Вы здесь

От сотрудничества до противостояния. Как торговая война между Вашингтоном и Пекином затрагивает Минск


На протяжении второй половины XX века Китай рассматривался Вашингтоном как источник дешевых людских ресурсов и универсальный рынок для американских товаров. Научно-технологическое и экономическое превосходство позволяло США успешно оперировать в регионе, не опасаясь конкуренции. Однако интенсивное развитие Китая в XXI веке стало угрозой для американских интересов, что обусловило начало экономической войны, участниками которой становятся все большее количество государств. 


Фото из открытых источников

Особый интерес представляет период 2009-2020 годов, когда развитие экономики Китая перешло в фазу «интенсивного роста». Следует отметить, что в этом процессе существенную роль сыграли США. 

Во втором десятилетии XXI века Китай стал третьим по величине и самым быстрорастущим экспортным рынком для Вашингтона. Так, в 2017 г. 57% выращенной сои, 25% произведенных самолетов «Boeing», 20% автомобилей, 17% хлопка, 14% микросхем были экспортированы в Поднебесную. Примечательно, что за последние 10 лет Соединенные Штаты увеличили свой экспорт в другие страны на 55%, а экспорт в Китай вырос на 468%. 

Кроме того, США долгое время были одним из крупнейших инвесторов в экономику Китая. В 2017 г. прямые инвестиции США (акции) в экономику КНР составили 107,6 млрд дол. Главными направлениями инвестиций США являлись: производство, оптовая торговля, финансы и страхование. Одновременно Китай стал крупнейшей страной — кредитором Соединенных Штатов. 

Взаимные инвестиции в экономику позволяли гарантировать устойчивый рост обеих стран. Крупные инвестиции Китая в рынок облигаций США сыграли важную роль в снижении долгосрочных процентных ставок и стабилизации доверия инвесторов, а также предоставили Федеральной резервной системе оперативное пространство для дальнейшего смягчения своей политики. Кроме того, объемы инвестиций Китая в экономику Соединенных Штатов выросли в несколько раз. За 2007–2019 гг. абсолютные запасы государственных облигаций США в Китае также продолжали расти. Только в феврале 2016 г. континентальный Китай закупил государственные облигации США на 25 трлн дол. США, что на 830 млрд дол. больше, чем в феврале 2007 г. (увеличение составило 196%).

Вместе с тем, тесно сотрудничая с Китаем, Вашингтон постоянно формировал условия для получения максимальной прибыли и преференций. Используя механизмы ВТО, политические и санкционные рычаги, Транстихоокеанского партнерства (ТТП), США целенаправленно ограничивали возможности Пекина по экспортному развитию. Принцип «кнута и пряника» всегда был основой экономической политики Вашингтона. 

Не сумев честно конкурировать с Китаем и ощутив угрозу собственному доминированию, начиная с 2009 г. США начали вводить заградительные пошлины на импорт китайских шин для легковых автомобилей и небольших грузовиков на сумму 2,2 млрд дол. В сентябре и октябре 2012 г. Соединенные Штаты последовательно отклонили инвестиции дочерних компаний «Sany» в ветроэнергетику США и не позволили компаниям «Huawei» и «ZTE» зайти на рынок сетевого оборудования в США. Торговый протекционизм США продолжал усиливаться и в 2014 г. Вашингтон ввел санкции в отношении 11 видов китайских товаров, включая шины и резину. В январе 2015 г. Соединенные Штаты вновь предприняли меры по снижению поставок шин, резины и фотоэлектрических изделий из КНР. 

Все это реализовывалось с целью «опередить и переиграть» китайскую систему экспорта товаров, заставить Китай открыть свой рынок в сфере торговли услугами и увеличить их экспорт из США.

