Формулой своего успеха делится главный балетмейстер Белорусского государственного цирка, одна из победителей республиканского конкурса «Женщина года-2023» в номинации «Духовность и культура» Елена Батян.
Как на протяжении почти 20 лет ей удаётся удивлять коллег и зрителей всё новыми творческими идеями? По каким критериям подбирает артистов балета и почему рада появлению в коллективе мужчин? Что помогает ей всегда оставаться в тонусе и с оптимизмом смотреть в завтра? Об этом и не только — в интервью «Алесе».
— Елена, Вы уже почти 20 лет работаете в цирке, с 2020-го года — в качестве главного балетмейстера. Вы всегда мечтали ставить танцы именно на арене или это воля случая?
— Наверное, это судьба. В апреле 2005-го меня пригласили в цирк поработать в одном номере и съездить на гастроли в Гомель. Это было что-то совершенно новое, и я согласилась. Потом последовали гастроли в Японии. Очень скоро директор предложил мне стать балетмейстером.
— Уверена, не каждая артистка способна ставить танцы, руководить людьми...
— Какие-то задатки, наверное, заложены от рождения. Уже в песочнице могла организовать детей на совместные «проекты». Когда занималась в театре-студии «Ронд» Дома пионеров Октябрьского района Минска, взрослые часто ставили меня вперёд, чтобы показывала движения, а остальные повторяли за мной. Я получила хорошее образование. С красными дипломами окончила Минский государственный колледж искусства по специальности «Руководитель самодеятельного танцевального коллектива, культработник», а потом и БГУКИ. Повезло с наставниками. Например, знания, которые дала ведущий педагог МГКИ Ольга Степановна Горелова, — тот фундамент, на который опираюсь до сих пор. Недолго сама преподавала хореографию в родном колледже, была арт-директором клуба «Мэдисон». В общем, получив предложение стать балетмейстером в цирке, оказалась готова принять вызов.
— Объясните, пожалуйста, в чём специфика цирковой хореографии?
— Особенность только одна — все миниатюры ставятся с учётом номеров артистов цирка. Например, выступает жонглёр, звучит испанская музыка. Рядом на арене — красавицы в ослепительных нарядах, которые своими движениями подчёркивают его виртуозное мастерство. Во время паузы, когда артисту нужно перевести дыхание, сосредоточиться и показать наивысший класс, танцовщицы переключают внимание на себя, во время кульминации — замирают. Всегда отталкиваюсь от конкретной режиссёрской постановки. Порой, конечно, бывает и наоборот — делюсь своими идеями с режиссёром, и в результате рождаются новые оригинальные номера.
— В любой работе с годами появляется опыт, но часто уходит свежесть восприятия, ощущается дефицит идей. Вам это знакомо?
— К счастью, пока нет. На новую миниатюру может вдохновить и природа, и люди, и музыка. Всякий раз, когда что-то получается, благодарю ангелов творчества, не покидающих меня. Очень рада, что сегодня уже выручает и опыт. Раньше ночами обдумывала новую хореографию. Во сне мозг продолжал работать, приходили подсказки. Утром в блокноте помечала, что лучше изменить. Сегодня добиваюсь нужного результата при меньших нервных затратах.
— Вы наверняка следите за работой коллег. Отличается ли хореография в западных и восточных цирках? Случалось ли такое, чтобы Вы теряли дар речи, восторгаясь какими-то постановками?
— Некоторая разница в стилистике китайской, японской, корейской и европейской цирковых хореографий, безусловно, есть. Но в современном мире неизбежно взаимовлияние культур. Балетмейстеры заимствуют какие-то элементы и находки друг у друга. Это, на мой взгляд, взаимно обогащает. Не единожды испытывала восторг от работы коллег. Огромное впечатление произвела на меня увиденная в 2019 году хореографическая постановка с цирковыми элементами «Акробатическая дорожка» китайского цирка.
— Ставите ли Вы перед собой как руководитель балета Белгосцирка некую сверхзадачу?
— Создавая хореографические миниатюры, всё время помню о зрителе, который приходит в цирк, ожидая праздника. Стремлюсь пробудить у публики самые добрые, тёплые эмоции. Мне кажется, цирк оставляет у каждого ребёнка яркие впечатления на всю жизнь. И взрослые в цирке тоже становятся похожими на детей.
— За 20 лет у Вас ни разу не возникало желания уйти из цирка?
— Мы все живые люди. У меня тоже случались кризисы. Но я рада, что преодолела их и осталась в цирке. Шаг за шагом, день за днём занимаясь своим делом, совершенствуясь в нём, развиваясь, сумела многого добиться. И сегодня, ложась спать, думаю над тем, каким будет завтра, ставлю перед собой новые цели. Просыпаюсь с бодрым настроением. И пока верю, что ещё могу создать что-то замечательное, не тороплюсь ставить точку и подводить итог.
— По каким критериям Вы отбираете артистов в свой коллектив?
— Главный критерий — профессионализм, умение танцевать. Я строгий руководитель, требую дисциплины, высокой самоотдачи. И вместе с тем ценю характер — без него нельзя добиться результата, сделать что-то замечательное, по-настоящему интересное. Часто слышу о том, что наш балет имеет своё лицо. Уверена, это потому, что все артисты — талантливые, умные, сильные люди. Да, они выражают свои эмоции без слов. Но всегда ощущается — им есть что сказать.
