказал, что лучший психолог для спортсмена — его тренер. Ты с ним согласишься?
— С Владимиром Геннадьевичем нельзя не согласиться, это был отличный преподаватель, который много мне дал. Я соглашусь, что тренер играет большую роль не только в физической, но и психологической подготовке спортсмена. Тренер для спортсмена — это мама, папа, брат, друг, врач, психолог в одном лице. Мой тренер меня прекрасно понимает, считывает мое состояние и, исходя из этого, выстраивает тренировку. Если у меня что-то не получается, мы обязательно с тренером это обсуждаем, чтобы исправить ошибки и больше их не допускать. Для спортсмена очень важно, чтобы тренер его понимал и работал с ним индивидуально. Если у тренера 10 человек в группе, он физически не может отдать одному спортсмену столько внимания, как при индивидуальной работе. Поэтому иногда в плане психологической подготовки тренеру нужна помощь специалистов.
— У спортсменов часто спрашивают о том, как он готовится к старту, и очень редко о том, что он чувствует после финиша. Что ты чувствуешь после заплыва?
— Чаще всего — усталость. Когда мы готовимся к соревнованиям, все силы и эмоции идут на эту работу. На сами соревнования их остается минимум. И если на соревнованиях и этот минимум выплескивается, наступает разорение. И это нормально, это означает, что ты выложился полностью. Бывает, после старта такая усталость на плечи наваливается, что даже не остается сил радоваться медали. В 2021 году на открытом чемпионате России я завоевала лицензию на Олимпийские игры. Соревнования шесть дней подряд, и в последний день на дистанции 200 метров я отбираюсь на Олимпиаду. Финишировала, смотрю на результат, а в голове только одна мысль: «Я наконец это сделала». И усталость.
— И тут снова возвращаемся к тому, насколько важна психологическая подготовка — преодолев такую усталость, снова вернуться к физическому труду, наверное, могут только спортсмены...
— Мы проводим в воде по четыре часа в день. Я наблюдаю за любителями, которые плавают 40 минут, а потом хотят спать, есть, полежать. Вода забирает очень много сил.
А мы еще, кроме бассейна, работаем в тренажерном зале. Я обычно два часа плаваю и потом еще полтора часа в тренажерном зале работаю. Несколько часов отдохнула, и вечером снова на тренировку. Звучит, конечно, страшновато, но мы привыкаем к такому ритму. Если правильно спланировать нагрузку, то не все так ужасно. Но бывают и форс-мажоры. Например, на подготовку к этапу Кубка мира у меня было примерно полтора месяца. В сжатые сроки нужно было быстро набрать форму, подготовка шла в ритме вальса. Мы с тренером понимали, что времени мало, поэтому и сделали акцент на полсотни и на стометровке, на 200 метров я бы не успела подготовиться. Я только вышла из отпуска, а после отдыха всегда тяжело входить в рабочий ритм. Но, если через две недели старт, времени на раскачку нет. Все в нашей голове, поэтому я просто настроилась на работу и начала работать.
— Были ли в твоей карьере моменты, когда хотелось оставить профессиональный спорт?
— Конечно. В 2017 году был очень трудный период, когда результат остановился, и нужно было кардинально менять подготовку, чтобы идти дальше. В такие моменты организм говорит: «Я уже сделал максимум, больше не могу». Это своеобразная защитная реакция. У меня она проявилась в настроении. Я не могла смотреть на воду, на бассейн. В один день я просто пришла на тренировку и сказала: «Я не хочу плавать». К счастью, у меня прекрасный тренер, и вместо того, чтобы заставлять меня, Игорь Алексеевич просто сказал: «Иди, занимайся своими делами. Желание вернется — приходи». На следующий день я пришла в спортивный комплекс, но до бассейна не дошла. Через два дня пришла в бассейн, просто поплавала для себя, без задания и вернулась на вечернюю тренировку. Мне нужно было отдохнуть от плавания, чтобы убедиться, что я не смогу без него. Я поняла, что сегодня передо мной открыта масса занятий, но мне ничего не нужно, кроме плавания.
— Ты довольна интересом зрителей к плаванию?
— Конечно, хочется, чтобы, как на футболе, все трибуны были заняты. Мне кажется, люди стали больше интересоваться плаванием. Из-за коронавируса мы выступали без зрителей. А на этапе Кубка мира снова увидели заполненные трибуны, услышали их поддержку! Это потрясает. Сразу столько сил и эмоций прибавляется. Неважно, за кого болеют трибуны. Важна эта атмосфера.
— Часто можно услышать фразу «У нее плечи как у пловчихи». И не всегда это комплимент. Как ты относишься к таким высказываниям?
— У пловчих прекрасная фигура. Я в этом уверена, а как считают другие, мне не интересно. У меня красивые ноги, красивые плечи. Да, они немного шире, чем у других девушек, но это не проблема. Мои плечи не помешали мне выбрать идеальное свадебное платье, не мешают выбирать красивую одежду. Поэтому о таких стереотипах я даже не думаю.
— Ты вышла замуж, а несколько лет назад в интервью говорила, что сначала Олимпиада, а потом замужество.
— Тогда я думала, что замужество помешает моей карьере. Но, наверное, тогда я еще не встретила своего человека. Одно другому совершенно не мешает. Наоборот, муж поддерживает и помогает. В олимпийский год вряд ли стали бы играть свадьбу, все усилия были бы направлены на Олимпийские игры. Но мы поженились в 2023 году, все правильно спланировав. Расписались в ЗАГСе и... Я поехала на тренировку, с макияжем, в красивом платье поехала в бассейн. Тренер воспользовался моей эйфорией, и мы продуктивно поработали. А свадьбу сыграли во время отпуска. Все организовали так, чтобы праздник не мешал тренировкам и работе, и я могла легко переключиться.
— В том, что плавание полезно для здоровья, сегодня уже никто не сомневается. Что ты как профессионал можешь сказать людям, которые постоянно откладывают поход в бассейн?
— Плавание — отличный способ тренировать внутреннюю дисциплину. Бывает, очень не хочется заходить в воду, она холодная, настроение не то. Но приходится переступать через свое нежелание и погружаться в бассейн. И настроение сразу же меняется. Я знаю, что люди, которые ходят в бассейн по утрам, прекрасно себя чувствуют весь день. Любительское плавание дает бодрость и заряд энергии. Вода тоже успокаивает. Лично для меня медленное плавание похоже на медитацию. Поплавала немного, и мысли сразу проясняются. Такой халерик, как я, очень полезен.
Валерия СТЕЦКО
Фото из личного архива героини
Для смуглого, с нетипичной для Беларуси внешностью тракториста-машиниста КУСХП «Великодолецкое» Ушачского района Ро Вутха наша страна давно
Корреспонденты «Звязды» вместе с сотрудниками ГАИ понаблюдали, как минчане пользуются средствами персональной мобильности.
Проект чрезвычайно важен социально, но не только...