Вы здесь

Что нужно знать владельцу маломерного судна?


Все ближе летний сезон, во время которого жители нашей страны все чаще начинают эксплуатировать на реках и озерах маломерные суда. О том, какие существуют нюансы владения лодками в нашей стране, рассказали в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). «В последнее время количество регистрируемых судов подлежат техническому освидетельствованию, значительно увеличилось. Белорусы начали активно эксплуатировать маломерные суда на водных объектах страны», — заявил начальник Государственной инспекции по маломерным судам Юрий Богданчик.


В прошлом году в нашей стране было зарегистрировано более 8 тысяч новых маломерных судов. Всего на учете в Государственной инспекции находится уже более 175 тысяч маломерных судов. Юрий Богданчик напомнил, что не все они подлежат государственной регистрации.

По информации госинспекции, в Беларуси насчитывается около 300 тысяч маломерных судов, но из них подлежат регистрации и зарегистрировано чуть более половины из общего количества такого водного транспорта. Как известно, маломерные суда грузоподъемностью менее 225 килограмм, не имеющие двигателя или мотора, не подлежат государственной регистрации и после техническому освидетельствованию.

Когда проходит техосмотр?

Если грузоподъемность вашей лодки превышает 225 килограммов (согласно заводским техническим характеристикам), ее необходимо поставить на учет в ГИМС. То же касается плавательных средств с меньшей грузоподъемностью, но оснащенных бензиновым или электрическим двигателем, независимо от его мощности.

Согласно действующему законодательству, зарегистрировать маломерное судно нужно не позднее 30 дней с момента его приобретения. Для этого в территориальный участок ГИМС необходимо предоставить следующие документы:

* договор купли-продажи на лодку и мотор (правоустанавливающие документы);

* паспорта на судно и двигатель, если таковые имеются (руководство по эксплуатации с отметками о продаже);

* квитанция об оплате за прохождение процедуры регистрации;

* заявление на постановку судна на учет (заполняется на месте);

* документ, удостоверяющий личность владельца лодки (паспорт, водительское удостоверение или вид на жительство).

После прохождения процедуры государственной регистрации лодки и нанесения бортовых номеров владелец маломерного судна должен в течение 10 дней передать его на технический осмотр. Как правило, пройти его можно в день постановки лодки на учет, что очень удобно и не занимает много времени. 

В дальнейшем техосмотр предстоит проходить с определенной периодичностью. Гребные лодки. Этим «молодым» транспортным средствам, которые пробыли в эксплуатации менее 10 лет, нужно проводить технически осмотр раз в 5 лет. Если же у такой лодки имеется мотор — раз в три года. По окончании 10 лет эксплуатации все подобные суда проходят эту процедуру ежегодно.

Маломерным судам других типов и гидроциклам, которыми пользуются менее 10 лет, нужно проводить технический осмотр раз в два года. А если срок эксплуатации этих средств больше 10 лет, то нужно их технически осматривать уже ежегодно.

Когда нужно специальное обучение и права?

Маломерное судно оснащено подвесным двигателем мощностью более 5 лошадиных сил (соответствует электродвигателю 3,7 кВт). В этом случае судовладелец обязан пройти обучение на базе ГИМС и получить водительское удостоверение на право управления моторной лодкой.

Обучение (как в очной, так и в заочной форме) проводят Госинспекция по маломерным судам, ОСВОДАМ и частные компании. К нему не допустят людей моложе 18 лет. Свидетельство на право управления действительное в течение десяти лет. Экзамены принимает только Госинспекция по маломерным судам.

Порядок прохождения обучения во многом схож с автошколой: после окончания обучения нужно будет сдать теоретический и практический экзамены.

Согласно Правилам пользования маломерными судами, владелец обязан следить за техническим состоянием своей лодки и двигателя и не выходить на воду при обнаружении неисправностей.

Для обеспечения безопасности на борту маломерного судна должны находиться спасательные жилеты, якорь, аптечка и водоотливное устройство. А при наличии двигателя надлежит иметь огнетушитель объемом не менее двух литров и противопожарное одеяло. При использовании лодки нужно помнить о веслах и приспособлении для швартовки судна.

Во время движения как сам водитель, так и все пассажиры, находящиеся на борту, должны быть в надетых и застегнутых спасательных жилетах. Не допускается управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также без свидетельства на право управления моторной лодкой (для судна, оснащенного подвесным двигателем мощностью более 5 лошадиных сил).

Данные правила распространяются на все типы судов, независимо от того, подлежат они обязательной регистрации или могут эксплуатироваться без регистрации и технического осмотра.

Беларусь подписала резолюцию № 40 ООН о признании международных удостоверений. Поэтому международные удостоверения, выданные на территории Беларуси, признаются в тех странах, которые также подписали указанную резолюцию. Это, в частности, почти все государства Европы.

С «Нептуном» не шутят

Управление моторным маломерным судном разрешается лицам, достигшим 18-летнего, а гребными — с 16-летнего возраста. На маломерных судах запрещается заходить на акватории, отведенные для купания, приближаться ближе 50 метров к обозначенным границам заплыва у пляжей, а при эксплуатации моторных маломерных судов с использованием водных лыж и аналогичных средств — ближе 100 метров к таким границам.

Судоуправитель обязан не подвергать опасности маломерное судно и людей, которые на нем находятся, оказать помощь любому лицу, которому угрожает опасность.

Нарушение правил регистрации и учета маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов, влечет наложение штрафа от двух до пяти базовых величин, а нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов — предупреждение или штраф в размере до трех базовых величин.

Юрий Богданчик отметил, что в прошлом году граждане Беларуси купили около 10 тысяч новых маломерных судов, в то время как в 2018 году их в наличии было чуть более 3,5 тысячи транспортных средств. Вместе с тем увеличилось и число погибших при использовании маломерных судов.

«В 2018 году при эксплуатации маломерных судов погибли 14 человек, а в прошлом году — 22 человека. Основная причина гибели людей — это беспечность и нарушение правил пользования маломерными судами. За последние десять лет все погибшие — их более 100 человек — были без спасательных жилетов. Надо сказать, что при использовании спасательного жилета степень выживаемости при авариях — почти 100%», — подчеркнул Юрий Богданчик.

В подтверждение своих слов он обратил внимание, что практически все спасенные находились в спасательных жилетах. «Использование спасательного жилета гарантирует, что если человек оказался в воде при использовании маломерного судна, то он останется жив», — констатировал Юрий Богданчик.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.

Культура

Чем в этом году будет примечателен фестиваль песни и поэзии в Молодечно?

Чем в этом году будет примечателен фестиваль песни и поэзии в Молодечно?

Организаторы и участники праздника уверяют — найти себе отдых по душе сможет каждый.

Общество

Ирина Довгало: Семья для белорусов остается высшей ценностью

Ирина Довгало: Семья для белорусов остается высшей ценностью

«Семья закладывает в человеке мораль, способность справляться с испытаниями, потенциал для развития, она обучает любви, самопожертвованию, культуре».

Здароўе

В мире каждый второй больной диабетом не знает, что он... больной

В мире каждый второй больной диабетом не знает, что он... больной

В государстве уделяется большое внимание как лечению заболевания, так и контролю.