Начало учебного года напрямую касается не только детей и подростков «школьного возраста», но и их родителей. И для родителей порой вступление их чада в очередной (или первый) школьный год — будь то первоклашка или вполне уже, казалось бы, взрослый девятиклассник — оборачивается настоящим стрессом. Гораздо большим, чем испытывает сам школьник. У психологов есть даже такой термин — «Синдром 1 сентября», причем речь тут они ведут не о детях, а о взрослых...
Характеризуется «синдром» состоянием тревожности и беспокойства у родителей (чаще у мам) детей школьного возраста, особенно выражен у мам первоклассников и учеников выпускных классов (9-го и 11-го). Тревожность нарастает начиная с середины августа (самый «жаркий» период подготовки к школе, когда закупаются школьные принадлежности и «экипировка»), достигает пика в последние летние дни (когда в школах проходят предваряющие учебный год родительские собрания, а в родительских чатах обсуждают покупку учебных пособий, платные и бесплатные кружки и факультативы и букеты классному руководителю на День знаний). Впрочем, к концу сентября «синдром» утихает сам собой — жизнь семьи снова входит в колею. И все же, чтобы зря не тратить собственные нервы, стоит «вынырнуть» из стресса пораньше. А еще лучше — вообще его избежать. А так можно? — спросите вы. Можно, уверяет семейный психолог, гештальт-терапевт Екатерина Горелышева.
— С приходом 1 сентября новую жизнь начинает вся семья, — поясняет психолог. — «Школьные годы чудесные» сполна проживают и родители школьника. Если детей в семье несколько — то несколько раз, от первого звонка до последнего. Не случайно мамы и папы в родительских чатах 31 мая поздравляют друг друга с летними каникулами, а 1 сентября — с Днем знаний. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка. Но отношение родителей и школы — опосредованное, через детей, и порой повлиять на ту или иную ситуацию (касающуюся оценок, взаимоотношений ребенка с учителем или одноклассниками) они в полной мере не могут. Осознание этого факта порождает тревожность и стресс. Понятно, что взрослому человеку комфортней, когда решение той или иной важной для него ситуации зависит в первую очередь от его действий, а не от действий другого человека (в данном случае — его ребенка). Поэтому мой первый совет — договоритесь с собой и откажитесь от стремления держать жизнь вашего ребенка под полным и неукоснительным контролем. Особенно это важно для родителей уже подросших детей. Как мать или отец, вы, конечно, должны стремиться помогать ребенку и с учебой, и с его становлением как личности. Поддержка и чувство защищенности в родительской семье — неотъемлемая часть формирования здоровой психики человека. Но все же хорошая учеба, как и взаимоотношения со сверстниками (если, конечно, речь не идет о крайностях — буллинге, физическом воздействии, других опасных ситуациях) — сфера ответственности школьника. А родителям стоит осознать, что школа — это обычный для каждого и неизбежный в жизни каждого этап, через который проходят все, и «отменить» его нельзя. И наряду с минусами этот этап имеет немало плюсов. Вспомните свои школьные годы — наверняка положительных воспоминаний у вас будет больше, чем негатива.
— Обычная причина переживаний родителей в течение учебного года — оценки их детей...
— Совершенно верно, и родителям важно разобраться в себе и понять, почему для них так важны оценки ребенка. Конечно, хороший аттестат во многом определяет возможности ребенка при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Но ведь оценки в дневнике ребенка волнуют родителей не только в выпускных классах, когда они действительно важны, а начиная с младшего школьного возраста. И очень часто — по причине того, что родители воспринимают их как оценки... себе. Это я «не смогла донести знания, не дозанималась с сыном/дочерью, не заставила выучить». Вы не поверите, сколько родителей живут с мыслью «я плохая мать» или «я плохой отец», хотя объективно это совершенно не так. Оценки вашего ребенка — это не оценки лично вам, как родителю. Более того, гораздо важнее оценок все же реальные знания, которые получает в школе ваш ребенок. И, конечно, важно постараться, чтобы неудача на уроке и плохая оценка не усугублялись для ребенка дома еще и негативными эмоциями — очень часто это может привести к обратному результату: неуверенности в себе, стрессу, снижению интереса к учебе. Гораздо более действенным будет мотивировать ребенка при помощи доверительной, доброжелательной беседы. И еще — введите правило не «красной», а «зеленой ручки»: его описывают многие педагоги. Суть в том, что красной ручкой подчеркиваются ошибки, а зеленой — те задачи, которые школьник решил правильно, и те упражнения, где он не ошибся. Мы любим фокусироваться на ошибках и часами ругать за них ребенка. А вот хвалить за правильно выполненное задание или хорошую оценку как-то забываем. Мимоходом скажем: «молодец», и всё. Между тем, фокусироваться более продуктивно на успехах в учебе, а неудачи и ошибки — прорабатывать, но не делать поводом для долгих нравоучений.