— Раньше у циркового балета было исключительно женское лицо. Сегодня в нём есть уже и мужчины. Что изменилось с их приходом?
— Два года назад к нам приезжал на гастроли московский цирк с программой «Всё будет хорошо». В их авторском проекте участвовало шесть артисток и столько же артистов балета. С тех пор и в нашем коллективе появилось двое мужчин. Буду только рада, если их ряды пополнятся. Представители сильного пола вносят новые оттенки в хореографию, дают возможность дуэтного исполнения.
— Есть ли какие-то жёсткие требования к внешним параметрам артиста циркового балета? Часто ли Вам приходится напоминать девочкам, что нужно сбросить вес, сесть на диету?
— Такого условия, чтобы обязательно было 90-60-90, никто артисткам не ставит. Но безусловно, танцовщик должен соответствовать эстетическим требованиям. Утрата формы — это профнепригодность. Иногда я могу кому-то сказать: «Хорошо бы немножко похудеть» или, наоборот: «Неплохо бы тебе чуточку поправиться». К счастью, все мои «птички» (так я называю девочек) следят за собой, их отличает общая высокая культура, в том числе культура питания.
— А Вы ни в чём себе не отказываете?
— Я хорошо готовлю, люблю печь пироги, обожаю вкусно покушать. Раньше это не создавало проблем. Но переступив 50-летий рубеж, приходится уже ограничивать себя, прикладывать усилия, чтобы оставаться в форме.
— Как Вы реагируете, если артистка балета говорит о том, что скоро собирается в декретный отпуск?
— Всегда с радостью. Женщина не может жить только профессией, даже такой красивой, как у нас. Очень важно, чтобы люди были счастливы — это отражается и на работе.
— Время артиста балета по определению лимитировано. В каком возрасте и куда обычно уходят члены вашего коллектива?
— У каждой артистки — своя история. Некоторые, попадая в цирк, вообще быстро меняют «специализацию», становятся наездницами, воздушными гимнастками. Большинство к 35 годам уже намечают дальнейший план действий. Кто-то уходит преподавать, кто-то в индустрию красоты, осваивает профессию бухгалтера, страхового агента.
— Готовите ли Вы себе смену из числа своих артистов?
— Конечно. Если вижу у кого-то потенциал, стараюсь дать возможность проявить себя в качестве балетмейстера. Две артистки уже ставят номера. Не отношусь к числу тех, кто боится конкуренции. Наоборот, считаю её залогом развития. Как лидер коллектива заинтересована в том, чтобы и после меня шоу продолжалось.
— Интересно, когда незнакомые люди узнают, что Вы работаете в цирке, как они обычно реагируют?
— Уточняют, что я там делаю. И обычно отвечаю: «Я — дрессировщица, ставлю номера с птицами (иногда говорю — с тигрицами)».
— Быть руководителем всегда непросто. Как Вы снимаете стрессы? Как и где отдыхаете?
— С детства занималась лёгкой атлетикой, показывала высокие результаты. И хотя выбрала танцы, на протяжении десятилетий продолжала совершать регулярные пробежки. Это помогало «разгружать» мозг, легче находить ответы на свои вопросы, решать проблемы, всегда быть в тонусе. К сожалению, перенесённый ковид отразился на здоровье. В 2021 году мне сделали операцию на суставах, и с тех пор не бегаю. Но зарядку делаю, стараюсь достаточно двигаться.
Когда устаю, уезжаю за город, чтобы побыть в тишине, слушать пение птиц, созерцать пробуждение природы, любоваться её красотой. Это место моей силы, там я отдыхаю душой. Если хочется общения, встречаюсь с приятными людьми, еду или лечу в гости к подругам. Источник положительных эмоций для меня и моя кошка Кассандра. Удивительное существо, которое дарит массу позитива.
— Вы считаете себя баловнем судьбы?
— Нет. Мне ничего в жизни не преподносилось «на голубой тарелочке». Я из неполной семьи, рано стала самостоятельной, вынуждена была себя обеспечивать. Привыкла рассчитывать только на себя. И не только работала, но и растила сына, причём относилась к материнству очень ответственно. Если и добилась профессионального успеха, то только потому, что много трудилась и любила своё дело.
— Сын не захотел последовать Вашему примеру?
— Никогда не тянула Романа в танцы. Он с детства и до сих пор занимается баскетболом, а работает в финансовой сфере. Самое главное — сын вырос хорошим человеком, я им горжусь.
— Мне кажется, Елена, у многих читателей может сложиться впечатление: Вы — идеальная женщина.
— К счастью, это не так. У меня есть недостатки. Но зачем о них говорить? Лучше над ними работать. Нет, я не идеал — это было бы очень скучно. Но вообще-то (смеётся) я — кремень. Даже когда тяжело, улыбаюсь и мечтаю. И пусть не все, но многие мои мечты сбываются.
Ольга ПОКЛОНСКАЯ
Фото предоставлено собеседницей
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.