Вы здесь

Наша цифровая среда. Какие мобильные приложения не помешает скачать на телефон


Говорят, современный человек «живет в своем смартфоне». «Только проснулся, уже хватает телефон!» — ворчат бабушки на детей и внуков. Действительно, с утра первым делом мы тянемся к гаджетам. В принципе, сегодня с их помощью можно жить активной жизнью, вообще не выходя из дома (и даже не вставая с дивана) — узнавать новости, мировые и своих знакомых, покупать и заказывать услуги, получать и тратить деньги, работать и отдыхать.

Хорошо это или плохо, пусть разбираются психологи, медики, социологи. Но люди от этого уже не откажутся, эта сфера будет только развиваться. Ведь действительно, приложения в наших смартфонах — удобный инструмент. Они делают жизнь проще: экономят время, способны подсчитать деньги, калории, временные затраты (и еще множество параметров, или перевести одни параметры в другие), проложить маршрут, помочь в планировании или получить необходимую информацию, максимально упростить или даже сделать за пользователя рутинную работу. Ежегодно в мире разрабатываются тысячи таких мобильных «помощников». Новые приложения появляются и в нашей стране. О новинках от отечественных разработчиков, которыми уже можно воспользоваться, рассказали специалисты организаций Министерства связи и коммуникаций, подводя итоги 2023 года.


«Мой город»

В этом месяце приложению «Мой город» исполнилось три года. Инициатива его создания — совместная: РУП «Белтелеком» и Минсвязи, а цель — сделать городскую среду максимально доступной для горожан. 

— Для каждого города приложение создает свою инфраструктуру, — рассказывает начальник отдела по организации продаж услуг и реализации проектов юридическим лицам РУП «Белтелеком» Наталья Падуто. — Жители конкретного города могут заказывать услуги через наше приложение, смотреть новости своего города. Могут сообщать информацию о возникшей аварийной ситуации соответствующим службам, а администрация города — информировать население о предстоящих событиях. 

Как это работает? Вы устанавливаете приложение, выбираете город — и мобильный ресурс становится практическим инструментом взаимодействия вас, как местного жителя, со всеми городскими службами и сервисами.

— На сегодняшний день у нас в приложении уже 45 городов, — делится собеседница. — Первым был Полоцк. Мы решили, что людям действительно необходим такой удобный инструмент для взаимодействия и комфортного общения жителей и городской инфраструктуры. Дополнив его интерактивными функциями, мне кажется, мы добились желаемого результата. 

Итак, пилотный проект стартовал в Полоцке в 2021 году. По числу скачиваний первенство и сегодня принадлежит Полоцку (более 20 000 пользователей). Витебская область в целом в лидерах (14 городов включились в проект, 10 — готовятся к старту), отметила Наталья Падуто. 

— Как уже говорилось, ресурсом уже активно пользуется население 45 городов Беларуси, включая два областных центра, Могилев и Витебск, еще 18 городов готовятся к запуску. В дальнейшем мы подтянем сюда все города страны, — делится планами специалист «Белтелеком». — Когда все города будут в этом приложении, оно станет интересно для всех жителей страны. 

Минск разработчики, правда, оставили напоследок.

— Мы начали с небольших городов. Столица избалована сайтами-агрегаторами, в других населенных пунктах доступ к этой информации до недавнего времени был затруднен. Наше приложение позволяет собрать воедино для конкретного города только его организации и структуры, только его услуги и предоставляемые жителям возможности. 

Если вы местный житель, вы можете с помощью приложения «Мой город» взять талон в поликлинику или записаться на прием в медицинский центр, вызвать сантехника или мастера по ремонту бытовой техники, обратиться в ЖЭС, записать ребенка в кружок, оплатить онлайн-доставку, забронировать столик в ресторане или выбрать время в салоне красоты и выполнить еще множество необходимых дел. Ну, а если вы «не местный», а просто решили посетить какой-то населенный пункт?

— В этом случае выбираете в приложении контур этого города и можете заказать себе гостиницу, столик в ресторане, проложить маршрут и ознакомиться с достопримечательностями по пути своего следования, — рассказывает Наталья Падуто.

