Вы здесь

Андрей Иванец: Если речь идет о будущем страны, мелочей быть не может


Объявленный Годом качества, 2024-й во многом определил приоритеты дальнейшего развития всех сфер жизнедеятельности нашего общества: от экономики до качества жизни. И сфера образования в этом перечне — одна из важнейших, ведь речь идет о молодом поколении белорусов, их сегодняшнем и завтрашнем дне — а значит, и о будущем нашей страны. Поэтому в своей ежедневной деятельности Министерство образования Республики Беларусь задачей номер один определяет повышение качества образования, причем как в процессе обучения, так и в аспекте воспитательном. Отсюда следуют все те меры, которые были приняты, апробированы и в дальнейшем внедрены в отечественную систему образования на протяжении нескольких последних лет. Что это за мероприятия и как они влияют на дальнейшее развитие образования в стране, читателям рассказывает министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец.


Педагог — ключевая фигура

— Андрей Иванович, какой из составляющих качества образования вы считаете важнейшим?

— Подготовка будущего учителя. В этом году у нас в этом плане предвидятся серьезные изменения — увеличиваем набор на педагогические специальности практически на тысячу будущих наших абитуриентов и планируем набрать около шести тысяч первокурсников, которые, надеюсь, в недалеком будущем придут в школы и станут учителями: начальных классов, предметниками, педагогами социальными и педагогами-психологами, то есть теми людьми, кому мы сможем доверить наших детей. Чтобы так и было, мы провели достаточно серьезную работу по корректировке и совершенствованию образовательных программ. Уже с первого сентября 2023/2024 учебного года наши будущие учителя начали учиться по новому образовательному стандарту, по новым программам.

— Что у них принципиально нового?

— Первое и самое важное то, что для всех студентов — будущих педагогов практикоориентированность и прохождение соответствующих практик начинается уже с первого курса. Это позволяет им на старте обучения почувствовать, что такое профессия педагога. Второе — абсолютно каждый будущий учитель сегодня имеет в учебной программе блок по инклюзивному образованию, независимо от того, Готовим ли мы дефектолога, преподавателя физики или информатики. Блок инклюзивного образования уже включен в программу и является обязательным государственным компонентом.

— Сегодня это важно?

— Количество особенных детей, нуждающихся в специальных методах обучения у нас, к сожалению, растет. Сегодня таких детей до 7 процентов от всех учащихся. В каждой школе. И сложности в процессе их обучения увеличиваются. Мы осознаем, с какими трудностями встретятся в школе педагоги. Новая же программа позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее и знать, что через четыре года каждый выпущенный из Университета учитель будет обладать как инклюзивной культурой, так и методиками работы с особыми детьми. Причем на высоком профессиональном уровне.

Быть учителем — это талант

— Профессия педагога не занимает первые строчки в рейтинге популярности среди абитуриентов...

— Стараемся привлечь в эту профессию молодежь. Причем молодежь талантливую. С этой целью продолжаем траекторию притока одаренных детей в учительскую профессию. В этом году, например, выпускники Национального детского технопарка, получившие соответствующую рекомендацию наблюдательного совета, без экзаменов смогут поступить на педагогические специальности. Это действительно талантливые юноши и девушки, которые успешно прошли не одну образовательную смену. Мы ждем их и видим не только высококвалифицированными кадрами для реального сектора экономики, но и для системы образования.

Продолжаем также набор медалистов на педагогические специальности, без экзаменов. Расширяем сеть педагогических классов. В этом году в таких классах учились восемь с половиной тысячи школьников, причем каждый третий из них своей будущей профессией выбирает профессию педагога. Мы ожидаем, что именно эти дети-медалисты, выпускники педагогических классов, Национального технопарка — и составят костяк тех, кто делом своей жизни определит учительскую работу.

Кроме того, ведется большая воспитательная работа. Она направлена на то, чтобы сегодняшний школьник впитывал и уважение к своим педагогам, и любовь к этой профессии настолько, чтобы сознательно выбрать ее. Здесь, конечно, большую роль играет и личный пример педагога. Результаты такого комбинированного подхода уже впечатляют: буквально два года назад количество детей, поступивших на дневную бюджетную форму образования в БГПУ имени М. Танка из числа медалистов, выпускников педагогических классов, была примерно 30-35 процентов, а в прошлом году их уже половина: каждый второй студент первого курса педагогического университета либо медалист, либо выпускник педкласса. В этом году с учетом увеличенных цифр набора мы повысили планку до 60 процентов.

