Здание, где разместился «Першы нацыянальны гандлёвы дом», еще недавно было известным столичным долгостроем — по первоначальной задумке, это должен был быть «Магнит Минска», строить который начали еще в 2009-ом. Но тот изначальный проект так и канул в небытие, и в конце концов долгострой получил «второе рождение». Он был завершен за счет бюджета, и теперь это «Першы нацыянальны гандлевый дом», собравший под своей крышей самые яркие и значимые отечественные бренды. На верхних этажах будут квартиры, внизу — паркинг. Ну, а «Першы нацыянальны гандлёвы дом», витрина лучшей продукции каждого из регионов нашей страны, открылся 29 декабря, на три дня раньше заявленного срока.
Мультибрендовая подача отечественных товаров покупателю — одна из ключевых тенденций последних лет. Об этом не раз и в прошлом, и в позапрошлом году говорило руководство отрасли легкой промышленности.
— Одно из новых направлений развития именно подачи наших товаров покупателю — мультибрендовые пространства. Это, например, сеть «Да дому», где представлена продукция множества предприятий нашей страны, объединенная общей концепцией домашнего уюта. Мультибрендовые магазины под своей маркой открывают «Conte», «Світанак» — там они реализуют продукцию и других белорусских предприятий, — отмечала в интервью «Звяздзе» заместитель председателя концерна «Беллегпром» Наталия Мурашко.
Тенденция актуальна и для других сфер — от продуктов питания до мебели. И «Першы нацыянальны гандлёвы дом» (133 торговых площадки: фирменные магазины, кафе, бытовые объекты) — как раз масштабная реализация этой концепции. Эти 133 торговых объекта расположены на трех этажах, а чтобы у покупателя «не разбежались глаза», магазины сгруппированы по регионам: первый этаж (куда попадаешь с главного входа) — Витебская и Могилевская область (и часть брендов Минщины), второй Брест, Гродно, Гомель, цокольный — опять же, столичная область. 91 магазин непродовольственных товаров, 27 магазинов товаров продовольственных, 5 кафе и ресторанов и 10 объектов оказания услуг. У входа можно ознакомиться как с подробным планом торгового дома, так и с планом расположения магазинов по каждому из регионов.
Находится «Першы» через дорогу от «Дана Молл», но конкуренции не боится.
— «Дана Молл» нам не конкурент, — улыбается продавец Юлия. — Он привлекателен в первую очередь для молодежи. Люди более взрослые, умудренные опытом, уверена, придут к нам. Потому что с высоты прожитых лет учишься ценить качество. А белорусская продукция и качество — синонимы.
Впрочем, молодежи среди посетителей нового ТЦ тоже достаточно, причем в субботу в 10 утра (я решила приехать к открытию в надежде, что все прочие будут спать дольше — не тут-то было).
— Сегодня утром покупателей немного, — добавляет собеседница. — Вот в первые дни после открытия очень много людей было. Приходили семьями, приезжали из регионов, много россиян было, другие иностранцы. А сейчас работаем в обычном режиме.
Если вам показалось, что на фоне почти сотни непродовольственных магазинов три десятка магазинов продовольственных — это не много, то вы ошибаетесь. Визуально, разного рода снедь тут — на каждом шагу. Если вы не можете разрешить для себя дилемму, какая сгущенка вам ближе, рогачевская или глубокская, идите в «Першы нацыянальны гандлёвы дом»: вариантов сгущенки от обоих производителей тут множество, причем с разными вкусами — некоторые виды в Минске не встретишь. И если вам интересен сравнительный личный анализ глазированных сырков из разных не то что областей, но даже районов — тоже добро пожаловать: есть возможность ознакомиться, купить под одной крышей с десяток (или несколько десятков) сырков со всей страны, попробовать и решить для себя этот вопрос.
А в целом, продовольственный ассортимент действительно широкий и разноплановый — ориентирован на разного покупателя. Впечатляет выбор полуфабрикатов — например, замороженных вареников, пельменей, блинчиков. В том числе варианты, прежде лично мной в минских магазинах не виданные. Есть выбор для тех, кто считает себя адептом правильного питания — например, к их услугам ассортимент крамы «Витебский экопродукт», продукты из молока А2 (первым это ныне модное молоко в 2021 году начал выпускать Лунинецкий молочный завод. А1 и А2 — не торговые марки, а генетические варианты белка бета-казеина, и в чем тут фишка, «Звязда» как-то писала) и т.д.
Ожидаемо много в новом ТЦ кондитерки — и в магазинах от «Коммунарки», «Спартака», «Красного пищевика», и в фирменных магазинах производителей масштабом поменьше. В широком ассортименте — и алкогольные напитки, в первую очередь традиционные для белорусской кухни. Много сыров, от моцареллы до видов с плесенью или специями. И, конечно, к услугам покупателей большой выбор мяса и мясных продуктов. Индейку из разных регионов, например, можно и нужно сравнивать, как и стейки из мраморной говядины — варианты есть. Не говоря уже о курице, свинине и изделиях из нее — от сарделек до пальцем пиханых колбас.
Есть в новом торговом центре большой фудкорт, но пока что «кафешек» там немного. А на первом (цокольном) этаже располагается кафе белорусской кухни «Пан Жыта».
Что удивило: в небольшом магазине «Лесной домик» Белыничского лесхоза можно купить тушенку из лосятины, оленины и даже мяса зубра. Стоит все удовольствие в пределах десятки за стандартную банку тушенки. Можно, конечно, вознегодовать: мол, это ж символ страны, да к тому же зубр — в Красной Книге. Но сотрудники магазина уверили, что все в рамках закона. И раз уж ущерб виду деликатес не нанес, почему бы не попробовать?
