Вы здесь

Кола вместо воды, сухая смесь вместо молока. Как корпорации берут нас в «заложники»


Все мы имеем вредные привычки и не задумываемся, откуда они появились и кем навязаны. Среди них — тяга к сладкому. Между тем, никто сегодня не может точно посчитать, сколько сахара мы употребляем, ведь он не только в конфетах и шоколаде, а даже в колбасах, сосисках и других полуфабрикатах. А за распространением сладкого стоят мощные корпорации, которые и заставляют нас стать сахарными наркоманами.

Как производители сладких напитков и детских сухих смесей захватили мир, рассказывает нейрохирург, научный сотрудник отделения опухолей головного мозга РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, преподаватель кафедры неврологии и нейрохирургии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения Белорусского государственного медицинского университета Гумен Горбанниджад.


— Стоит сказать, что большой бизнес всегда влияет на политику. А политика влияет на образ жизни людей. И для того чтобы единичные люди имели большой доход и не потеряли свое влияние, население, начиная от детей до зрелого поколения, и даже целые суверенные страны страдают. Иногда действия гигантских корпораций и политиков чем-то похожи на действия сумасшедших, до которых медицина и наука не может добраться.

— Сегодня, в век интернета, это сложно представить...

— Таких примеров можно найти много даже в ХХІ веке, в частности, это проблема сахара и компаний, которые делают на нем доход. Ни для кого не секрет, что крупнейшие компании, делающие бизнес на сахаре, это «Кока-Кола» и «Нестле». Все мы знаем их знаменитые напитки и шоколад. Сахар с помощью этих компаний изменил нашу жизнь, здоровье детей, и, как ни странно, даже повлиял на религиозные традиции некоторых наций.

В сахаре нет ни одного полезного для здоровья свойства. Нашими предками он использовался редко и не входил в их рацион питания. Богатые люди не ели сахар, а изготавливали из него скульптуры, которыми украшали стол. Резко увеличилось употребление сахара после Второй мировой войны. И исследователи заметили, что выросла смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, ее можно было сравнивать со смертностью от инфекционных болезней, а тогда она была высокой, так как еще не существовало эффективных антибиотиков. Ученые пришли к выводу, что виноват в этом сахар.

Производителей сахара это, безусловно, напрягало. Они напрямую начали подкупать ученых, чтобы те не просто не писали о вреде сахара, а заявляли, что он минимально влияет на наше здоровье. 

А в избыточном количестве смертей от сердечно-сосудистых болезней обвинили жиры животного происхождения. И то тоже было неслучайно, ведь когда производители начали уменьшать количество животных жиров в продуктах, они стали не такими вкусными. Чтобы их улучшить, начали добавлять сахар.

На самом деле, сегодня сложно определить, сколько сахара мы употребляем в течение дня, и полностью отказаться от него невозможно, так как он повсюду — в колбасе, сосисках, фастфуде, соусах, поскольку улучшает вкусовые качества. В 1960-е годы известные ученые из знаменитых лабораторий и университетов заявляли, что сахар минимально влияет на здоровье человека. Им удавалось 60 лет обманывать не только людей, а даже отдельные государства, пока их переписки с компанией «Кока-Кола» не были обнародованы в 1965 году в газете «Нью-Йорк Таймс». Выяснилось, что в то время каждый из них получил около 50 тысяч долларов за то, что печатали выгодную для сахарных компаний информацию. На нынешние деньги это около полумиллиона долларов.

В то время ученые утверждали, что неважно, что вы едите, важно, как вы двигаетесь и сколько калорий сжигаете. А какая пища попадает в желудок — кусочек мяса или килограмм сахара — это не имеет значения. Из таблиц употребления углеводов, белков, жиров даже исключили нормы сахара. Выводы этих ученых доходили до смешного: дети, которые едят шоколад, худее, чем те, кто его не ест.

— Опять же, сегодня такие манипуляции куда сложнее реализовать, когда мы имеем много источников информации...

— Говоря о влиянии «Кока-Колы» на политику разных стран, нельзя не сказать о Мексике. Мексиканский город Сан-Кристобаль-де-лас-Касас известен мировым рекордом употребления этого напитка. Ежедневно жители выпивают здесь в среднем по два литра колы. Из-за этого наблюдается большое количество смертей за счет сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

В этом городе водопроводная вода насыщена хлором и пить ее буквально невозможно. Несмотря на большое количество населения, в городе примитивная канализация, содержимое которой выливается в реку, поэтому оттуда также невозможно употреблять воду. У людей остается три варианта: пить кока-колу, алкоголь или приобретать дорогую питьевую воду. Конечно, они выбирают колу, ведь литр этого напитка дешевле, чем литр воды.

В этом же городе находится самый большой завод «Кока-Колы», который ежедневно выкачивает из земли один миллион галлонов воды (1 галлон = около 4,5 литра). Если же человек захочет пробурить колодец, мэрия такого разрешения по причине засухи не даст.

Надо сказать, что в этом месте живут коренные жители Америки, индейцы, и их предки не имели в рационе сахара и даже меда. Они намного более чувствительны к сахару и больше страдают из-за употребления сладких напитков. Таким образом, белые люди принесли местным жителям не только венерические заболевания и ветрянку, от которой большое количество индейцев погибло.

Рекламная кампания «Кока-Колы» стартовала с 1968 года, когда Мексика принимала Олимпиаду. Впоследствии было еще много компаний, адаптированных для коренных жителей Мексики. И теперь они считают колу другом, врачом, помощником в жизни и напитком на все случаи. Кока-колу начали использовать даже в религиозных и традиционных обрядах, ей угощают гостей, и отказаться нельзя, так как это оскорбление.