Главный помощник

— Книги и учебники по-прежнему остаются главными помощниками учащихся, студентов, педагогов. Какова ситуация с учебной литературой? С какой периодичностью издают или переиздают учебники?

— Учебные программы и пособия как раз и являются вторым важным направлением обеспечения качества образовательного процесса. В 2021 году мы впервые завершили издание национальной линейки учебных пособий для всего курса общеобразовательной школы. И с того же года начали процесс их переиздания. Никаких глобальных изменений не было — обрабатывали, дошлифовывали те учебники, что уже были, а это более 220 учебных пособий.

Полтора года назад мы провели глубокий анализ существующей учебной литературы. И он показал, что серьезной переработки требуют только пять учебных пособий. В этом году мы заканчиваем их переиздание. Еще 60 пособий планируем переиздать в ближайшие два года.

— Каким в идеале должен быть школьный учебник? Для учеников, их учителей и родителей?

— Доступные тексты и хороший методический аппарат — чтобы материал хорошо усваивался и был интересен детям. С другой стороны, мы существенно расширяем и усиливаем воспитательный потенциал учебника. Как это делаем? Возьмем самое простое — букварь. Ребенок учит буквы и видит, что буква «Б» — это Беларусь, буква «Р» — Родина, буква «М» — мать. Уже нет банана, малины или рака. Мы фактически возвращаемся к тем истокам, которые были в советское время. Согласитесь, лучших за тогдашние учебники в воспитательном плане не было.

Не только в букваре, но и в учебные пособия по естественнонаучным дисциплинам мы также вносим серьезный воспитательный потенциал, формирующий гордость за нашу страну, нашу экономику, промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу. Все это идет как через соответствующие задания, так и через тексты заданий.

— Звучат мысли, от родителей в первую очередь, что нынешние программы для школьников довольно сложные...

— На сегодня образовательная программа абсолютно соответствует современности и упрощать ее не нужно. А вот ее форму и доступность, согласен, необходимо улучшать. И мы это делаем. Важным событием станет выход в августе в свет учебного пособия по истории Беларуси в контексте всемирной истории для 10 классов. Эта великая новация затронет все школы нашей страны: с 1 сентября десятиклассники будут изучать не два учебных предмета — Историю Беларуси и Мировую историю, а один курс — История Беларуси в контексте мировой истории. Это учебное пособие нового поколения, тот учебник, который хочется читать каждый день, не отрываясь, с большим интересом. Там расставлены акценты на тех исторических моментах, которые по-настоящему должен знать каждый гражданин, каждый патриот своей страны, знать и гордиться ими.

Справедливо и прозрачно

— Идет самая напряженная для школьников и абитуриентов пора. Уже прошли централизованные экзамены, впереди — вступительная кампания. Как все проходит в этом году?

— Школьники второй год сдают централизованный экзамен. С первого раза, первого года, возможно, получилось не все так гладко, как задумывалось. Но это нормальный процесс, так как переход на принципиально новую форму итоговой аттестации за курс общеобразовательной школы — серьезная системная работа, которая и была проведена. И ее результаты заслушивались на совещании у главы государства.

Что мы имеем сегодня? Уверенность в правильном выборе. Мы убрали вопросы, которые были придуманы, что называется, наугад, и полностью привели тестовые задания в соответствие со школьной программой. Таким образом, выпускников не ожидали сюрпризы в виде усложненных задач, не входящих в школьную программу, и так далее. Это отмечают и сами выпускники — в этом году и на репетиционном экзамене, и на централизованном тестировании вопросы соответствуют тому, что они изучали в школе. Это было принципиальное требование Президента, и мы его выполнили.

Еще один важный аспект — справедливость. Все выпускники 11 классов находятся в одинаковых, с точки зрения объективности оценки их знаний, условиях. Для нас это принципиальный момент, и именно поэтому мы везем серьезную, даже жесткую работу, чтобы не было ни одного нарушения со стороны тех, кто экзаменуется: наличие при себе мобильного телефона, использование шпаргалок или другой помощи со стороны. Важно, чтобы не только каждый выпускник, но и его родители были уверены в том, что все дети, а не только его ребенок, находятся в одинаковых условиях. Важно еще это и потому, что результат централизованного экзамена может быть использован и при поступлении в университет.