К слову, в этом же магазине продаются очень милые стеклянные подарочные баночки с самым разным медом. В среднем 4 рубля за 130 грамм.
Мебельные магазины и товары для дома — еще одно крупнейшее направление, на которое ориентирован торговый центр. Вряд ли так задумывалось изначально, просто мебель в Беларуси производит много крупных и небольших компаний, вот «уклон» и получился сам собой. И по дизайнерским направлениям, и по формату мебельные магазины тут очень разные. Есть, например, пространства крупных сетевых магазинов «Ами-Мебель», Black Red White, есть площадки крупных производителей, есть шоурумы интернет-магазинов — например, известного divan.by или furman.by. А также корнеры небольших частных производств.
То же самое касается отделки и дизайна квартиры (дома), предметов интерьера: форматы разные. Наряду с «Керамином», «Белорусскими обоями», «Витебскими коврами» и т.д. здесь работает также мультибрендовое пространство «Дадому». Это, кстати, уже третий минский «Дадому» (есть он также в «Дана Молл» и «Столице»).
Много в новом ТЦ хрусталя и фарфора, есть ряд студий кухни, а также магазины садовой мебели. Можно найти и вовсе дизайнерские вещи — в единственном экземпляре.
— Мы работаем не только для людей, у которых есть загородный дом, — рассказали в магазине «Лавка ковки» (производство расположено в Могилеве). — Почему в квартире, в прихожей, скажем, надо ставить полочку из фанеры? Ведь можно поставить красивую и надежную этажерку — сочетание ковки и дерева. Это вложение на долгие годы. Помните, в советские годы был такой анекдот: мол, мебель у нас делают из фанеры, а заборы из дерева. Так вот, сегодня это не так: мы, например, создаем надежные, долговечные, красивые и качественные интерьерные вещи.
Кстати, изящный кованый подсвечник, на ощупь тяжелый, а по виду — невесомое кружево, здесь можно купить всего за 42 рубля, хотя, конечно, на большинство позиций цена выше.
Что удивило: Оказывается, в нашей стране есть производства, делающие не только качественную и красивую классическую мебель, как мягкую, так и корпусную, но и дизайнерскую, в самых разных стилях. Находкой лично для меня стал бренд Savlukov-Mebel. Во-первых и в главных, в связи со своей продукцией — действительно стильной мягкой мебелью, а во-вторых, в связи с оформлением шоурума. «Захотелось купить диван» — согласитесь, это звучит... пожалуй, странно: это же не платье или сумочка, такую покупку обычно люди обдумывают. Но мебель тут настолько классная, что купить ее именно что хочется, возникает такой мгновенный импульс. На многих диванах и креслах красуется табличка «Извините, меня уже купили».
— Наша фабрика — современное производство, которое находится в Витебске, — рассказывает продавец. — В Минске, как и в других регионах Беларуси, нас пока не очень знают, но, надеюсь, быстро познакомимся.
Знакомство, похоже, состоялось успешно. Кстати, диапазон цен тут — в принципе, не неподъемный. Есть вполне достойные варианты от 2 000 рублей, хотя в ассортименте красавцы-диваны и за 7-8000.
По одежде и обуви, пожалуй, стоило бы сделать отдельный обзор — ее тут тоже много, и если вам интересна мода, скучать в «Першым нацыянальным гандлёвым доме» вы не будете. Как известно, в Беларуси есть крупные предприятия, обеспечивающие, скажем так, более спокойный запрос (эта одежда в абсолютном большинстве, например, в ЦУМе и ГУМе), и локальные производства — дизайн-студии, работающие на создание акцентных модных вещей. И те, и другие в ТЦ представлены. Если вас интересует второй вариант, идите в то крыло, где Брестская и Гродненская область, там есть интересные корнеры — пока их меньше, чем хотелось бы, но ведь и центр только открылся. На сегодня и тут преобладает тот самый «спокойный запрос». Впрочем, показать в новом ТЦ они стараются самое лучшее, так что и у крупных производств тут можно найти нескучные вещи, которые захочется купить.
Что удивило: дизайнерская одежда для детей и подростков. Оказывается, она у нас шьется — и шьется неплохо. Например, в корнере бренда Colibri покупатель оденет свою юную модницу и для фэшн-фотосессии, и «на выход», и на каждый день. Плюс аксессуары и украшения. Цены тут, конечно, не сказать чтоб бюджетные, но ведь и вещи дизайнерские.
— Наше производство еще молодое, и минчане с ним только знакомятся, — рассказывает продавец. — Да и торговый центр новый. Так что пока люди приходят больше «просто посмотреть», хотя есть уже и продажи. Кстати, покупают у нас не только для детей, покупают и взрослые.
«Ростовка» у бренда — до 170 см, так что образы могут выбрать себе и девушки, и даже взрослые женщины (если комплекция позволяет).
И еще о плюсах. Во многих корнерах дизайнерской одежды есть разноплановые фотозоны (как и просто в холлах центра), во многих магазинах с продуктами — мини-кафе. А в целом — «мозаика» из разных отечественных производств действительно сложилась во вполне привлекательную и достойную картину, которую интересно рассматривать.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Пока в продаже в основном рассада цветов, лекарственных и ароматных растений, декоративных кустарников, а также клубники, земляники и «земляники-клубники».
Уметь проводить свободное время интересно и с пользой — своего рода талант.
Зарядные станции для электромобилей, дистанционный заказ еды, зоны отдыха.