Вы здесь

Как подготовиться к пенсии?


«Я только жить начинаю — на пенсию выхожу!»: фраза из советского мультфильма в 21 веке уже не кажется комичной. Многие наши современники достигают пенсионного возраста, сохраняя силы и здоровье. Не нужно ставить себе искусственных рамок в угоду устаревшим стереотипам, утверждает руководитель Республиканского центра активного долголетия, главный гериатр Министерства здравоохранения Беларуси Людмила Жилевич.


Один из важнейших вопросов, который встает перед людьми, достигшими пенсионного возраста — продолжать ли трудовую деятельность. Людмила Жилевич отмечает: в 90% случаев правильный ответ — да. Разумеется, речь не идет о людях, приобретших к пенсии те или иные хронические заболевания, исключающие возможность работы даже на полставки. Болезнь не выбирает, но, в принципе, если человек следит за своим здоровьем, к пенсионному возрасту он в наши дни активен и сохранен, говорит специалист.

— Сегодня страна заинтересована в том, чтобы профессионалы, имеющие огромный опыт работы, оставались во всех сферах экономики. Более того, есть тенденция, чтобы эти люди не просто оставались на своих рабочих местах, но и становились наставниками для молодых специалистов. Институт наставничества — очень перспективное направление: богатейший арсенал накопленного зрелыми профессионалами опыта бесценен, особенно в таких областях, как медицина, наука, образование, сфера культуры. Люди, достигшие пенсионного возраста, имеют потенциал, который еще не израсходован. Но до недавнего времени он оставался невостребованным.

Как подготовиться к пенсии

— Людмила Аверкиевна, существует понятие «предпенсионная депрессия». Почему она возникает? Кроме того, очень часто депрессия развивается у пенсионеров…

— О сроках прихода собственной пенсии каждый человек, разумеется, знает заранее. И все же, как показывает практика, пенсия — субъективно, разумеется — очень часто приходит внезапно и неожиданно. И повергает в растерянность: вроде бы я еще готов продолжать трудовую деятельность, но пенсионный возраст говорит «хватит». Да и работодатель еще за несколько лет до пенсии начинает сканировать тебя на предмет квалификации и профессионализма: а не сошел ли ты с дистанции, не выпал ли из обоймы? К тому же, года за 3-4 до пенсии человек начинает понимать, что его возможности сокращаются: например, ему теперь непросто сменить предприятие или компанию — ведь одним из главных критериев при приеме на работу сегодня по-прежнему является «возрастной ценз». Все это — благодатная почва для развития так называемого «депрессивного состояния предпенсионного возраста». Сегодня эта тенденция постепенно меняется, общество берет курс на то, чтобы сохранить профессиональный потенциал, накопленный людьми к пенсии, и я, как гериатр, не могу этому не радоваться. От этого выигрывает и в целом государство, и пожилые люди. Ведь на работу часто сложно устроиться и молодежи «без опыта работы». Институт наставничества позволяет, с одной стороны, сохранить богатейший опыт зрелых профессионалов, с другой — без опасений взять на работу молодого специалиста, прикрепив к нему опытного наставника. В этом случае быстро вырастить из молодых кадров высокопрофессиональный коллектив — вполне достижимая перспектива.

— Почему пенсионеры хотят работать? Понятно, что ключевым фактором здесь является материальный, но ведь не только?

— Существуют так называемые «заповеди долголетия». И одна из них — максимальное продление трудовой деятельности, то есть социальной, умственной и физической активности. Человек зачастую воспринимает уход на пенсию как в целом уход «из жизни». Он не понимает, что делать на пенсии, он психологически к ней не готов. Известно, что с годами нам все сложнее «выходить из ежедневной рутины», и внезапное «выпадение» из нее воспринимается порой как катастрофа. У многих еще перед пенсией возникает страх, что придется перейти в другую профессиональную сферу либо на более низкую по социальному статусу должность — это еще одна предпосылка для развития депрессии. Хотя следует отметить, что очень часто по достижении пенсии люди сами не стремятся оставаться на руководящих должностях. С одной стороны, у зрелого человека есть мудрость, опыт, терпение, другие качества, необходимые руководителю. С другой, его уже тяготит та ответственность, которая лежит на руководящем составе, он предпочел бы продолжить работать в другом статусе. Например, заведующий отделением после выхода на пенсию переходит в статус просто доктора, и это устраивает и самого пенсионера, и коллектив. 

