Вы здесь

200 лет под покровительством Петра и Павла


Памятник не только архитектуры, но и церковной истории... Гомельский кафедральный Свято-Петро-Павлосский собор, объединяющий всех православных этой территории, в этом году отмечает 200-летие с момента освящения.


Знаменитый памятник архитектуры классицизма

Один из самых величественных православных храмов Беларуси, один из немногих памятников архитектуры зрелого классицизма, сохранившийся до наших дней. Так во всех справочниках представляют Гомельский собор. История его строительства связана с именем графа Николая Румянцева. В 1797 году в наследство от отца ему достались гомельские владения. Николай Петрович — министр иностранных дел Российской империи — решил увековечить память о своем отце Петре Александровиче Румянцеве-Задунайском и построить в Гомеле храм в честь святого апостола Петра.

Новую церковь предполагалось ввести вместо перенесенной на кладбище Преображенской. Граф Румянцев мечтал о классическом по архитектуре соборе, который должен был напоминать одновременно Казанский в Петербурге, церковь святой Женевьевы в Париже и Собор Святого Павла в Лондоне. Воплотил задуманное в жизнь известный английский архитектор, ведущий зодчий Гомельского имения Джон Кларк. За благословением на строительство храма граф Николай Румянцев обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму (Шишацкому).

Так, 18 октября 1809 года возле графского дворца протоиерей Иоанн Кононович Григорович заложил каменную церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Для ее строительства требовался кирпич: на берегу Ипути специально открыли кирпичное производство, из которого по водному пути поставляли строительный материал в Гомель. Однако строительство храма по разным причинам затянулось. Помешала и Отечественная война 1812 года, хотя местечко не пострадало от боевых действий.

Возобновилось строительство Петро-Павловского храма в 1815 году, а полностью завершено — в 1824-м. Граф Румянцев доставил из Санкт-Петербурга много богослужебных книг и ценное церковное убранство, а также частицы мощей широкошенничих святых. Когда в 1826 году Николай Петрович почил в Петербурге, согласно завещанию, прах похоронили в левом приделе Петро-Павловской церкви в Гомеле.

С Николаем Румянцевым связана и судьба первого настоятеля Гомельского храма — знаменитого ученого, историка, краеведа, сына протоиерея Иоанна Кононовича Григоровича — Иоанна Иоанновича Григоровича. В храме, которому в 1872 году был официально придан статус собора, в разные времена побывали многие знаменитые люди. Среди них — императоры Николай I, Александр II с женой Марией Александровной, великие князья Константин, Михаил, Николай. Петро-Павловский собор связан и с именем первого епископа Гомельского (1907-1912) — на тот момент будущего священномученика — Митрофана (Краснопольского).

30 лет антипроповедей

Послереволюционная история храма была традиционной для того времени. В первой половине 1931 года богослужения в соборе прекратились, и 27 ноября он был официально закрыт. Несколько лет простоял в бездействии, и только в 1935 году в его здании разместился отдел исторического музея, а с 1939 года и до начала Великой Отечественной войны находился антирелигиозный отдел. На протяжении почти 30 лет в здании читали только антирелигиозные речи.

— С началом немецкой оккупации, когда музей был эвакуирован, собор снова стал выполнять свое первоначальное назначение, — рассказывает председатель Комиссии по канонизации святых Гомельской епархии Белорусской Православной Церкви, кандидат богословия, протоиерей Александр Лапушанский. — Как известно, оккупационная фашистская администрация изначально позволяла верующим занимать бывшие церковные здания, служить священникам, но потом стала контролировать этот процесс и открыто вмешиваться в него. В середине 1942 года в Гомель прибыл архимандрит Жировичского монастыря Серафим (Шахмут) (прославлен как преподобномученик).

Заметную роль в организации церковной жизни в Гомеле того времени сыграл протоиерей Николай Иванович Гейхрох, вернувшийся к служению во время немецкой оккупации. По его воспоминаниям стали известны многие события, произошедшие в церковной жизни оккупированного Гомеля. Так, после вступления немцев возобновились богослужения в Петро-Павловском кафедральном соборе. Но по очереди в нем стали служить лютеране, после них — католики и только потом — православные. Такое положение вызвало недовольство у местного населения, так как собор изначально являлся православным и никогда не был кирхой или костелом. Именно протоиерей Николай Гейхрох не согласился с такой ситуацией и добивался, чтобы собор оставили православным верующим.

С приближением фронта в ноябре 1943 года немецкие войска возвели оборонительные сооружения в черте города по правому берегу Сожа, в том числе и на территории нынешнего дворцово-паркового ансамбля. Очевидно, что в таких условиях богослужения в соборе вестись не могли.

Сразу после немецкой оккупации, в 1944 году, на свое первое место служения в Гомельский собор прибыл Виталий Боровой, в дальнейшем известный московский профессор-богослов.

