Подростковый возраст — один из сложнейших этапов в жизни человека. Психологи говорят: если взрослый человек испытывает те же эмоции и переживает такие же гормональные «всплески», налицо тяжелейший стресс. А в подростковом возрасте такие «внутренние бури» считаются нормой.
Помочь юному человеку, вступающему в жизнь, без потерь и серьезных ошибок пережить это непростое время, а родителям — не потерять связь с подросшим сыном или дочерью вот уже более двух десятилетий помогают Центры, дружественные подросткам.
Минувший год для этой системы помощи подросткам был юбилейным. Первые три центра открылись в Минске в 2003 году, а сегодня их более 55 по всей Беларуси. Развивает систему ЦДП Министерство здравоохранения при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), а работают центры на базе детских поликлиник, в тесном сотрудничестве со школьными педагогами и психологами. За последние 10 лет здесь получили помощь более 500 000 молодых людей.
— Эта форма работы действительно эффективна, — рассказывает психолог Центра дружественного отношения к подросткам Фрунзенского района Минска «Юникс» Игнат Наливайко. — Построена она на неотъемлемых принципах системы ЦДП — доброжелательность, доступность, доверие и конфиденциальность. В наш центр, как и в другие такие же центры, подростки могут обратиться за помощью по наиболее сложным и важным для них вопросам бесплатно и анонимно. Здесь можно получить консультацию психолога, акушерки, педиатра, узнать о том, как пройти тест на ВИЧ.
Основные задачи, на которые направлена работа таких центров — формирование ответственного репродуктивного поведения и навыков ЗОЖ, профилактика употребления психоактивных веществ, предотвращение кризисных состояний и суицидального поведения подростков. Эта деятельность включает в себя и межведомственное взаимодействие, рассказывает специалист.
— Мы работаем не только с подростками и их законными представителями (за последние 6 с небольшим месяцев только мной было проведено 250 консультаций, а ведь в центре есть еще один психолог, а также акушерка). Сотрудничаем с педагогами и психологами школ нашего крупнейшего в столице района. Проводим встречи в рамках общереспубликанских акций и мероприятия по собственному плану. Особое внимание уделяется формированию коммуникативных навыков, профилактике рискованного и суицидального поведения.
С 11 лет обратиться в ЦДП можно в сопровождении законного представителя, с четырнадцатилетнего возраста — самостоятельно.
— С подростками нужно говорить честно, — подчеркивает собеседник. — Правда порой бывает страшна, но ее важно донести до ребенка — о психоактивных веществах, саморазрушительном поведении. Что касается взрослых, тут важно в первую очередь производить информирование по вопросам взаимодействия с подростком, возрастных особенностях и психологических феноменах, которые складываются в этом возрасте. Если для подростков работа со специалистами в нашем центре помогает более комфортному и безболезненному вхождению во взрослую жизнь, то для взрослых это — повышение их компетенции как родителей.
С какими запросами обращаются к психологу современные подростки? В числе наиболее частых — взаимоотношения с родителями, рассказывает специалист. Среди «вечных вопросов», волнующих молодых людей — неразделенная влюбленность, расставание, тревожность, страх публичного выступления и неудовлетворенность собственной внешностью. Ну, а на третьем месте — взаимоотношения со сверстниками (например, буллинг в школе).
— Получается, современные родители нередко не находят общий язык со своими подростками?
— Скорее, подростки не всегда готовы принять родительские решения. И тут главная ошибка родителей — воспринимать ребенка не как субъекта, а как объект родительской воли. Если у вас наполеоновские планы на вашего сына или дочь, хотя бы посвятите в них самого ребенка…
Какие ошибки обычно совершают современные родители в общении с подростком?