Уметь применить

— Известно, что в 2023 году было проведено национальное исследование качества образования. Если можно, немного подробностей: его цели, задачи, результаты.

— Основной целью была оценка функциональной грамотности учащихся. В ходе исследования определялось, насколько сегодняшние юноши и девушки готовы к взрослой жизни, решению реальных жизненных проблем с использованием тех знаний и умений, которые они получили в учреждениях образования. Отмечу, что исследование не заменяет качественную систематическую оценку образовательных достижений, а проводится наряду с нею.

Функциональной грамотности мы уделяем большое внимание и рассматриваем ее больше как элемент повышения уровня качества образования, чем как отдельный элемент обучения. Она будет проходить красной нитью через весь общеобразовательный процесс в школах — каждый учащийся должен изучить и знать определенные законы физики, химии, математики и уметь применять их для решения тех или иных практических задач, с которыми он обязательно в жизни столкнется. Будь то в колледже, университете или на первом рабочем месте.

Еще одна траектория, которая не заменяет образовательный процесс, но придает ему особый импульс и способствует повышению уровня образования, — олимпиадное движение. Мы планируем развивать его и впредь. Наши школьники и сегодня показывают высокие результаты на международных соревнованиях: восемь из десяти возвращаются оттуда с медалями. Но есть еще большой потенциал, который можно и нужно раскрыть. Для этого с 1 сентября 2024 года мы запустим элементы круглогодичной заочной Олимпиады, чтобы свои силы и способности мог проверить абсолютно любой ребенок из любого уголка Беларуси. Параллельно привлечем лучших педагогов, которые будут проводить обучение как учителей, занимающихся подготовкой ребят к олимпиадному движению, так и самих детей. Думаю, объединение такой дистанционной олимпиады с очными сборами ребят и интенсивами по их работе перед выездом на заключительный этап республиканских соревнований или на международные этапы даст еще более высокий показатель.

Собственно, ничего нового мы не изобрели — такие формы использовались в советское время, они сохранились по настоящее время в России и Китае. Некоторые элементы проводились и у нас. Сегодня мы просто выводим эту деятельность на принципиально новый, системный уровень.

Рабочий класс — это звучит почетно

— Сегодня глава государства ориентирует на решение кадровых проблем в промышленности. Одно из его требований — поднять престиж рабочих профессий.

— В этом направлении мы работаем очень активно. С каждым годом увеличиваем количество детей, поступающих в колледжи на бюджетную форму получения образования после 9 классов. Есть ли сдвиги? Есть. Сегодня мы практически вышли на цифру, когда каждый второй выпускник девятого класса выбирает путь в колледж. Буквально 2-3 года назад такой выбор делал только каждый третий выпускник базовой школы.

Есть несколько причин развития именно в эту сторону. Во-первых, молодые люди стали более осознанно делать свой выбор. Во-вторых, их привлекают условия, которые созданы сегодня в колледжах. Нам удалось создать 52 центра компетенций, более того, там постоянно обновляется материально-техническая база. Дети проходят подготовку на современном оборудовании, которое сегодня есть даже не на каждом производстве. По сути, там готовят кадры завтрашнего дня. Нужно ли говорить о том, насколько будет востребован такой специалист на производстве?..

И потом, нынешний абитуриент очень прагматичный. Он смотрит не только на то, куда хочет поступать и какую специальность получить, — он хочет понять, где он будет работать. В этом плане молодежь, которая поступает в колледж и получает рабочую профессию, ждут большие перспективы. Если специалист востребован, для него и привлекательные условия труда создают, и зарплату достойную предлагают. Много плюсов, поэтому траекторию поступления в колледже после девятого класса мы, конечно, будем развивать.

Для тех, кто все же решает остаться в школе, предлагается несколько векторов: обучение в профильном или базовом классе. Если говорить о последнем, то учащиеся таких классов вместе с аттестатом получают и рабочую профессию, которой они учатся на базе колледжей, а по окончании сдают квалификационный экзамен. Перед таким выпускником открываются сразу три пути: он может продолжить образование в вузе, колледже или сразу трудоустроиться.

Скажу больше: возможность получить рабочую профессию сегодня имеют и студенты вузов в рамках студотрядовского движения, обучающиеся на инженерных специальностях. Согласитесь, если архитектор понимает работу прораба, если знает, как работает плиточник и так далее, — все это только в плюс и ему, и общему делу.