Понятно, что все это было бы невозможно без большой коррупции, причем на самом высоком уровне. Висенте Фокс, который был президентом Мексики с 2000 по 2006 год, с 1975 по 1979 год был директором сети компании «Кока-Кола» в Латинской Америке. Он и сам не отрицал, что именно она предложила ему пойти в политику.

Конечно, проблему мог бы решить парламент Мексики, добавив налог, чтобы кола стала дороже и люди ее меньше пили, ведь если называть своими именами, — это геноцид индейцев. Но такой налог никогда не сможет набрать достаточное количество голосов в парламенте и очевидно, почему большинство депутатов голосует за «Кока-Колу». При этом даже если кола станет дороже и люди будут покупать больше воды, для компании это никакой роли не сыграет, ведь самый большой завод по продаже воды в Мексике также принадлежит «Кока-Коле». Поэтому Мексику, где гигантская компания укоренилась в систему управления государством, называют «страной Кока-Кола». Это одна из самых больших угроз, когда большие корпорации диктуют власти, какую политику проводить, и эта политика направлена против нации, чтобы единичные люди могли здесь зарабатывать. Любой стране, попавшей в такую ситуацию, не поможет даже ядерный щит. 

Кстати, Мексика занимает второе место по производству Кока-колы после США, на третьем месте — Нигерия, которая снабжает этим напитком всю Африку. И есть две страны, где колы нет: Куба и Северная Корея.

— Здесь можно возразить, что люди сознательно становятся жертвами рекламной кампании и приобретают колу вместо воды.

— Тогда приведу другой пример. Еще одна подобная компания — шведская «Нестле», которую мы знаем по кондитерским изделиям и детскому питанию. «Нестле» была первой, кто изготовил сухую молочную смесь для детского питания. Сначала она предназначалась для мам, которые не имели молока и не могли кормить грудью. 

Надо сказать, что аналога маминого молока не существует. Вместе с ним ребенок получает не только все питательные вещества, но и иммунитет. Обычно дети, не получившие материнское молоко, по жизни имеют проблемы с иммунитетом.

Продажи молочных смесей в «Нестле» шли плохо, и компания решила поменять политику. Рекламировалось, что детская смесь «Нестле» намного лучше, чем материнское молоко. После этого продажи выросли почти в сто раз. Цинизм этой рекламной кампании даже не в том, что по свойствам смесь и близко не стояла с материнским молоком. В ней содержится большое количество сахара, и мы подсаживаем ребенка на это вещество, которое Всемирная организация здравоохранения сегодня относит к психотропам. Злоупотребление сахаром не только ухудшает здоровье у взрослых, но и влияет на здоровье детей.

Казалось бы, на этом этапе «Нестле», увеличив продажи, должно было успокоиться, но его аппетиты не уменьшались. В следующий раз компания заявила, что материнское молоко вредно и нужно заменить его смесями. Эта реклама «Нестле» до сих пор считается одним из самых больших обманов XX века.

Самые большие продажи детских смесей «Нестле» были в Африке. Однако там большие проблемы с чистой питьевой водой. 

«Нестле» замалчивала тот факт, что смесь нужно разбавлять чистой водой, — ведь начали бы падать продажи. Надо сказать, что для этих целей можно кипятить воду. Но поскольку во многих африканских странах низкий уровень жизни, нехватка керосина, люди не могли кипятить воду. Поэтому тысячи детей погибли, так как матери разбавляли смесь обычной некипяченой водой.

Когда в 1980-х годах представителей «Нестле» пригласили в Сенат США, единственный вопрос, который им адресовали, — можно ли продавать смесь там, где нет чистой воды. Компания «Нестле» ответила, что за это должен отвечать распространитель в Африке и все написано в инструкции. Но инструкции на английском и французском языке для неграмотного населения африканских стран — просто рисунки. Однако это дело стало громким, и в 1981 году Всемирная организация здравоохранения запретила любую рекламу детской смеси, где утверждается, что она лучше материнского молока.

Но это не остановило компанию «Нестле». В тех странах, где водопроводная воды имела подходящее качество, например в Пакистане, ее разливали и продавали в бутылках. Если цистерна воды из водопровода в Пакистане стоила 10 долларов, то в бутылках-50 тысяч долларов. Буквально из ничего делались деньги. Когда у директора компании «Нестле» Питера Брабека в 2012 году спросили об этом, он ответил, что в международные права человека не входит доступ к чистой воде.

Несмотря на то что ВОЗ запретила рекламу детской смеси, «Нестле» через врачей и больницы продолжала рекламировать свою продукцию. Ее рекомендовали врачи, или просто обеспечивали всю детскую больницу такой смесью. 

Конечно, это невозможно сделать без согласования на всех уровнях.

Политика снижения уровня знаний врачей в странах второго и третьего мира и уменьшение их заработной платы входили и входят в планы этих корпораций. Ведь малоопытным врачом и врачом, который зарабатывает немного, всегда легче управлять и контролировать, чем высококвалифицированным доктором с хорошей зарплатой.

— Какой же способ противостоять мерам таких корпораций?

— Несмотря на все принимаемые меры, количество употребления сахара растет в мире на два процента в год. В настоящее время никто не может объяснить, какая польза от наказания плохих людей на том свете для нас живых, поэтому наша задача — заботиться о наших детях и последующих поколениях, чтобы они не попали в ловушку корыстных сумасшедших. Единственное, что мы можем оставить после себя и то, чего боятся дельцы в этих корпорациях, — образованная нация. Не столько патриотизм объединяет людей, сколько знания. С хорошим образованием мы можем сохранить следующее поколение и нашу страну. В небольшой Беларуси с девятимиллионным населением это несложно сделать.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».