Следующий шаг Вашингтона заключался в активизации ТТП. В 2016 году после официального подписания соглашения Б. Обама заявил, что оно «...позволит именно Соединенным Штатам, а не Китаю занять ключевое место в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона и создать свод новых торговых правил XXI века». Соединенные Штаты целенаправленно создавали проблемы для экономического развития Китая. Используя ТТП, США пытаются прочно захватить АзиатскоТихоокеанский торговый регион — центральный регион будущей мировой экономики, в то время как Китай стремится содействовать экономическому росту Тихоокеанской зоны без установления какой-либо доминирующей силы в регионе. 

Кроме того, правительство США активно использовало положения статьи 301 Закона о торговле 1974 г. как повод ограничения импорта высокотехнологичной продукции из КНР. Согласно ней, президент США наделяется правом «принимать все надлежащие меры для борьбы с политикой или действиями другого государства, которые наносят урон американской торговле или идут вразрез с международными договоренностями».

Жесткая экономическая конкуренция между США и КНР существенно усилилась в период нахождения у власти Д. Трампа и выразилась в ряде заградительных пошлин, полностью перечеркивающих принципы «свободной торговли». С 2018 года следует говорить о реальной американо-китайской торговой войне. Не изменилась политика Вашингтона и при администрации Байдена.

8 апреля 2021 г. Сенат США представил двухпартийное соглашение под названием «Закон о стратегической конкуренции 2021 года», предусматривающий инвестицию более 250 миллиардов долларов в производство полупроводников, стимуляцию Национального научного фонда, создание региональных технологических центров 5G. Приоритетной задачей США в противостоянии с Китаем определено — «укрепление коалиции демократических стран азиатско-тихоокеанского региона». 5 февраля 2022 г. Палата представителей США приняла Закон «О конкуренции в Америке», направленный на укрепление конкурентного преимущества США перед Китаем. Среди других вопросов в законопроекте излагаются положения о том, чтобы США укрепляли связи с Тайванем, продолжали применять санкции в отношении должностных лиц, обвиняемых в совершении зверств в провинции Синьцзян, а также усиливали контроль и проверку китайских компаний, которые «способствовали репрессиям религиозных и этнических меньшинств в КНР».

Комитет по финансовым услугам палаты представителей Конгресса США в марте 2023 года одобрил 10 законопроектов, направленных на противодействие КНР в экономической сфере, а также на поддержку Тайваня. В 2023 году доля КНР в американском импорте снизилась до двадцатилетнего минимума (рухнув за первое полугодие 2023 сразу на 25%), до 13,3%, хотя еще пять лет назад она составляла 22%.

Принцип, проповедуемый Вашингтоном: «Можно все, что благоприятно для американской экономики», стал основой политики США. В этой связи становятся понятны попытки разрушить проект «Один пояс — один путь», открытия нового «экономического фронта» между ЕС и Китаем руками Еврокомиссии, эскалации конфликта в Южно-Китайском море на основных торговых путях, вооруженный конфликт на Украине.

Так 14 мая 2024 года американцами принято решение об увеличении пошлин на поставляемую из Китая сталь с 7,5% до 25%, полупроводники с 25% до 50%, литий-ионные батареи с 7,5 до 25%, солнечные элементы с 0 до 25%, шприцы и иглы к ним с 0 до 50%, электромобили с 25 до 100%. Одновременно введены запреты на поставку в Поднебесную ряда высокотехнологичных товаров. Те сферы экономики, в которых Пекин имеет преимущество перед Вашингтоном попросту блокируются санкциями. И если ранее, ограничения пытались увязать с вопросами «соблюдения прав человека», «нарушением правил свободной торговли», «нечестной конкуренцией», то сегодня санкции вводятся без всяких объяснений.

Оторвать Пекин от его традиционных партнеров, разрушить наработанные десятилетиями логистические цепочки, сохранить технологическое превосходство, навязать собственный импорт, снизить темпы развития Китая. Эти задачи являются приоритетом для Вашингтона. США полностью перечеркнули принципы «свободного рынка» и развязали экономическую войну. Очередным наступательным шагом в ней является решение Еврокомиссии о введении с 4 июля 2024 года пошлин на импорт электромобилей из Китая. 