— Прежде всего, это стремление «уберечь» ребенка от правды мира, от работы и обязанностей, — рассказывает Игнат Борисович. — Еще одна распространенная ошибка — принятие решений за ребенка. Следующая — та, о которой я уже говорил: попытка растить человека эпохи Возрождения, всезнающего и всеумеющего, вне зависимости от того, интересно ли все это самому ребенку, какие у него таланты и «исходные данные». И, наконец, стремление ограничивать мнение ребенка посредством категоричных суждений. У многих родителей есть убеждение: я родитель, ребенок стоит подо мной на иерархической лестнице, и потому я отказываюсь с ним что-то обсуждать. Моя воля беспрекословна. Когда начинается подростковый кризис, и подросший ребенок «выходит из повиновения», родитель порой сам не понимает, откуда в нем столько неприятия и агрессии. А все дело в том, что он не разрешает себе видеть в ребенке личность, субъекта, а не объект применения собственной воли.
Возвращаясь к распространенным родительским ошибкам, остается добавить в их число ставшую притчей во языцех гиперопеку, резюмирует собеседник. То есть эмоциональное обслуживание ребенка, попытки превратить его жизнь в вечный праздник, лишённый трудностей и вызовов.
— Это неправильно. Жизнь многообразна, и палитра эмоций, знакомых человеку, должна быть богатой. Идея, что ребенок должен постоянно находиться в «пузыре комфорта и счастья», во-первых, обедняет его мир, а во-вторых, этот пузырь рано или поздно неизбежно лопается (чаще всего — в подростковом возрасте). И неподготовленный человек, не умеющий справляться с кризисами и трудностями, испытывает обиду на весь мир...
И тут возникает вопрос: а как же правильно? Как стоит повести себя родителям, чей сын или дочь в подростковом возрасте столкнулись с одной из перечисленных выше распространенных проблем?
— Универсальных рекомендаций тут быть не может — надо рассматривать каждую конкретную ситуацию. Возьмем одну из распространенных проблем современности — травлю в школе (буллинг). У ребенка резко меняется поведение, родители не понимают, почему он груб с ними, замыкается, плачет «без причины». Но если подросток поделится с ними проблемой, это может стать первым шагом к ее решению. Иное дело, что без доверия в семье такая откровенность со стороны подростка невозможна. И обеспечить это доверие — задача родителей. Любящая семья, доверительные отношения между всеми ее членами (которые, как минимум, проживают на одной жилплощади) — опора подростка в случае кризисов и залог того, что он захочет поделиться своей болью.
А в целом, отмечает психолог, ответ на вопрос «Как правильно вести себя родителю, если подросток столкнулся с непростой ситуацией?» касается такого феномена, как стратегия совладания. И она может быть, как адаптивной, так и дезадаптивной.
— Адаптивная — предполагает возможность заново настроить свои отношения с миром после кризисного события. Ее основа — не уход от проблемы, а поиск путей решения. Дезадаптивная же стратегия — это если подросток, когда ему плохо, пробует алкоголь, сигареты, порой даже наркотические вещества, чтобы забыться, уйти от ситуации. Но откуда он об этих «способах» узнал? Из книг, кино, Тиктока? Не всякий подросток читает, не у всех есть аккаунт в соцсетях. А окружение есть у всех…
— Почему подростков привлекают алкоголь, наркотики, асоциальное поведение, несмотря на то, что каждому и педагоги, и родители наверняка рассказали: это опасно?
— В школе, конечно, об этом рассказывают. Но что касается родителей — далеко не в каждой семье мамы и папы нашли время на такую беседу. Кроме того, существует понятие «родительское послание». Родитель может говорить все, что угодно, но ребенок больше поверит глазам, чем ушам. Отец твердит сыну о вреде алкоголя, а сам часто употребляет алкоголь, и у ребенка возникает внутренний конфликт.
Если говорить об употреблении алкоголя в подростковом возрасте, причиной может быть солидаризация со средой или группой сверстников, но чаще это — желание уйти от некой тяжелой ситуации, отмечает психолог. Алкоголь действительно на краткое время может даровать приятные ощущения, но — слишком высокой ценой, особенно если говорить о подростках.
