Вы здесь

Какие услуги уже сегодня можно получить с помощью нескольких кликов?


Административные процедуры сопровождают каждый этап нашей жизни. Зарегистрировать автомобиль или снять его с учета, обратиться за пособием по беременности и родам, получить семейный капитал, подтвердить свои права на недвижимость (земельный участок, квартиру, дом) — все это они. Работа специалистов Национального центра электронных услуг позволяет ряд административных процедур получить в несколько кликов. То есть экономит главный ресурс каждого из нас — время.​


В этом году НЦЭУ отметил свое 12-летие. РУП «Национальный центр электронных услуг» было создано в соответствии с указом N 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь». В рамках документа поставлен ряд задач и определен ряд функций, за которые отвечает центр. Это, в частности, развитие инфраструктуры электронного правительства, электронных сервисов и архивов, электронного документооборота, оказание государственных цифровых услуг бизнесу и гражданам. Сегодня Национальным центром электронных услуг создана сеть из 44 точек оказания услуг на базе 12 регистрационных центров, размещенных в крупных городах, рассказали представители НЦЭУ на пресс-конференции «12 лет создаем цифровое будущее».

Что такое электронное правительство

Современное информационное общество ждет от правительства простого, комфортного, быстрого и эффективного взаимодействия с гражданами и бизнесом. Такое взаимодействие обеспечивает электронное правительство — система государственного управления, основанная на автоматизации управленческих процессов в масштабах страны.

— В основе электронного правительства лежит онлайн-взаимодействие, ускоряющее принятие управленческих решений, — поясняет директор РУП «Национальный центр электронных услуг» Роман Градусов. — В нашей стране для такого взаимодействия была создана система межведомственного документооборота. Абонентами ее являются более 16 800 государственных органов и организаций, а также субъекты хозяйствования с другой формой собственности, оценившие удобство в части электронного взаимодействия, в том числе юридически значимого. По данной системе в неделю пересылается порядка 150 тысяч электронных документов. 

Сведения, которые поступают в личный кабинет гражданина от государственных органов на Едином портале госуслуг, наделены юридической силой. Специалисты НЦЭУ проработали также возможность проверки того факта, что предъявляемые сведения получены действительно через личный кабинет Единого портала. Скоро в общем доступе появится сервис проверки документов, где по уникальному идентификатору документа можно будет удостовериться в его подлинности.

«На уровне пары кликов»

Одно из ключевых направлений работы НЦЭУ — развитие, разработка и оказание электронных услуг для граждан, бизнеса, государственных органов и организаций. 

— Мы стремимся, чтобы количество электронных услуг увеличивалось, они были востребованы и позволяли как физлицам, так и субъектам хозяйствования решать насущные проблемы или жизненные ситуации с наименьшей затратой сил и времени, в идеале — на уровне пары кликов, — подчеркнул Роман Градусов. — Темпы по переводу в цифровой формат административных процедур и развитию электронных сервисов постоянно увеличиваем. Если в 2022 году было реализовано порядка 40 электронных сервисов, из них — 2 административные процедуры, то за 2023 год нами совместно с госорганами реализовано уже более 270 различных сервисов, из которых порядка 230 — именно административные процедуры для граждан и субъектов хозяйствования. Сейчас на Едином портале электронных услуг можно получить более 560 различных услуг, большая часть которых — административные процедуры.

«Сердце» Единого портала электронных услуг — личный кабинет гражданина. Его активация происходит при первом входе с помощью электронной цифровой подписи, а функционал — очень широк. И интерес к использованию личных кабинетов постоянно растет, подчеркнули специалисты НЦЭУ. Так, если в 2022 году через портал было оказано чуть больше 76 млн услуг, то за минувший год — уже порядка 128 млн услуг. То есть, в среднем, ежемесячно через Единый портал электронных услуг оказывается порядка 11,5 млн услуг.

Какие услуги востребованы

За почти три месяца текущего года на Едином портале электронных услуг было реализовано 34 новых электронных сервиса, рассказала начальник отдела электронной коммерции РУП «Национальный центр электронных услуг» Светлана Караневич. Три электронных сервиса — для граждан, остальные — для субъектов хозяйствования. 

— То есть еще 34 деловые либо жизненные ситуации теперь могут быть разрешены в один клик, без того, чтобы идти в уполномоченный орган с пакетом документов, — подчеркнула спикер. — В частности, для субъектов хозяйствования появилась возможность онлайн получать фитосанитарные сертификаты в отношении продукции, вывозимой за пределы Беларуси. Также теперь можно онлайн получить сертификат соответствия зерна, муки, круп, которые направляются на экспорт либо ввозятся на территорию Беларуси, и так далее. Что касается физических лиц, новые электронные услуги для них — это онлайн-получение справки об отнесении к безработным, получение справки о размере начисленных социальных пособий и получение справки о размере начисляемой пенсии. 

Значительное количество административных процедур было переведено «в цифру» в прошлом году, сказала Светлана Николаевна. Среди них — более 120 административных процедур в сфере земельно-имущественных отношений. Теперь, не обращаясь в уполномоченные регистрирующие органы, можно регистрировать договоры купли-продажи недвижимости или свои права на недвижимость.

— Многие государственные структуры сегодня отказываются от бумажных справок, выписок, свидетельств, — рассказала Светлана Караневич. — Например, Министерство экономики законодательно установило, что все лицензии находятся в Едином реестре лицензий в электронном виде. По этому пути движутся и другие госорганы.

