Вы здесь

Какие задачи стоят перед машиностроителями в этом году?


Депутаты Палаты представителей в рамках выездного семинара — совещания «О работе белорусских автомобилестроительных предприятий по реализации задач Года качества» посетили Белорусский автомобильный завод.


БелАЗ стал первым 57 лет назад

Знакомство с флагманом отечественной промышленности, занимающим лидерские позиции в сфере производства карьерных самосвалов, началось с посещения Музея трудовой славы, где представлены точные копии техники, выпускавшейся с первых дней деятельности завода, и образцы современных машин. Следующим местом для ознакомления с производством машин-гигантов стал цех главного конвейера, мощности которого позволяют выпускать 90-тонные самосвалы — одни из самых востребованных в горнодобывающей промышленности.

Кроме того, депутаты ознакомились с выставкой карьерной техники и увидели карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн в движении. Перед пленарным заседанием семинара-совещания Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко отметил, что у белорусского машиностроения много достижений, но есть и вопросы для обсуждения.

Он отметил, что «главой государства поставлены очень серьезные задачи перед промышленностью и в частности машиностроением. Этот год объявлен Годом качества, и именно на таких гигантах, как БелАЗ, мы своими глазами видим эту работу».

Игорь Сергеенко напомнил, что БелАЗ первым в советском автопроме получил знак высочайшего стандарта качества. 20 июня 1967 года самосвалу БЕЛАЗ-540А и его модификациям был присвоен государственный знак Качества СССР. «Этот самосвал был визитной карточкой нашей страны», — отметил председатель Палаты представителей.

«Достижения реальны есть, но есть и масса вопросов, которые требуют обсуждения. Цель семинара — ознакомить депутатов, как реализовываются в стране подобные проекты, узнать о проблемах, услышать инициативы, чтобы при необходимости внести определенные изменения с точки зрения законодательства», — подчеркнул Игорь Сергеенко. Он также поделился впечатлениями от посещения БелАЗа. «Когда бываешь на таких предприятиях, понимаешь, что нам есть чем гордиться, в том числе коллективом, который продвигает продукцию, разрабатывает новые модели, которые впечатляют своим внешним видом, своей мощностью. Спрос на эту технику большой», — подчеркнул спикер.

По его словам, практика выездных семинаров будет продолжена. Так, в следующий раз планируется рассмотреть вопросы внешнеполитической деятельности.

Инструменты бережливого производства и управления качеством

Наша промышленность обладает высоким потенциалом роста. Об этом заявил на семинаре министр экономики Юрий Чеботарь. Он отметил, что в прошлом году в промышленности достигнут темп роста 107,7%, а в машиностроении — более 113%. Превзойдены рекорды последних лет по производству карьерных самосвалов, автобусов, грузовиков и легковых автомобилей. О том, что отрасль обладает высоким потенциалом, свидетельствуют и нынешние результаты: плюс 8% за январь-май. Значительный вклад промышленность, в частности машиностроение, вносит и в экспорт.

Центральной темой доклада министра стали резервы роста в промышленности. «По ряду востребованных рынком позиций мощности загружены на 100%. Таким образом, нужно думать о расширении производств и создании новых». Не менее важный вопрос — диверсификация поставок на рынки дальней дуги. Отдельно Юрий Чеботарь остановился на темах локализации производства и импортозамещения.

Кроме того, по словам министра, для повышения конкурентоспособности предприятий, привлечения инвестиций, клиентов и новых партнеров необходимо активнее внедрять инструменты бережливого производства и управления качеством. Соответствующие предложения Минэкономики внесет в правительство.

В скором времени все органы — регуляторы должны приступить к разработке отраслевых стратегий развития до 2035 года, сформировать конкретные направления по пунктам роста в промышленности до 2030 года и обеспечить планомерную работу — от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до готового производства.

Создаются экспортно-импортные компании

Первый заместитель министра промышленности Александр Огородников рассказал о планах по развитию машиностроения: «Скажу без ложной скромности, машиностроение — наше все. Мы как были в тройке мировых лидеров среди производителей карьерных самосвалов, так и остались. За последние годы в линейке появились новые машины со всеми возможными видами двигателей. Это говорит о том, что мы не стоим на месте, соответствуем мировым трендам в производстве карьерной техники».

