Ни для кого не секрет, что механизм переустройства мира, запущенный в ХХI веке, лишь набирает обороты. При этом центр силы последовательно сдвигается в Азиат-ском направлении. Не случайно лидеры большинства ведущих государств мира с завидным постоянством посещают Китай, Индию, Малазию, Пакистан, Филиппины, Вьетнам и другие страны региона. Осознание значимости Азии для мирового экономического разви-тия обусловливает повышение интереса к ней и интенсификацию запроса на безопас-ность со стороны азиатских государств. В этой связи не является исключением и визит в Монголию официальной белорусской делегации во главе с Президентом А.Г.Лукашенко.
Значимость Азиатского региона в будущем мироустройстве нашло отражение в ряде руководящих документов США и НАТО. В Стратегии национальной безопасности (СНБ) США 2017 года, были реаними-рованы идеи конца холодной войны в части обеспечения превосходства США над всеми остальными государ-ствами мира. В документе констатировалось, что «произошло неблагоприятное для американских интересов смещение глобального баланса сил» и в качестве конечной цели определялось восстановление поступательной динамики Америки, нивелирование негативных тенденций, поддержание установившегося после Второй миро-вой войны порядка.
По тексту СНБ говорилось о том, что «основная проблема для национальной безопасности США — не терроризм, а межгосударственное стратегическое соперничество. Американская армия не обладает неоспори-мым преимуществом на поле боя, а это значит, что мы возвращаемся к классической модели международных отношений и традиционным целям прагматической политики». Среди угроз Америке названы изгои, ревизио-нисты и террористы. Первые «угрожают своим соседям оружием массового поражения и дестабилизируют важные регионы», а вторые «хотят создать мир, не соответствующий американским интересам и ценностям». В категорию стран—ревизионистов включены Россия и Китай. Именно их деятельность «является вызовом могуществу, влиянию и интересам Америки и направлена на подрыв ее безопасности и остановку процвета-ния». Для эффективной реализации планов сохранения собственной гегемонии, в августе 2017 года США был принят закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций».
Дополнительным фактором, влияющим на развитие геостратегической обстановки в Азиатском реги-оне, явились усилия США по созданию новых и реанимации существующих военно-политических альянсов AUKUS и QUAD. Первый 15 сентября 2021 года объединил Австралию, Великобританию, США в Индо-Тихоокеанском регионе. Второй, созданный в 2007 году, анонсированный как «азиатский НАТО», включил Австралию, Индию, США, Японию в процесс сдерживания стратегической экспансии Китая. Именно в треть-ем десятилетии ХХI века QUAD начал активно наращивать свою активность. Налицо, смещение акцентов внешней политики Вашингтона в Тихоокеанский регион и на противостояние Пекину.
Примечательно, что в стратегии НАТО 2022 года впервые в истории в качестве вызова интересам, безопасности и ценностям Североатлантического союза названа политика, реализуемая Китаем. Согласно Стратегии, КНР «стремится подорвать основанный на правилах международный порядок, в том числе в кос-мической, кибернетической и морской сферах». Не удивительно, что именно системное соперничество с Кита-ем провозглашается «стратегическим вектором НАТО на среднесрочную перспективу», а Индо-Тихоокеанский регион признан важным для европейской безопасности. Так и хочется уточнить: Где НАТО, а где столь важ-ный для него район мира?
Не вызывает сомнения, что столь пристальное внимание Вашингтона и Брюсселя к рассматриваемому региону не сулит ничего хорошего странам в него входящим. Уже сегодня государства вынуждены суще-ственно увеличить собственные расходы на оборону, а Китай, Индия и Япония входят в число лидеров по объемам финансирования сферы национальной безопасности. Южная Корея, Япония, Филиппины являются партнерами, а отчасти и сателлитами США, безоговорочно их поддерживающими. Еженедельно в СМИ появ-ляется информация о совместных учениях, заявлениях, испытаниях, инцидентах. Серьезным очагом напря-женности продолжает оставаться Южно-Китайское море, важнейший транзитный путь региона, и остров Тай-вань.
Масло в огонь подливают США размещая мобильные пусковые установки Typhon («Тифон») на Фи-липпинах. Эти ракетные комплексы средней дальности (до 1800 км.), с ракетами Tomahawk и SM-6, способны контролировать не только весь Лусонский пролив, но и часть китайского побережья, а также базы Народно-освободительной армии Китая в Южно-Китайском море. При поддержке Вашингтона идет милитаризация Тайваня, Японии, Южной Кореи.
В этих условиях практически ни одно государство региона не застраховано от деструктивного внеш-него воздействия. Не является исключением и Монголия, географически расположенная между мощными империями Россией и Китаем, являющимися соперниками США. Создать им проблемы — важнейшая геопо-литическая задача Вашингтона, которую он решает всеми доступными методами. Не вызывает сомнения, что в ближайшей перспективе Монголия будет вынуждена окончательно определиться с собственным курсом раз-вития, что может инициировать попытки внешнего манипулирования.
Имеющийся у Беларуси потенциал в сфере обеспечения политической безопасности, противодействия «цветным» революциям, экономической, продовольственной, технологической безопасности может быть вос-требован Улан-Батором. В то время, когда мир вошел в стадию геополитической турбулентности надежные союзники — это одно из условий сохранения национального суверенитета и независимости, что четко осознают в регионе.
Наша страна целенаправленно выстраивала дружеские отношения с Россией, Китаем, Индией. Вьетна-мом, другими ведущими игроками региона. Монголия, убедившись в партнерской надежности Беларуси, ка-честве нашей продукции и последовательности белорусской политики, приняла решение о расширении спектра межгосударственного взаимодействия, о чем свидетельствуют результаты официального визита. Подписан ряд межправительственных соглашений и договоренностей.
В ближайшей перспективе речь может идти о подготовке кадров, а это противодействие «мягкой си-ле», поставках белорусской техники, а это технологический суверенитет, развитии контактов в области сель-ского хозяйства, что обеспечит экономический рост и социальную стабильность. В качестве перспективного направления двустороннего сотрудничества следует рассматривать военно-техническую сферу. Беларусь гото-ва делиться своими наработками в этой области и ей есть что предложить монгольским коллегам. Это пожар-но-спасательная техника, широкая линейка средств управления и связи, другие образцы.
Мы, белорусы, четко осознаем свои возможности и идем туда, где наши компетенции востребованы. Главный тренд нашей внешней политики — равноправный, взаимовыгодный диалог, что в полной мере соот-ветствует духу формирующегося сегодня нового многополярного мира. Это с каждым днем осознает все большее число стран, которые на практике реализуют геополитический завет З.Бжезинского: «единоличное господство даже самого сильного государства уже невозможно, особенно учитывая появление новых регио-нальных игроков».
Подобные стратегические трансформации крайне сложны и зачастую сопровождаются войнами и во-оруженными конфликтами. Соответственно, во всех уголках планеты растет запрос на безопасность, а Рес-публика Беларусь может предложить свои друзьям и партнерам инструментарий для ее обеспечения. Слова А.Г.Лукашенко о том, что «Беларусь идет с добром и взаимовыгодными предложениями» стали лейтмотивом внешней политики страны. Сегодня последовательно расширяются азиатский, африканский. ближневосточ-ный вектора нашего сотрудничества, делая наши позиции на международной арене сильнее, а круг наших партнеров многочисленнее.
Николай БУЗИН, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей, профессор
Превью: pexels.com
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.