Вы здесь

Почему китайцы называют себя «потомками дракона»?


Про это рассказал «Звязде» Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Беларуси Се Сяоюн.


10 февраля в Китае наступит Праздник Весны (Новый год по лунному календарю) и начнётся Год Дракона. По мере того, как Китай продолжает всё больше открываться миру, Праздник Весны всё больше превращается в глобальный праздник, становясь мостом дружеских обменов, соединяющим китайский народ и народы всего мира. Недавно Организация Объединённых Наций признала китайский Праздник Весны праздником ООН, я уверен, что ещё больше людей в мире заинтересуются Праздником Весны и связанными с ним двенадцатью символами китайского гороскопа.

Как Посол Китая в Беларуси, мое внимание привлекли несколько интересных событий, связанных с Праздником Весны, которые недавно произошли в Беларуси. В преддверии Года Дракона живущий два с половиной года у Президента Александра Лукашенко дракончик-хамелеон Жорик прославился в различных белорусских СМИ. Минский зоопарк выбрал «Дракона 2024 года» — им стала ящерица. Многие пользователи Интернета в Беларуси размещали в социальных сетях своих ящериц, хамелеонов и других питомцев, связанных с драконом. Жители Минска, Гродно, Бреста и других мест также изготавливают изделия ручной работы по мотивам китайских драконов. Всё это в полной мере отражает большой интерес белорусского народа к дракону и китайской культуре, стоящей за ним. Пользуясь случаем, я хотел бы поделиться с вами некоторыми своими представлениями о драконе и китайской культуре, которую он несет в себе.

В истории Китая образ дракона уходит корнями в глубокое прошлое, он запечатлен до мельчайших деталей во многих культурных реликвиях и классических произведениях. Появление изображения дракона можно проследить как минимум до периода среднего неолита в Китае. «Дракон Лун Чэньчэнь» в качестве талисмана гала-концерта к Празднику Весны 2024 года воплощает в себе элементы дракона из пяти известных культурных реликвий национального уровня. Трактат «Происхождение китайских иероглифов» династии Хань называет дракона «предводителем чешуйчатых существ» и описывает его особенности: «В день весеннего равноденствия дракон возносится на небеса, а в день осеннего равноденствия погружается в омут». В древней книге «Эръяи» династии Сун указывается, что дракон подобен девяти видам животных, а именно: «У дракона рога — как у оленя, голова — как у верблюда, глаза — как у кролика, шея — как у змеи, брюхо — как большой устрицы, чешуя — как у рыбы, когти — как у орла, лапы — как у тигра, а уши — как коровы». Кроме того, существует множество упоминаний о драконах во многих классических китайских произведениях, таких как «Возвышение в ранг духов», «Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад» и «Повести о странном из кабинета Ляо». Эти культурные реликвии и литературные произведения отражают конкретное представление древних китайских предков о мифическом звере драконе и зафиксируют системное наследие культуры дракона с древних времён до наших дней.

Как возникла культура дракона в Китае? Говорят, что во времена правления легендарного императора Хуанди Сюаньюаня, прародителя китайской нации, в мире появился дракон и помог ему объединить китайские племена. В этом процессе Хуанди создал тотем дракона с телом змеи, вобравший в себя характеристики тотемов других племён, а Хуанди также стал воплощением дракона. Эта версия актуальна и по сей день, поэтому китайцы называют себя «потомками дракона». Другая версия состоит в том, что древние предки китайцев не могли объяснить возникновение таких природных явлений, как дожди с грозами, а дождевая вода была чрезвычайно важна для земледельческого общества. Поэтому они придумали мифическое животное — дракона (по-китайски «лун»), произношение слова дракон по-китайски звучит подобно раскатам грома «лунлун» с тем, чтобы повелевать природой и делать погоду, благоприятствующую богатому урожаю. В этом смысле дракона можно считать самым ранним талисманом Китая. Независимо от истиной истории происхождения культура дракона издавна проникла в историю Китая, глубоко интегрировалась в китайскую культуру и стала одним из наиболее репрезентативных культурных и духовных символов китайской нации. По сей день китайцы все ещё танцуют танец дракона во время Нового года, участвуют в гонках на драконьих лодках во время Праздника Дуаньу, проводят фестивали драконьих фонарей во время Праздника фонарей. Культура дракона все ещё живо присутствует в жизни современных людей.

Хотя среди двенадцати знаков гороскопа только дракон не имеет соответствующего физического объекта, но это не повлияло на любовь людей к нему, а напротив, придало ему неповторимого очарования. В процессе долгосрочного развития и эволюции символическое значение дракона постепенно становилось все более содержательным, а его образ — все более богатым, дракон постоянно оказывает обширное и продолжительное влияние на жизнь людей. В определённой степени дракон — один из знаков гороскопа с самой богатой образностью и с самыми многочисленными символическими значениями. Во-первых, дракон символизирует власть и почёт. Древние китайские правители называли себя «Истинный дракон, Сын Неба» и использовали дракона — «божественного зверя, достигающего неба», чтобы показать свой авторитет, благородство и священность. Трон императора назывался «лунъи», что дословно означает «драконий трон», одежда императора — «лунпао» («драконье платье»). Во-вторых, дракон символизирует храбрость и силу. По легенде, дракон может вызывать ветер и дождь, управлять громом и молнией, рассеивать тьму, он храбрый, искусный в бою и обладает неисчерпаемой силой. Поэтому древняя китайская армия использовала знамя с изображением дракона как символ повышения боевого духа. 