Еще один важный аспект повышения престижа рабочей профессии — конкурсы профессионального мастерства. В 2024 году мы провели V юбилейный Республиканский конкурс Profskills, победители которого примут участие в международных стартах.

Где родился, там и согласился

— Квалифицированные кадры востребованы не только на промышленных предприятиях, но и в регионах в целом. Между тем в каждом областном центре есть свои, и очень сильные, вузы. Однако молодежь из провинции, как и десятилетия назад, отправляется за знаниями и дипломами в столичные университеты. Почему так?

— Вопрос действительно есть. Но мы его решаем. С прошлого года, благодаря поддержке главы государства, начали проводить университетские Олимпиады, причем только в региональных университетах. По итогам таких олимпиад школьники фактически уже в марте становятся студентами этих университетов. В 2024 году более 1000 учащихся из регионов стали победителями университетских олимпиад. Ожидаем, что ровно на столько там увеличится и количество студентов.

Мы сделали возможным серебряным и золотым медалистам, а их по прогнозам во всех областях наберется около 4,5 тысячи, также без экзаменов поступать в любой региональный вуз. Эту новацию используем впервые в нынешнюю вступительную кампанию и надеемся, что абитуриенты останутся в университетах на своей малой родине, а затем там же начнут трудовую деятельность.

Вполне справедливое замечание, что областные университеты — это учреждения образования с традициями, именем и авторитетом. Скажу больше: и обеспеченность кадрами, и материально-техническая база там не отличаются от столичных университетов. Показательный факт: иностранные студенты выбирают не только Минские вузы, но и региональные.

Немногие знают, что некоторые региональные университеты имеют уникальную специализацию, которой нет больше ни в одном вузе страны. Например, Могилевский университет химических технологий — единственный в Беларуси, который готовит специалистов для пищевой промышленности. Витебский технологический университет специализируется на подготовке кадров для легкой промышленности, таких в стране тоже больше нет. Витебская Ветеринарная академия, Полоцкий университет, Горецкая сельскохозяйственная академия, Купаловский университет и другие — это же настоящие бренды, со своей личностью, своим громким именем и высочайшим уровнем преподавания.

С малых ногтей

— Решение каких задач по повышению качества работы дошкольных учреждений образования вы считаете первоочередными?

— Наиболее чувствительным аспектом для родителей сегодня является доступность дошкольных учреждений. Мы работаем в этом направлении. Так, сделаны интерактивные карты учреждений дошкольного образования по каждому району, которые ежемесячно обновляются. На них в режиме реального времени можно видеть количество мест в детских садах. Можно выбрать учреждение дошкольного образования поблизости с домом или работой, недалеко от места, где проживают бабушки-дедушки, и так далее. В этом году планируем закончить переход в электронную форму двух административных процедур — постановки на учет в учреждение дошкольного образования и выдачи направления. И в том, и в другом случае не нужно будет идти ни в районный отдел образования, ни в райисполком, для того чтобы стать в очередь или получить направления. Это можно будет сделать даже с мобильного телефона в любое удобное для родителя время.

Что касается самого образовательного процесса, то программа развития учреждений дошкольного образования, принятая на 2024-2025 годы, предусматривает повышение квалификации воспитателей и принятие новых образовательных программ по реализации более серьезных воспитательных, патриотических, гражданских функций. Уже никого не удивишь тем, что сегодня в учреждениях дошкольного образования изучают государственные символы, их значение, а детки поют гимн. И это правильно: граждане Беларуси с самого малого возраста должны гордиться страной, где родились, где живут.

Здоровые дети — здоровая нация

— Эксперимент по новации в организации школьного питания обсуждался чуть ли не больше других. Но зато сегодня с полной уверенностью можно сказать: учителя, родители и, самое главное, дети приняли новации «на ура».

— Быть может, эта тема даже набила кому-то оскомину, но, как говорят в народе, овчинка оказалась достойной тычинки. В пилотном проекте принимали участие всего 23 школы из разных регионов Беларуси. К концу 2024 учебного года уже более 70% школ страны перешли на новый принцип организации школьного питания. С 1 сентября охват будет стопроцентный.

Результат действительно хороший. Дети стали лучше кушать. У нас более 65 процентов школьников питаются за счет средств бюджета. Это огромные деньги. Но и такая же огромная забота о молодом поколении. Сейчас мы достигли того баланса, когда дети сыты и довольны, а вложенные в их питание бюджетные рубли используются эффективно.