Именно оцифровывание административных процедур, как для субъектов хозяйствования, так и для граждан, сегодня — приоритетное направление работы НЦЭУ. Всего таких процедур в стране порядка 1000, и в ближайшие годы все они будут оцифрованы. В прошлом году, рассказала Светлана Караневич, в электронный вид было переведено более 200 процедур, в текущем запланировано оцифровать еще 140. 

Что касается популярности электронных услуг у наших сограждан, то особенно востребованы те, которые были введены в минувшем году, обратила внимание начальник отдела электронной коммерции. 

— Например, услуга прохождения электронной диспансеризации. Минздрав утвердил правило: каждый человек ежегодно должен пройти диспансеризацию одного дня. То есть каждый из нас приходит к своему терапевту и получает листок с рекомендациями, кого из специалистов необходимо пройти в соответствии со своим состоянием здоровья. А чтобы врач мог оценить состояние вашего здоровья, вы должны заполнить анкету из более чем 30 вопросов. Совместно с Минздравом разработана услуга на Един портале электронных услуг, которая позволяет пройти такое анкетирование онлайн. Данные анкеты поступают вашему терапевту в личный кабинет. Электронных диспансеризаций в прошлом году было пройдено почти 4 миллиона.

Еще одна услуга, пользующаяся спросом — проверка наличия либо отсутствия прав на управление транспортным средством, рассказала специалист. Услуга особенно актуальна для каршеринговых компаний, а также компаний-перевозчиков. А в целом, услуги на Едином портале постоянно появляются в разных сферах — социальная защита, труд, налоги, транспорт... 

Но множество услуг все еще остаются доступны только в офлайне, и для автоматизации работы служб «Одно окно» создан одноименный программный комплекс, отметила спикер. В нем реализуются порядка 300 административных процедур, которых пока нет на Едином портале.

— Программный комплекс позволяет полностью автоматизировать работу оператора, а также получить недостающие данные в отношении вашей ситуации. К примеру, вы обратились за административной процедурой в Минске, но часть документов надо получить в другой точке страны. Теперь ехать никуда не понадобится: электронный запрос можно сделать через программный комплекс «Одно окно» и получить информацию из тех ресурсов, которые интегрированы с комплексом. На сегодня уже все службы «Одно окно» к сервису подключены, а до 1 июля подключатся иные госорганы и организации, которые уполномочены на прием и рассмотрение заявлений граждан либо субъектов хозяйствования. 

В мобильном формате

Очевидно, что доступ к Единому порталу электронных услуг и большинству его сервисов требует однозначной и строгой идентификации пользователей, отметил заместитель директора по информационным технологиям Национального центра электронных услуг Егор Воронов. На это направлена Единая система идентификации физических и юридических лиц: она позволяет с помощью электронной цифровой подписи авторизоваться на портале. Носителем вашей цифровой подписи может быть и обычная «флешка», но использование ID-карт дает автоматизировать процедуру идентификации личности. 

ID-карта — не только документ, удостоверяющий личность, но и носитель двух приложений: идентификационного и электронной цифровой подписи, рассказал специалист. С ее помощью пользователь получает доступ к своему личному кабинету и возможность заказать любую услугу, которую предоставляет портал.

— Домен и имя портала в сети Интернет — Е-паслуга.by, и мы ожидаем, что пользователи проявят к нему интерес, — сказал Егор Воронов. — В конце 2023 года была произведена масштабная работа по ребрендингу и модернизации нашего портала, обновлен пользовательский интерфейс. Он стал ярким и узнаваемым. Ребрендинг коснулся и мобильного приложения Е-паслуга, которое было разработано, чтобы упростить пользователям процедуру авторизации.

Одним из требований к работе с ID-картой является наличие дополнительного устройства — «считывателя», что не всегда удобно. Мобильное приложение позволяет обойтись без «считывателя» — нужен лишь смартфон с функцией NFC, который будет работать вместо считывателя. Если приложить ID-карту к тыльной стороне смартфона, где находится этот чип, произойдет строгая и однозначная авторизация пользователя в «Е-паслуге», отметил спикер. 

Сегодня приложение «Е-паслуга» есть в Google Play и может быть установлено на Android. Специалисты расширяют точки скачивания приложения. За 2 месяца скачивание мобильного приложения «Е-паслуга» достигло более 3 000, рассказал представитель НЦЭУ. Он отметил рост интереса граждан Беларуси как к мобильному приложению, так и к Единому порталу государственных услуг и к тем электронным сервисам, которые предоставляет ресурс.

В планах на будущее Национального центра электронных услуг — сделать упор на предложение сервисов и услуг не по заявительному, а по выявительному принципу. Например, рождение ребенка требует от родителей выполнения ряда действий: регистрация нового человека в ЗАГСе, постановка на учет в детскую поликлинику, необходимость занять очередь в детский сад... Эти услуги молодым родителям будут предлагаться автоматически. Например, им будет предложено несколько вариантов детских садиков, из которых они смогут выбрать оптимальный для них. Точно так же варианты человек будет получать при переезде, регистрации юрлица и так далее. Еще одно направление работы — облачная цифровая подпись, которая станет доступным инструментом идентификации собеседника при электронном общении. 

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Название в газете: Наша лічбавая будучыня

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.