Приложение позволяет с помощью геолокации определять свое местонахождение, находить гостиницы и объекты торговли по пути следования, комфортно выстраивать и менять маршрут. «Мой город» — приложение «живое», постоянно дорабатывается (в течение года в него внесено уже порядка 60 изменений). И как раз сейчас особое внимание разработчиков направлено на его туристическую составляющую. В Беларуси очень много красивых мест и невероятных достопримечательностей, о которых знают только «местные». 

— На общих сайтах таких мест никогда не найдешь, — поясняет собеседница. — А здесь в каждом небольшом городке люди сами размещают информацию о подобных удивительных достопримечательностях. 
В качестве примера можно назвать, скажем, небольшой городок Лиозно — не каждый знает, где он находится. Так вот, оказывается, у них целых 83 достопримечательности! То есть, приложение позволяет туристу погрузиться в атмосферу каждой местности, понять ее самобытность, проникнуться, увидеть и узнать, получить яркие эмоции — а ведь именно ради эмоций мы и отправляемся в любое путешествие.

За три года приложение оценили пользователи, отклик — позитивный: более 100 тысяч скачиваний, более миллиона просмотров организаций, более 80 000 онлайн-заказов.

— Самыми активными, помимо полочан, стали жители Речицы, Бобруйска, Мозыря и Жодино, — рассказала специалист. — Сельскую местность мы также подтягиваем: в приложении представлены и сельсоветы. Можно задать вопросы исполнительной власти, разместить свои предложения: администрация их получит и среагирует.

Представитель «Белтелеком» отмечает, что при разработке и доработках учитывается обратная связь — от исполкомов, организаций, жителей. 

— Когда привлекали в приложение организации (ведь оно будет популярным и интересным для пользователей только в случае, если там будет представлено много организаций), не все юридические лица понимали, почему это им должно быть интересно. Кто-то вступал охотно, понимая, что приложение — еще один канал продаж, другие, особенно госструктуры, по началу говорили: «Зачем нам это?» — те же школы, детские садики. Но ведь у них тоже много платных услуг, и пользователям удобно узнавать о них, делать заказы, оплачивать эти услуги через «Мой город». Постепенно вовлекаем все больше различных организаций, и это дает свои результаты.

Приложение, к слову, рассчитано не только на молодых людей, привыкших пользоваться онлайн-сервисами, но и на старшую возрастную группу. С этим учетом составлялся интуитивно понятный интерфейс.

— Вся структура представлена блоками, чтобы любая информация была максимально удобной для нахождения, — поясняет собеседница.

Так что «Мой город» оценило и старшее поколение (специалист отметила, что население Беларуси в целом практически в любой возрастной группе достаточно грамотно в цифровом плане). У людей зрелого возраста ожидаемо наиболее популярна сфера услуг и медицина.

— Мы проводили анализ, и оказалось, что даже заказ талонов, который обычно делается через сайты медучреждений, гораздо проще делать через наше приложение. И 40% заказов талонов к врачам в 45 городах, которые есть в приложении, уже делаются через «Мой город». 

«Хваля»

Специалисты БелГИЭ разработали мобильное приложение «Хваля», позволяющее каждому абоненту самостоятельно оценить качество услуг связи своего сотового оператора в точке приема сигнала. Зачем, казалось бы, это обычному пользователю? Ну вот, скажем, банальный поворот, любимый киносценаристами: попадаете вы в дороге в какую-то непредвиденную ситуацию, а позвонить или отправить сообщение не можете — нет сети. В Беларуси, к слову, таких участков очень немного, но свою задачу специалисты БелГИЭ видят в том, чтобы вариантов «нет мобильной связи/интернета, когда едешь по лесу» в нашей стране не было вовсе. 

— Ежедневно по стране делаются тысячи измерений, оценивается качество голосовых услуг, передачи данных, браузинг и стриминг, — рассказывает начальник Центра радиомониторинга БелГИЭ Сергей Боровский. — И теперь любой абонент может присоединиться к нашей системе, скачав мобильное приложение и проведя несколько тестов. 