— Что означает фраза «подготовиться к пенсии»? Как это сделать правильно?

— В жизни каждого очень важен пятилетний предпенсионный период. Это время, когда нужно подумать, останусь ли я на этой работе, хватит ли у меня сил работать с такой же отдачей? Или мне нужно перейти на более спокойную должность, и это позволит сохранить баланс между моими потребностями и возможностями? Следующий вопрос — позволит ли мне здоровье оставаться в прежней профессии? Есть ряд профессий, требующих физических усилий — строитель, работник фермы, комбайнер, тракторист и так далее. Может быть, мне стоит получить другую квалификацию в смежной или иной сфере, а может, просто сходить на прием к руководителю и спросить, где еще мои знания и опыт могли бы быть востребованы на родном предприятии. Все это надо делать не за день до пенсии. Если вы пришли к выводу, что остаться в профессии не получится, возможно, стоит подумать о переквалификации. Сегодня в нашей стране развивается профессиональное обучение именно для пожилых людей. Действует ряд проектов, где формируются группы и работают специально обученные учителя (ведь для 18-летний и 60-летних подача учебного материала нужна разная). 

Замечу, что сегодня уже аксиома: чем больше в течение жизни человек приобретает навыков и знаний, тем позже он стареет. Поэтому во всем мире развивается система обучения для людей в возрасте 60+. Еще одна общемировая тенденция — востребованность трудового и профессионального ресурса пожилых. Таким образом, у пенсионеров в наши дни появляется целый кусок яркой и полноценной жизни. Но общество должно быть к этому готово — в частности, система образования и система трудоустройства. Отрадно, что постепенно Беларусь к этому приходит.

Границы мы устанавливаем сами

— Но разве пенсия не «заслуженный отдых» после многих лет работы?

— Да, но у этой медали есть обратная сторона. Представьте: человек разгоняется на велосипеде, и вдруг должен резко остановиться. Для многих пенсия — словно внезапный удар. Вдруг выясняется, что спешить больше некуда, и при этом непонятно, что с этим «не спешить» делать. Происходит нарушение социальных связей, особенно если человек много работал и не формировал тот социум, который останется с ним на пенсии. Дети выросли и разъехались, родственники живут далеко, друзья-подруги были только на работе. И пенсия оборачивается социальным вакуумом. Круг замыкается четырьмя стенами дома, мозг не получает новых задач, начинает формироваться ранняя деменция. Такие люди могут стать агрессивными и раздражительными. Они начинают утро с того, что прислушиваются к себе: где у меня болит? Человек уходит в болезни и страдания. Выход — найти себе сферу применения. Это может быть профессиональная деятельность. Или «серебряное волонтерство» — еще одно перспективное направление, которое развивается в нашей стране; или хобби, или освоение новых навыков. Сегодня очень активно изучаются вопросы долголетия: питание в регионах, где традиционно много долгожителей, нюансы экологии, другие факторы. И, похоже, один из главенствующих компонентов активного долголетия — это как раз востребованность человека, а также наличие в его жизни целей, как кратковременных, так и пролонгированных. 

— Таким образом, профессиональная востребованность — это способ замедлить старение?

— Да, причем даже если пенсионер работает на самой простой работе. Ведь мы вынуждены соблюдать режим дня, а встав утром, приводим себя в порядок — то есть не превращаемся в тех, кому безразличен его внешний вид и реакция окружающих. Наша жизнь не становится бесконечным «днем сурка», когда дни неотличимы друг от друга. Плюс элемент движения — многие пенсионеры стараются ходить на работу пешком в качестве физической активности. Безусловно важен и социальный компонент. Социализация профилактирует раннее старение: речевая нагрузка, мыслительный процесс, коммуникация — таким образом поддерживается когнитивный статус. Все это — профилактика депрессии и деменции. 

Кроме того, когда ты работаешь, руководство потребует от тебя выполнения диспансеризации. То есть если ты сам не хочешь обращать внимание на свое здоровье, будешь вынужден это сделать в порядке трудовой дисциплины: использовать день диспансеризации по назначению. 

И, наконец, продолжение трудовой деятельности помогает планировать свое будущее и ставить цели. В Японии, стране долгожителей, например, в обществе принято продолжать трудовую деятельность как можно дольше. Это образ жизни, образ мышления. То есть человек ставит себе цели, краткосрочные и долгосрочные, испытывает радость от их достижения, смотрит вперед, а не назад. И мозг настраивает организм на волну активного долголетия. 