Торговая война между Вашингтоном и Пекином затрагивает практически все уголки мира. Не остается в стороне и Республика Беларусь. События на польско-белорусской границе, закрытие переходов и выстраивание нового «железного занавеса» — это все звенья одной цепи, направленные на подрыв экономики Поднебесной. Беларусь, являющаяся стратегическим партнером Пекина и важным звеном контейнерного железнодорожного транзита, на себе ощущает все прелести «европейского гостеприимства». Польша, не имея возможности на прямую конфликтовать с Китаем, делает все возможное, чтобы затруднить перемещение грузов, выполняя американские установки. Кроме того, Варшава пытается заставить Пекин повлиять на Беларусь в части, касающейся усиления контроля за мигрантами. Все это воплощается в калапсе на пограничных переходах и реализуется руками польских официальных лиц.

Подобное положение дел не остается без внимания политического руководства Китая. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал, что взаимное сотрудничество является единственным правильным выбором для Китая и Соединенных Штатов. КНР надеется, что США восстановят свое объективное понимание экономического курса Китая и вернуться к рациональной политике, однако предпринимает адекватные обстановке меры.

Помимо политических заявлений, осуществляются реальные шаги. В частности, модернизация китайской экономики, углубление структурной реформы в электроэнергетике, развитие венчурных инвестиций, использование научно-технической реновации традиционных отраслей, оптимизация предпринимательского климата для иностранных инвесторов. Принято решение о создании фонда в размере 344 млрд. юаней (48 млрд. долл.) для финансирования развития полупроводниковой отрасли и сокращения технологического разрыва с США.

Пекин существенно активизировал свое участие в БРИКС и ШОС, поддержал расширение этих организаций и инициативу об интенсификации расчетов в национальных валютах. Примечательно, что в июле текущего года Беларусь стала полноправным членом ШОС. Другими шагами стали модернизация национальных вооруженных сил, рост оборонительных расходов, расширение военного сотрудничества со странами-партнерами и ответные меры экономического характера. Достаточно болезненную реакцию со стороны наших западных соседей и Европейского Союза в целом, вызвали белорусско-китайские учения «Атакующий сокол», прошедшие на полигоне под Брестом с 8 по 19 июля 2024 года.

Наши польские соседи отметили, что это первый случай, когда Пекин направил войска в Беларусь для проведения совместных учений, а их проведение совпало с саммитом НАТО в Вашингтоне. Отдельные аналитики провели параллели с визитом президента Польши Анджея Дуды в Пекин и начали говорить о том, что это демонстрация силы у натовских границ и готовности Китая отстаивать собственные интересы всеми средствами.

Таким образом следует констатировать, что в ближайшие годы отношения США и Китая будут продолжать задавать тон всей мировой политике. Противоречия и конфликты между ними неизбежны в условиях формирования многополярного мира, как минимум в торговой сфере. Глобальное лидерство — тот приз, который сегодня стоит на кону и упускать его не намерена ни одна из сторон. В этих условиях следует прийти к осознанию, что при равных потенциалах диалог — единственное средство разрешения противоречий, а жить в мире лучше, чем вести войну, которая нанесет ущерб обеим странам и всей планете. Время диктата прошло, наступает период равноправного сотрудничества без доминирования, и каждая страна должна найти собственное место в этой системе. Беларусь с приоритетами определилась. Наши стратегические партнеры Китай и Россия. 

Николай БУЗИН, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей, профессор

Выбор редакции

Экономика

Предложение снижается, а цены растут

Предложение снижается, а цены растут

Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.

Культура

Радмила Рыбакова: «Важно оставаться человеком»

Радмила Рыбакова: «Важно оставаться человеком»

О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.

Общество

Маршрут по родниковому краю

Маршрут по родниковому краю

Первыми его начали осваивать гродненские творцы.