Достаточно нажать кнопку «начать», и мобильное приложение на вашем телефоне выполнит измерения скорости передачи, загрузки и выгрузки данных, оценит задержки на канале связи в данной точке.

— Ваши результаты измерений попадут в нашу систему контроля качества, где специалисты оценят, находились ли вы в зоне уверенного приема. И если были проблемы с качеством, эти данные мы передадим оператору сотовой связи. А они, в свою очередь, начнут работу над улучшением на данной территории качества предоставляемых услуг. 

Проблемы, рассказал специалист, бывают и на трассах, и в садовых товариществах. В том числе благодаря приложению операторы в режиме реального времени эти проблемы видят и принимают меры. 

— Бывает достаточно провести оптимизацию сети, и недостатки устраняются в течение считанных дней или недель. Иногда требуется строительство новых базовых станций, это требует большего времени, — поясняет собеседник.

Приложение работает с апреля 2023 года. Благодаря системе «Хваля» выявлено 14087 недостатков, из них 11873 мест отсутствия покрытия и 2214 отдельных мест, где не выполняются требования по качеству услуг. Уже устранено 686 недостатков по покрытию и 862 недостатка по качеству. 

Если вы планируете путешествие, качество покрытия мобильной связью и сетью интернет по пути следования можно оценить заранее, добавляет специалист. Для этого достаточно побывать на веб-портале «Карта. Хваля. бел»: там размещены цветные интерактивные карты. 

«Мобильный почтальон»

Старая добрая «Белпочта» и в 21 веке не сдает позиций.

— Наши сервисы призваны повысить уровень жизни населения, в том числе в регионах, где «Белпочта» остается самым крупной сетью присутствия, — рассказывает начальник центра развития информационных технологий РУП «Белпочта» Анатолий Невмержицкий. — И мы развиваем как привычные услуги, так и привносим новые решения.

— В приложении «Мобильный почтальон» представлены сервисы, которые позволяют оформить почтовые отправления онлайн, — поясняет специалист. 
Не надо ждать своей очереди в почтовом отделении и заполнять бланки ручкой на веревочке, как это было еще пару лет назад (тем более, наши современники вообще не любят писать от руки). Решив отправить друзьям или родственникам посылку, открытку к празднику, бумажное письмо, вообще любое почтовое отправление, включая деловую переписку, можно оформить и оплатить его буквально за несколько минут, в прямом смысле не вставая с дивана. Достаточно скачать приложение «Мобильный почтальон». Останется зайти на почту и просто отдать то, что хотите отправить, предъявив присвоенный приложением вашему отправлению штрихкод. Система автоматически заполнит все данные.

— У нас уже порядка 50 тысяч отправлений в месяц таким способом, — говорит собеседник. — За три месяца — прирост в три раза. Мы отслеживаем отзывы пользователей и видим, что людям действительно удобно. 

Не о приложениях, но по теме

А в целом, проект «Мобильный почтальон» не оставил без внимания интересы и старшего поколения — позволяет дойти до каждого клиента, чтобы человек мог дома получить такие же услуги, как в почтовом отделении.

— На базе мобильного терминала разработано специализированное устройство (сегодня их используется уже более 6 000), позволяющее оказывать людям на дому буквально весь спектр почтовых услуг. Это и прием платежей, и выдача пенсий, и выплата денежных переводов, и возможность снять деньги с карточки. А также подписка на периодические издания и продажа товара, — рассказывает Анатолий Невмержицкий.

Почтальоны регулярно бывают в каждом, без исключения, населенном пункте нашей страны, даже в самой крохотной деревушке. В тех населенных пунктах, где нет другой инфраструктуры, практически все функции для пожилых людей исполняет почтальон. Да и в крупных городах для пенсионеров именно сотрудник почты порой — единственная связь с миром.

— Первым нашим шагом были передвижные почтовые отделения на базе автомобилей — это было еще лет 10 назад, — говорит собеседник. — Сегодня мы уже приходим прямо домой к пожилым людям. 

Пилотный проект такого формата работы почта начала в Орше. Сегодня система работает по всей стране: таким образом оказано уже более 30 миллионов услуг.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ 

Фото Виктора ИВАНЧИКОВА 

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.