Сегодня Китай располагает рядом важных научно-технических достижений имени дракона, например, первый обитаемый глубокоподводный аппарат собственной разработки «Цзяолун» («Водный дракон»), первый полярный научно-исследовательский ледокол разработки и производства «Сюэлун-2» («Снежный дракон»), большой самолет-амфибия отечественного производства «Куньлун» («Рыба-дракон») AG600, что демонстрирует твёрдую уверенность Китая в самостоятельности и самосовершенствовании в научно-технической области. В-третьих, дракон символизирует мудрость и загадочность. В мифологии дракон может предсказывать будущее и видеть душу человека. Такого рода мудрость и таинственный символизм отражают размышления и фантазии древних китайцев о неизвестном мире. Фразеологизмы «крадущийся дракон и птенец феникса», «крадущийся тигр и затаившийся дракон» используются для описания неординарных людей и героев, обладающих выдающимися талантами. В-третьих, дракон символизирует единство и гармонию. Внешний вид дракона сочетает в себе характеристики различных животных: рыбы, крокодила, змеи, свиньи, лошади и коровы, и часто сопровождается облаками, громом и молниями, радугами, торнадо и другими природными явлениями. Таким образом, образ дракона олицетворяет интеграцию и обмен между различными нациями и различными культурами. В-пятых, дракон символизирует счастливую примету и процветание. Дракон считается мифическим зверем, приносящим удачу и благоприятные предзнаменования, дожди и богатый урожай, а также является символом богатства. В народных верованиях дракон считается богом, который может благословить людей, дав им благополучие, здоровье и богатство. Поэтому люди часто используют драконов в качестве декоративных узоров по праздникам, чтобы привлечь удачу и благополчие.

Интересно, что из-за различий в истории и культуре в Китае и других азиатских странах восприятие дракона существенно отличается от его восприятия в европейских странах. Касательно внешнего вида у азиатских драконов обычно змееподобное туловище, дополненное характеристиками других животных, они с оленьими рогами, без крыльев. Европейские драконы более похожи на динозавров, обычно они могут дышать огнём, без рогов, с перепончатыми крыльями, как у летучих мышей. Что касается среды обитания, азиатские драконы обычно обитают в пропастях, горных ручьях, реках, озерах и других местах с водой, а европейские драконы обычно живут в пещерах в глубоких горах. С точки зрения символического значения азиатские драконы — это благоприятные животные, способные приносить счастье и устранять бедствия. Они часто ассоциируются с радостью и покоем, процветанием и могуществом, жизненной силой, благополучием и удачей. Европейские драконы в мифах, легендах, народных сказаниях и религиозных произведениях часто являются посланником демона или хранителем сокровищ или играют другие негативные роли, поэтому они часто являются символом жадности, зла, опасности и разрушений. И азиатские, и европейские драконы в определённой степени отражают понимание древних людей о неизвестных и суровых природных силах и воплощают стремление людей Востока и Запада к хорошему как с положительной, так и с отрицательной стороны. Несмотря на вышеупомянутые многочисленные различия, это совершенно не влияет на любовь людей к китайскому дракону. Многих иностранцев, в том числе белорусского народа, все больше привлекает китайский дракон и китайская культура, которую он представляет. Дракон также предоставляет отправную точку в обменах и столкновениях восточной и западной цивилизаций.

В минувший год Кролика благодаря совместным усилиям обеих сторон китайско-белорусские отношения сделали уверенный шаг вперёд. Председатель Си Цзиньпин и Президент Александр Лукашенко дважды провели встречи, в ходе которых состоялся глубокий обмен мнениями по двусторонним отношениям и сотрудничеству в различных областях, а также было опубликовано Совместное заявление Беларуси и Китая о дальнейшем развитии отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнёрства в новую эпоху, задав направление дальнейшего развития двусторонних отношений. В преддверии Года Дракона я уверен, что благодаря личной заботе и под совместным руководством глав двух государств китайско-белорусские отношения непременно будут полны энергии и жизненных сил, продолжат свое бурное развитие, а сотрудничество между двумя странами в различных областях будет обязательно подниматься вверх, как дракон воспарит в небо и достигнет замечательных результатов.

Подготовил Николай ЛИТВИНОВ

 

Выбор редакции

Политика

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Об этом мы говорили с Кириллом КОКТЫШЕМ, доктором политических наук, профессором кафедры политической теории МГИМО МИД России.

Культура

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

В беседе с главным дирижером симфонического оркестра — о магии музыки и влиянии искусства на человека.