Отечественная промышленность рассчитывает еще лучше и быстрее удовлетворять потребности не только внутреннего рынка, но и наших зарубежных коллег. Для этого белорусские холдинги будут создавать специализированные экспортно-импортные компании. Представитель ведомства пояснил, что очень сильно изменились экспортные рынки. И предприятия вынуждены вновь создавать инфраструктуру продаж. Большинство предприятий Министерства промышленности — под санкциями, это сдерживающий фактор присутствия на рынках. Далее по значимости идут проблемы с логистикой и движением денег. При этом часть проблем белорусские компании уже научились плодотворно решать.

«Основной блок вопросов, которыми ежедневно занимаются предприятия, — какие комиссии, сколько стоит конвертация. Для этого и нужны специализированные экспортно-импортные компании, которые будут решать эти проблемы», — рассказал Александр Огородников.

По его словам, планово развивается и автобусное производство на МАЗе, планируется увеличение мощностей, новые технологические переделы по сборке, сварке, покраске. Первый замминистра отметил, что активно развивается и производство электробусов. Что касается «Белкоммунмаша», он также на пороге значительной модернизации. Задача этого предприятия — увеличение производственных мощностей. «Если по прошлому году было выпущено где — то около 300-320 единиц, то целевая задача — довести этот показатель до 500-550 машин в год. Автокомпоненты всегда идут с нами в связке. Реализовывается почти два десятка инвестиционных программ», — добавил Александр Огородников.

Отдельно он рассказал о развитии легкового автомобилестроения: «Прошлый год для нас был очень успешный, в этом рассчитываем на еще более высокие показатели. Развиваем и поставки на внутреннем рынке, и на экспорт. Работаем над локализацией с белорусскими и российскими компаниями. Рассчитываем до конца третьего квартала открыть еще одно производство узлов и деталей в рамках „Белджи“. Это также будет способствовать углублению локализации».

Расширение производства и карьерный экскаватор

Своими планами поделился генеральный директор ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг» Сергей Лесин. Он отметил, что перед коллективом холдинга поставлена амбициозная задача по увеличению производственных мощностей более чем в 1,5 раза. «И эту задачу мы решим», — заверил Сергей Лесин. Для сравнения: план выпуска карьерных самосвалов на 2024 год — 965 единиц.

Генеральный директор уточнил, что предыдущие поколения провели большую работу по развитию завода и сейчас важно сохранить созданный ими задел. «Ввиду того, что рынок карьерных самосвалов ограничен, его емкость всем известна,» толкаться плечами" там довольно трудно, наш основной вектор сегодня направлен на освоение новых видов продукции, например, карьерный экскаватор. В июле мы планируем его отправить на эксплуатационные испытания в Сибирь. На следующий год планируем не менее пяти единиц включить в производство«.

И еще. В этом году меняется вектор во внешней торговле. Сейчас наши производители участвуют в проектах с поставкой техники в Африку. Кроме того, отечественный производитель карьерных самосвалов в мае возобновил отгрузку на один из европейских рынков. «БелАЗ-Холдинг» перезапустил производство на могилевском «Строммашине», который сейчас начал производить платформы для самосвалов. «В планах — вернуть специализированный бренд на рынок, запустить в Могилеве производство железнодорожных шпал, — анонсировал задумки Сергей Лесин. — Также учитываем новые „зеленые“ тренды на машины, которые используют аккумуляторы в качестве источников энергии или водород как топливо. Актуальна и шахтная тематика, подземные карьерные самосвалы. Здесь для нас открылась серьезная ниша, которую намерены активно и даже агрессивно занимать. Таковы основные акценты в продуктовой линейке нашей техники».

Что касается инвестиций завода, они направлены в первую очередь на то, чтобы производить для себя заготовки, заменить оборудование, которое уже не соответствует параметрам или по производительности уступает аналогам, улучшить условия труда персонала, повысить культуру производства.

Сергей КУРКАЧ

Название в газете: Стратэгія росту

Выбор редакции

Общество

Виктория Шумельчик: «Никогда не глянула бы на мужчину-бездельника»

Виктория Шумельчик: «Никогда не глянула бы на мужчину-бездельника»

Внешне она — романтичная светловолосая женщина...

Общество

Приложение для налогов

Приложение для налогов

Ключевые новации связаны с цифровой сферой.