Количество ДТП с дикими животными из года в год растет. Связано это прежде всего с высокой интенсивностью движения на некоторых дорогах и повышенным скоростным режимом. Чаще всего в ДТП погибают косули и лоси. Последние иногда являются причиной гибели и людей в таких происшествиях. Самыми опасными днями недели, когда фиксируется наибольшее количество происшествий с животными, являются пятница и выходные дни, а месяцами — май и июнь. Специалисты рассказали, помогают ли сетевые ограждения снизить количество дорожных происшествий, что делать, если случилось такое ДТП и всегда ли виноват водитель.
Цифры статистики ДТП с дикими животными, К сожалению, демонстрируют ежегодный рост. Если в 2021 году их было зарегистрировано 2978, то в 2022-м — 3021 (на 2% больше), в 2023-м — 3374 (на 12% больше). За четыре месяца текущего года зафиксировано 1040 ДТП, в результате которых погибло 1057 диких животных, преимущественно копытных. Рост с аналогичным периодом прошлого года составил 9%.
Как рассказал заместитель начальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Степан попроще, чаще всего на проезжую часть дорог выходят косули и лоси — они жертвы почти в 90% случаев ДТП с участием диких животных. В прошлом году на дорогах погибло 2264 косули и 915 лосей. Кроме того, имеют место факты ДТП с участием диких кабанов (в прошлом году погибло 150 особей), благородных оленей (96 особей), ланей (8 особей), пятнистых оленей (2 особи), бобров (4), выдры (1). В этом году, кстати, существенно (почти на 200%) увеличилось количество ДТП с участием благородного оленя. За четыре месяца погибло 51 особь (в прошлом году было всего 17). Зато сократилось количество ДТП с участием диких кабанов (на 42%).
Наибольшее количество ДТП с участием охотничьих животных фиксируется в Минской (956 фактов в прошлом году) и Гродненской областях (580 фактов). Наименьшая — в Брестской области, в прошлом году зафиксировано 380 фактов и чуть более 11%. Наиболее опасными по отношению к таким ДТП являются Минский и Гродненский районы, а также Волковысский, Смолевичский, Лидский, Гомельский, Могилевский и Витебский.
Что касается автомобильных дорог, то самыми опасными являются М2 Минск-Национальный аэропорт, М4 Минск — Могилев, М6 Минск — Гродно, М1 Брест — Минск и М5 Минск — Гомель. Коэффициент гибели животных на 1 км дороги на М2 составляет 0,85 особей, это значит, что в течение года буквально на каждом километре дороги в результате ДТП погибло как минимум одно животное. Наименьшее количество ДТП с участием диких животных отмечено на Минской кольцевой автодороге, в 2023 году был всего один факт.
Самые опасные для таких ДТП второй и четвертый кварталы года, особенно май (17% всех случаев ДТП с животными) и декабрь, соответственно наименее этих происшествий в феврале (5%). И это имеет свое объяснение.
— Наибольшее количество ДТП фиксируется в мае-июне, так как животные переходят на летние места пребывания, самки готовятся к отелу, а молодняк прошлого года становится самостоятельным и делает свои первые шаги. Они не такие осторожные, как взрослые особи, с чем и связан весенний всплеск, — объясняет заместитель генерального директора по научной и инновационной работе НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Павел Гештаут.
Чаще всего ДТП с участием диких животных происходят в пятницу и на выходные, что связано с увеличением дорожного движения в эти дни. Водителям следует помнить, что дикие животные наиболее активны в темное время суток, и проявлять особое внимание на дорогах. Если вы нашли раненых, травмированных, больных и погибших животных в результате ДТП, нужно по возможности сообщить об этом пользователю охотничьих угодий или в оперативно-дежурную службу МВД. Важно знать: законодательство запрещает самовольную добычу, разделку и транспортировку туш таких животных и их частей, использование такой продукции. Нарушение этих норм влечет административную или уголовную ответственность.
Как отметил Павел Гештаут, много животных погибает и на дорогах других стран. Например, на территории Европейского союза на автомобильных дорогах ежегодно погибает около одного миллиона диких животных, в США — более 1,5 миллиона. В 2022 году в Германии в результате столкновения с автомобилями погибло более 250 тысяч диких животных, в Швеции — более 65 тысяч. По мнению экспертов, в Европе ежегодный ущерб только от повреждения транспортных средств в результате столкновения с дикими животными составляет более миллиарда евро. В Беларуси гибель животных ниже, чем у западных соседей.
Ключевым фактором таких ДТП является интенсивность транспортного потока. Показателем служит Минский район, где численность диких животных невелика, но количество ДТП с их участием самое высокое по Беларуси, так как в этом регионе наиболее интенсивный транспортный поток. И, наоборот, есть охотничьи хозяйства с высокой плотностью диких животных, но количество ДТП там единичное.
— Анализ зарубежного опыта показал, что для снижения аварийности с участием диких животных применяется большое количество мер.
Большинство из них сводится к таким: предупреждение выхода животных на дорогу, установка заградительных сооружений, акустических или иных устройств для отпугивания, организация переходов для диких животных, повышение информированности водителей (установка табло, срабатывающих на приближение животных, и систем в автомобилях, предупреждающих о наличии их рядом), сокращение количества копытных, ограничение скорости транспортных средств на наиболее аварийных местах. Также мировой опыт показал, что перечисленные меры не могут быть эффективными по отдельности. Снижения можно достичь путем использования сразу нескольких мер. Проблема высокой аварийности на дорогах в результате столкновения с дикими животными для стран Западной Европы и США не нова, там активно ведут работу по ее снижению, но количество аварий остается высокой, — резюмировал Павел Гештаут.
