Вы здесь

Как вырастить самодостаточного и гармоничного ребенка?


Все родители хотят, чтобы их ребёнок вырос самодостаточной, уверенной личностью, уважающий своих родителей и окружающих. Мама и папа мечтают, чтобы ребенок воспринимал их не только как родителей, но и как друзей: мог делиться своими переживаниями и чувствами, откровенно говорить о том, что с ним происходит. Из этой статьи вы узнаете о полезных навыках, помогающих сформировать у ребёнка правильное отношение к себе и окружающим. 

Основные правила тибетского воспитания. 


Важно: Исключите оскорбления и телесных наказаний (неряха, грязнуля, наглец). Единственная причина, по которой бьют детей — они не могут дать сдачи.

Первый период: до 5 лет. 

С ребёнком нужно обращаться «как с царём». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Почему же? Если подавлять ребенка до 5 лет, вы подавите его интерес к жизни. Если ребёнок делает что-то опасное, нужно сделать испуганное лицо и вскрикните. Ребёнок такой язык прекрасно понимает. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребёнок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее.

Второй период: с 5 до 10. 

В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, формировать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями. Почему так? Если вы будете продолжать общаться с ребёнком, как с царем, баловать и во всём помогать, то ребёнок вырастет несамостоятельным и безответственным.

При этом выражать недовольство можно и нужно — но не самим ребенком, а конкретными его действиями. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо», а еще лучше «мне плохо от того, как ты поступил». Последнее — это «Я-сообщение»: оно говорит о ваших чувствах и не оценивает самого ребенка. У ребенка есть шанс самостоятельно сделать вывод о своем поведении и скорректировать его: «Мне стыдно, когда на нас в магазине оборачиваются люди». «Я очень устала, и мне грустно, что мне теперь придется мыть посуду». «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают». Не «ты плохой», а «мне плохо от того, как ты поступил».

Третий период: с 10 до 15. 

Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как вы имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления. Свою волю не навязывайте, не приказывайте. Учитесь договариваться и находить компромисс. Сообщите ребёнку, что он всегда может обратиться к вам за советом. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов.

Применяйте технику «Активное слушание». Пожалуй, главная техника, которой родителям следует научиться — это активное слушание своего ребёнка в сложных ситуациях: когда ребёнку грустно, трудно или плохо. Цель техники — дать понять ребёнку, что в трудную минуту его слышат, к его проблеме неравнодушны, его понимают. Вы удивитесь, как часто детям не хватает именно этого, и как отношения улучшатся, если это появится. Напряжение уходит, ребёнок чувствует себя понятым и принятым, и вы вместе легко решаете проблему.

Последний период: с 15 лет и старше. Взаимное уважение — это первый критерий к тому, чтобы стать другом своему ребёнку. Уважать — значит, давать ребёнку право на собственное мнение. Как вы интересуетесь мнением супруга, супруги или других членов семьи — так же интересуйтесь и мнением ребёнка. Не так важно, о чем именно идёт речь: о планировании места проведения отпуска или выборе блюда, которое будете готовить на обед или ужин. Главное — дайте ребёнку возможность озвучить его точку зрения и примите ее в расчёт. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать в этом возрасте ребёнка уже поздно, и Вам остаётся только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

  • Если подавлять ребёнка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
  • Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
  • Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
  • Относитесь к капризам серьёзно. И даже плохое поведение — это способ высказывания. У детей ещё не хватает словарного запаса, чтобы объяснить всё, что они чувствуют. Поэтому поступки для них — тоже слова. Очень часто плохое поведение — это требование внимания, просьба о помощи, выражение усталости. Обязанность родителей заключается в том, чтобы выяснить, что же своим поведением хотел сказать ребёнок.
  • Не зацикливайтесь на плохом поведении. От постоянных замечаний толку всё равно будет мало, зато перехвалить ребёнка просто невозможно. Поэтому чаще обращайте внимание на хорошие поступки. Это не значит, что ребёнку нельзя сделать замечание. Конечно, можно. Но немного.

Психолог Елена ШЕВЧЕНКО

Фото: pexels.com

Выбор редакции

Общество

Виктория Шумельчик: «Никогда не глянула бы на мужчину-бездельника»

Виктория Шумельчик: «Никогда не глянула бы на мужчину-бездельника»

Внешне она — романтичная светловолосая женщина...

Общество

Приложение для налогов

Приложение для налогов

Ключевые новации связаны с цифровой сферой.