Петро-Павловский собор в послевоенные годы связан с историей судьбы и еще одного известного православного подвижника. Так, в 1959 году настоятелям Петро-Павловского собора назначили протоиерея Василия Даниловича Копычко. Новому настоятелю не сразу удалось восстановить богослужения в закрытом соборе. Ситуацию с деятельностью храма осложняло отсутствие клириков-помощников, которых к служению самоотверженно не допускали сами прихожане.

Маятник на месте паникадила

Летом 1960 года исполком Центрального района Гомеля в связи с благоустройством набережной Сожа принял решение снести церковную «сторожевую», в которой проживал протоиерей Копычко. С горем пополам «квартирный вопрос» для настоятеля собора удалось решить положительно.

— Но в это время райисполком, «идя навстречу пожеланиям трудящихся г. Гомеля», обратился в облисполком с ходатайством закрыть собор, «захваченный в конце 1941 года верующими», и передать его здание под прежнее довоенное назначение — музей с маятником Фуко. Ходатайство поддержали с мотивировкой, что «закрытие собора не лишает верующих условий для отправления религиозных обрядов, так как в г. Гомеле функционирует вторая церковь вместимостью 1500-2000 человек, которую и могут посещать верующие соборного прихода», — обращает внимание Александр Лапушанский. — 30 октября 1960 года в соборе состоялась последняя литургия.

После закрытия Собора Полесская Свято-Николаевская церковь на долгое время стала единственным православным храмом в городе. Протоиерей Василий Данилович Копычко стал его настоятелем.

В отобранном соборе планетарий, который хронически себя не окупал, просуществовал с 1962 до 1985 года.

Тысячи подписей в поддержку

— После многочисленных писем и обращений Гомельской православной общины в различные государственные органы 28 сентября 1989 года пустующее здание собора вернули верующим, — вспоминает Александр Лапушанский. — Значительную роль в непрерывном ходатайстве о возвращении храма сыграла гомельчанка Мария Васильевна Богуш, написавшая в течение 1987-1989 годов более сотни писем и телеграмм, под некоторыми из них стояло до четырех тысяч подписей. Эти письма подписывались не только жителями Гомеля, но и других городов и деревень, а также рядом общественных деятелей и народных депутатов разного уровня. Из полесской Свято-Николаевской церкви на должность настоятеля собора был переведен протоиерей Феодор Харик. Помощниками соборного настоятеля были назначены протоиерей Петр Захарович полный и иерей Георгий Васильевич Тур.

Протоиерей Феодор Харик открыл дверь храма и увидел, какой там царил беспорядок, груды мусора. Сначала отслужили благодарственное богослужение, после верующие приступили к очистке здания, наведению порядка. От людей поступали денежные средства и строительные материалы, многие оказывали физическую помощь. Такое прилежное стремление позволило уже 7 января 1990 года, после тридцатилетнего перерыва, отслужить в соборе первую литургию.

В июле 1990 года Священным Синодом РПЦ в пределах Гомельской области была возрождена Гомельская епархия. Руководящим архиереем назначили епископа Аристарха (Станкевича), которому и пришлось восстанавливать деятельность Гомельской кафедры, возрождать Петро-Павловский собор в 1990-х годах. В 1992-м, после образования Туровской епархии, Владыка Аристарх стал епископом Гомельским и Жлобинским. А Гомельский собор вновь приобрел свое прежнее кафедральное значение.

В августе 2007 года здесь состоялось знаменательное событие для православных верующих — прославление в числе местночтимых святых Белорусской православной церкви преподобной Манефы Гомельской. Мощи этой покровительницы гомельчан перед Богом сегодня находятся в левом приделе собора. На том месте, где в соборе были захоронены останки графа Николая Румянцева (были скорее всего уничтожены), открыта памятная доска, а о последней Гомельской княгине Ирине Паскевич напоминает ее бюст, установленный на месте первого ее захоронения у стен собора.

С 2012 года в сердце Гомельской епархии — Свято-Петро-Павловском соборе служит архиерей — основатель Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря Добрушского района, бывший епископ Туровский и Мозырский владыка Стефан (Нещерет).

Богатая история и архитектура возведенного более 200 лет назад собора до наших дней никого не оставляет равнодушным.

— Но сегодня Петро-Павловский собор — очень значимый для жизни всего региона в целом, большой духовно-просветительский центр, — подчеркивает Александр Лапушанский.

Наталья КАПРИЛЕНКО

Фото автора и из открытых источников

Выбор редакции

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.

Культура

Чем в этом году будет примечателен фестиваль песни и поэзии в Молодечно?

Чем в этом году будет примечателен фестиваль песни и поэзии в Молодечно?

Организаторы и участники праздника уверяют — найти себе отдых по душе сможет каждый.

Общество

Ирина Довгало: Семья для белорусов остается высшей ценностью

Ирина Довгало: Семья для белорусов остается высшей ценностью

«Семья закладывает в человеке мораль, способность справляться с испытаниями, потенциал для развития, она обучает любви, самопожертвованию, культуре».

Здароўе

В мире каждый второй больной диабетом не знает, что он... больной

В мире каждый второй больной диабетом не знает, что он... больной

В государстве уделяется большое внимание как лечению заболевания, так и контролю.