— Для опьянения, близкого к беспамятству, подростку достаточно всего лишь 60 г спирта, — поясняет собеседник. — То состояние, до которого взрослому надо доходить целый вечер, подростком достигается намного быстрее в силу физиологических причин. Поэтому необходимо донести до него, что безвредных алкогольных напитков не бывает: даже слабоалкогольные «лимонады» содержат этиловый спирт.
Алкоголь — то психоактивное вещество, которое вписано в европейскую культуру. Но разговаривать о его разумном потреблении важно правильно, подчеркивает Игнат Борисович.
— Не стоит говорить подростку: «Алкоголь можно употреблять только с 18 лет»: вполне возможно, прямо в день своего совершеннолетия он решит «проявить взрослость» и попадет в больницу с алкогольным отравлением. Правильно говорить: «Чем позже, тем лучше».
— А как говорить с подростком про наркотики?
— Честно и предметно. Не просто информировать о вреде наркотиков. Учитывая подростковый антагонизм, мы получим в ответ лишь: «Не грузи» и «Не душни». Родителям лучше вместе с подростком (причем сделать это желательно в раннем подростничестве) прочитать статьи Уголовного и Административного Кодексов, касающиеся темы наркотиков, истории о людях, которые употребляли такие вещества, посмотреть видео о действии на организм тех или иных групп наркотических веществ. Фраза «Предупрежден значит вооружен» здесь действительно работает.
Бывают ситуации, когда родителю подростка нужно применять власть и авторитет, подчеркивает психолог — ведь каждый родитель хочет уберечь своего ребенка от наркотиков, алкоголя, криминала.
— Но если жизненные проблемы подростка связаны, допустим, с буллингом, не нарушающим закон (когда речь идет не о физическом насилии, а об игнорировании подростка одноклассниками), или о конфликте с учителем, то, находясь с ребенком на связи, взрослым важно позволить ему самостоятельно выбрать инструментарий для решения этих задач. Дайте ему научиться аккумулировать то сильное, что нем есть, и тогда в дальнейшем он справится с любой жизненной ситуацией.
Именно поэтому, подчеркивает собеседник, психолог не вправе давать подростку готовые «рецепты успеха». Его задача — помочь юному человеку увидеть ситуацию с разных сторон и понять, как с ней справиться.
Быть подростком и жить с подростком — одинаково непросто. И то, как проживет этот период семья, во многом зависит от «взрослости» и зрелости родителей.
— Прежде всего, родителю подростка важно быть в ладах с собой и миром, иметь собственный моральный компас и осознавать свои принципы, — говорит психолог ЦДП «Юникс». — Когда человек с внутренним конфликтом пытается быть моральным авторитетом для другого человека с внутренним конфликтом, это едва ли может кому-то помочь. Родителю важно самому понять, что для него в поведении подростка приемлемо, а что — совершенно недопустимо.
Специалист отмечает, что если подумать об этом спокойно, чаще всего становится ясно, что выдвигать своему подростку стоит не так много запретов, а многие конфликты можно было и вовсе не начинать.
Следующий совет — верить собственным подросткам.
— Всегда воспринимайте сказанное им всерьез. Например, шантаж самоубийством опасен тем, что «ненастоящий» суицид с целью напугать может нечаянно получиться настоящим, — говорит психолог. — Если относиться к словам подростка серьезно, вы сможете выстроить с ним доверительный, конструктивный диалог.
И, наконец, третий совет родителям. Важно научиться быть «человеком для себя». Нередки случаи, когда родители — особенно мамы — ждут от детей благодарности за свою заботу. В подростковом возрасте подросший ребенок этой благодарности им не дает, и мамы испытывают разочарование, гнев и срываются на входящем во взрослую жизнь сыне или дочери.
— Вы имеете право на счастье, отдых, увлечения и хобби, какие-то иные моменты жизни, не связанные с родительством, — подчеркивает психолог. — Это не делает вас плохими родителями. Очень многие живут с убеждением: «Я плохая мать», «Я недостаточно хороший отец». Это в корне неправильная установка. Задача родителей ребенка, переживающего подростковый кризис — стать для него опорой. Но прежде они должны стать надежной опорой... для самих себя.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.