Успешная реализация эксперимента формировалась из трех составляющих. Первое — это то, что готовим. Технологические карты кардинально изменились, был разработан принципиально новый их сборник. При проведении апробации блюд наладили обратную связь с учениками и их родителями. Что-то понравилось, что-то — нет. В итоге в школьное меню вошли именно те блюда, которые получили положительную оценку.

Вторая составляющая — оснащенность пищеблоков. Мы прекрасно понимаем: чтобы приготовить и накормить 1,5-2 тысячи школьников ежедневно, — а в целом в Беларуси ежедневно питается 1 миллион детей, — нужны соответствующие мощности и современное технологическое оборудование. Пароконвектоматы, миксеры, фростеры, дефростеры — все это сегодня есть в школьных пищеблоках. А сейчас мы фактически заканчиваем оснащение их посудомоечными машинами.

Следующая составляющая — квалификация поваров. Все они в свое время прошли квалификацию и сегодня имеют необходимый четвертый разряд.

Международное сотрудничество

— Расскажите о международных контактах Министерства. Как они изменились в условиях санкций? Сократилось сотрудничество или, наоборот, увеличилось, но уже по другим направлениям и что это дает отечественной сфере образования?

— Продолжаем серьезное сотрудничество со странами Содружества. Недавно состоялось заседание совместной коллегии профильных министерств Российской Федерации и Беларуси. Спектр вопросов, которые были там рассмотрены, вышел за рамки повестки дня. У нас много общих тем, а уровень взаимодействия с российскими коллегами достиг той фазы, когда мы не просто разговариваем на одном языке, смотрим в одном направлении. Мы читаем друг друга без слов. Что касается важных договоренностей, то сейчас отрабатываем механизм передачи наших учебных пособий по естественнонаучному блоку школьных учебников и учебников из колледжей России для того, чтобы на их основе там сделали свою линейку национальных учебных пособий. Для нас это высокая степень доверия: российские коллеги будут брать наши пособия в качестве примера или основы для составления своих. Мы достигли также серьезных договоренностей в развитии инклюзивного образования. Здесь наоборот — у нас есть серьезный интерес к тем наработкам, которые имеются у российских коллег: это и серьезная научная школа, и хорошее методическое обеспечение, а главное — россияне готовы не просто полностью отдавать свои разработки, но сопровождать их внедрение. Для нас это имеет значение — сопровождение специалистов значительно ускорит время не только осмысление этих разработок, но и использование их в реальной жизни.

Ассоциация школ Беларуси и России — еще один важный инструмент сотрудничества. Педагоги братских стран на постоянной основе обмениваются опытом, учителя проводят телемасты, идет обмен делегациями, причем не только в области образовательной, но и воспитательной. В ассоциацию уже входит более 500 школ, но темп роста таков, что, я думаю, в дальнейшем количество учреждений образования этой организации увеличится кратно.

Весной состоялся большой визит делегации Министерства образования в Узбекистан. Там также достигнуто много договоренностей. Например, вышли на интересный проект — подготовку кадров для учреждений дошкольного образования Узбекистана — и готовимся открыть там совместный факультет, где белорусские преподаватели будут готовить узбекских воспитателей. Второе серьезное направление — это подготовка кадров рабочих специальностей. Мы фактически под ключ планируем создать в Узбекистане центр опережающей подготовки, центры компетенции, которые будут готовить высококлассных специалистов для промышленности страны.

Мы планируем также участие в форуме министров образования стран БРИКС. И уже сегодня в качестве приглашенных членов принимаем участие в работе министров образования стран ШОС. Надеемся при поддержке Российской Федерации и Китайской Народной Республики стать не просто активными участниками образовательного процесса стран Шанхайской организации сотрудничества, но и принять у себя очередное заседание руководителей образовательных ведомств.

Динамично развивается и африканский вектор. Сегодня уже очевидно, как растет число студентов с этого континента, которые учатся у нас в стране. Зимбабве, Экваториальная Гвинея и другие... Если говорить о географии сотрудничества, то она постоянно расширяется, и сегодня это уже более 100 стран мира. У нас обучается более 30 тысяч иностранных студентов. И есть куда расти. Но это не самоцель. Во главу угла мы все же должны ставить качество подготовки наших студентов для экономики Беларуси.

Елена ВИНОГРАДОВА

Выбор редакции

Образование

Приемная кампания: финиш близко

Приемная кампания: финиш близко

17 июля — последний день, когда у абитуриентов принимают документы на бюджетную форму обучения.