Еще печальнее тот факт, что в ДТП с дикими животными нередко травмируются и гибнут люди. В 2021 году был зафиксирован значительный рост таких ДТП. Тогда погибло 12 человек, а в 2020-м — только 4.
Чаще всего на проезжую часть дорог выходят косули и лоси — они жертвы почти в 90% случаев ДТП с участием диких животных.
— Зафиксировав всплеск, мы инициировали рассмотрение этого вопроса на заседании специальной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров, — говорит заместитель начальника управления — начальник отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции Управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности ГАИ Министерства внутренних дел Александр Хромченко.
— Был выработан ряд мер. Сейчас по результатам анализа мы видим, что при сохранении того же количества ДТП с участием диких животных планомерно снижается число погибших людей. В 2022-м погибло 9 человек, в 2023-м — 6, в 2024-м — 1.
Для водителей и их пассажиров, как показывает анализ, наиболее опасными считаются магистральные автодороги с интенсивным движением. Из 15 нынешних ДТП, в результате которых пострадали люди, 14 произошло на республиканских автодорогах, в том числе 8 — на автодорогах первой категории, где, как правило, повышен скоростной режим. Подавляющее большинство (14 из 15) произошло в темное время суток.
— На эти моменты стоит обратить внимание водителям. Основные аспекты, свидетельствующие о потенциальной опасности, — движение по автодорогам с повышенным скоростным режимом в темное время суток. Рекомендация водителям, особенно в темноте, — выбирать скорость, учитывая не только требования Правил ДТП и установленных дорожных знаков, но и исходя из видимости в свете фар. Несмотря на то, что может быть установлен скоростной режим 100-120 км/ч, по причине плохой видимости, возможно, нужно снизить скорость до 70-80 км/ч, — отметил Александр Хромченко.
Если произошло ДТП с участием дикого животного, нельзя покидать место происшествия. Нужно его обозначить, выставив знак аварийной остановки, включить аварийную сигнализацию, вызвать ГАИ и оставить проезжую часть, чтобы не оставаться в опасной зоне рядом с автомобилем.
Госавтоинспекция вырабатывает меры профилактического характера, которые направлены на предупреждение таких ДТП. Как правило, это установка предупреждающих дорожных знаков. Если опасен участок, то применяется понижение скорости движения, особенно в темное время суток. Также устанавливаются сетчатые ограждения вдоль автомобильных дорог.
Однако не всегда и эти меры дают должный эффект.
— Мы детально анализировали причины ДТП. Две дороги, близкие по расположению-М1 и Р2, — идут почти параллельно от Минска до Столбцов. Количество ДТП на Р2 — 0,06 на 1 км, а на М1 — 0,49-в восемь раз выше! Плотность животных одна и та же, а вот скоростной режим меняется с 90 на 120, и в восемь раз увеличивается количество ДТП. Сетевые ограждения тоже не панацея. Сравним автодороги М1 и М6: обе в западной части страны, одинаковый скоростной режим, одинаковое количество полос, но количество ДТП разное. Если на М1 — 0,49, то на М6 — 0,67. при этом М6 ограждена, М1 — нет. Если ограда не плотная, животные попадают внутрь как в ловушку, — говорит начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Александр Казарез.
Тем не менее сейчас во время проектирования строительства и реконструкции автодорог в обязательном порядке предусматривается, в том числе защита от животных, причем не только ограждения.
— Это должен быть комплекс мер, ведь установка ограждения не решает проблему, особенно если автодорога имеет вторичные въезды и выезды, а значит, имеются разрывы в ограждении, куда может попасть животное, которое и выйдет в итоге на дорогу. Ограждения наиболее эффективны в комплексе с оборудованными переходами для диких животных, располагающихся под или над автомобильной дорогой. При подготовке проектов реконструкции предусматриваются такие переходы. Берутся в расчет рекомендации специалистов по охране природы: учитываются пути миграции, численность популяции диких животных, — объясняет Александр Хромченко.
Сегодня каждый факт наезда на дикое животное изучается отдельно исходя из нескольких моментов, в том числе были ли допущены нарушения правил дорожного движения, приведшие к ДТП. Если водитель превышал скорость, имел возможность вовремя обнаружить животное, но в результате своих неправильных действий совершил наезд, здесь есть состав административного правонарушения, и он будет привлечен к ответственности. Если водитель двигался с разрешенной скоростью, но животное выскочило перед автомобилем, то очевидно, что здесь нет состава правонарушения, и в такой ситуации привлекать водителя к ответственности не будут.
Наибольшее количество ДТП фиксируется в мае-июне, так как животные переходят на летние места пребывания, самки готовятся к отелу, а молодняк прошлого года становится самостоятельным и делает свои первые шаги. Они не так осторожны, как взрослые особи, с чем и связан весенний всплеск.
При этом, как сообщил начальник управления охотничьего хозяйства РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов» Сергей Цабрук, готовится письмо в адрес Министерства внутренних дел, чтобы внести изменения в нормативные акты.
— Если водитель нарушил скоростной режим, нужно, чтобы признавалась его виновность и была возможность взыскать деньги за причинённый ущерб, который несет охотничье хозяйство из-за потери животных. Если мы добываем пять тысяч лосей, то 500 погибает на дорогах — 10%. Это прямой ущерб, — добавил Сергей Цабрук.
Елена КРАВЕЦ
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.