— До какого возраста вы рекомендовали бы пенсионерам продолжать трудовую деятельность?

— Рекомендаций тут быть не может, все очень индивидуально. Но после 60 лет, 70 лет — это следующий этап, когда человеку стоит заняться планированием своей жизни. Дело в том, что к 75 годам у многих начинают нарабатываться гериатрические синдромы. Их может не быть — и все же, надо исходить из физиологии стареющего организма человека. Впрочем, сегодня очень часто к 75 годам пожилые люди (особенно женщины) вполне сохранны физически и умственно и живут полноценно. Да, они не так быстро бегают, как молодые, не так многозадачны, но, в принципе, на своем рабочем месте порой справляются не хуже молодых. Хочу подчеркнуть: пожилые кадры «всухую» проигрывают молодым только в одном — в знании IT-технологий. И это для многих работодателей решающий фактор. Хотя опытный специалист «за 60» скорее найдет выход из сложной профессиональной ситуации, никогда не подведет руководителя — как правило, такие работники очень ответственны. Поэтому, повторюсь, оптимальный вариант — молодые специалисты плюс опытные «аксакалы». Такой тандем сможет решить любые задачи. И, кстати, сегодня очень многие пенсионеры стремятся осваивать IT-сферу и цифровые технологии. Эти курсы востребованы, например, в университетах третьего возраста, и в других структурах. Мы, например, приглашали учащихся 10-11 классов, которые обучали наших пожилых людей. И когда ребята понимают, что главное — преодолеть страх старшего поколения перед этой сферой, потом обучение проходит легко и эффективно. А в целом, хочу подчеркнуть: стареет наша оболочка, но не душа. И в 70 лет человек ставит себе ровно те же цели, которые мог поставить в 40. То, что бабушка должна думать только о внуках и грядках — устаревший стереотип, который общество по-прежнему навязывает пожилым людям. Вроде бы у нас нет эйджизма, и вместе с тем общественное мнение не дает пожилым людям забыть о возрасте. «Сколько-сколько вам лет? И вы все еще работаете?!». Современные пенсионеры имеют огромный потенциал, но социальные институты и общество в целом должны «подтянуться» к этой реальности. Надо менять общественное мнение, надо, чтобы работодатель мог предложить зрелому специалисту, например, гибкий график или работу онлайн. 

— Ну, а есть ли у продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию минусы?

— Безусловно, но только в том случае, когда человек переоценивает свои силы — например, продолжает работать, чтобы помогать материально детям и внукам или имеет серьезные проблемы со здоровьем. У нас есть проблема: почему-то бабушки и дедушки считают, что они должны выполнять функции родителей для своих внуков. Бабушка может испечь пирог, погладить внука по голове, выслушать, но она не должна отдавать на работе последние силы, чтобы давать деньги внукам. Переоценка своих сил всегда ведет к патологическому старению, особенно в возрасте 70+. А это очень быстро приводит к зависимости от посторонней помощи, и вместо того, чтобы быть опорой для своих детей и внуков, пожилой человек становится для них обузой. Помочь детям и внукам можно не только деньгами. Ведь здорово, когда в доме чистенько, всегда готов обед и ужин. Иное дело, что люди, которые рядом, должны ценить это. 

Почему еще пожилые люди стремятся остаться на работе? Там она Марья Ивановна, уважаемый человек, а дома — просто бабуля: подай и принеси. Умение ценить то, что делают для нас наши пожилые близкие, очень важно, этому надо учить детей с самого раннего возраста. Бабушка приготовила тебе обед, хотя сегодня у нее высокое давление — обними ее и скажи «спасибо». 

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Название в газете: Узрост магчымасцяў?

Выбор редакции

Образование

Какие качествами должен обладать настоящий учитель?

Какие качествами должен обладать настоящий учитель?

Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Тельцам не стоит расслабляться.

Образование

Каковы приоритеты в современном дошкольном образовании?

Каковы приоритеты в современном дошкольном образовании?

Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.

Общество

В Минске открылась 48-я Международная выставка «ВТІ-2024»

В Минске открылась 48-я Международная выставка «ВТІ-2024»

Рассказываем, почему туда стоит сходить.