Особо хочется обратиться к мамам и папам тех ребят, которых в конце учебного года ждут экзамены и поступление в средние и высшие учебные заведения. Не пугайте себя раньше времени тем, что что-то «может не получиться», не взваливаливайте на себя «непомерный груз ответственности», и не транслируйте все это вашему ребенку. Если испытываете тревогу и вам кажется, что вы не можете «сидеть сложа руки», лучше разработать вместе с ребенком примерный план работы на учебный год и спокойно его придерживаться. Именно спокойное движение в намеченном направлении — залог успеха. А тревога порождает лишь стрессы. Но тут важно соблюсти два условия. Во-первых, не бросайтесь составлять и реализовывать такой план уже в первые дни сентября, дайте школьнику «втянуться в учебу». И во-вторых (и в главных) — постарайтесь учесть пожелания и интересы самого школьника. Не стоит решать за него, куда он будет поступать, пытаясь реализовать собственные неисполненные мечты, желания и амбиции. Ведь речь идет о его, а не о вашей жизни.
— Какие еще психологические и организационные ошибки обычны для родителей школьников?
— Их немало. Это и установка в семье, когда успехи в учебе позиционируются как главное условие любви и принятия. И формирование отношения к школе как к наказанию («Не будешь делать уроки — завтра пойдешь в школу!», — говорит отец сыну, который находится дома с ОРВИ). И завышенные ожидания по отношению к успехам в учебе и оценкам: нереальные цели неизбежно вызовут у школьника чувство беспомощности. Это и сравнение ребенка с другими — не в его пользу, разумеется (тот самый пресловутый «сын маминой подруги», которому все удается). И попытка вырастить гения, когда школьника помимо учебы записывают в десяток секций, студий и кружков, зачастую не учитывая его собственные интересы. Чрезмерное участие родителей в школьной жизни, как и полное отсутствие интереса к школе — обе крайности также не желательны. Но самой главной ошибкой на данный момент я назвала бы транслирование ребенку своего волнения в связи с приближением старта нового учебного года. Старайтесь не волноваться сами, не волнуйте вашего школьника, и первые две недели учебы пройдут спокойно и позитивно — и для него и для вас.
— А как родителям помочь ребенку адаптироваться к первым дням нового учебного года после самых длинных в году каникул?
— Прежде всего — отстроить режим дня. Отстраивать его надо было, конечно, еще в августе, но если вы об этом не позаботились, начните хотя бы сейчас. Если школьник спит менее 9 часов, он ощущает нехватку отдыха, подвержен стрессам и чаще болеет. Важно также правильно выстроить режим приема пищи. Выдерживайте режим дня и в будни, и в выходные. Помимо положительного влияния на психологическое состояние ребенка и его здоровье, это дисциплинирует, а дисциплина — основа эффективного обучения. Не вливайтесь в «бешеный» ритм прямо с 1 сентября. Не надо начинать сразу и учебу, и кружки-секции. Входите в этот ритм постепенно. К середине или концу сентября ребенок адаптируется к школьным нагрузкам, а вы сможете оценить, сколько времени у него остается на дополнительное образование с учетом работы над домашним заданием. Еще один совет: если у вас младший школьник, то отводить в школу его лучше папе, а встречать — маме. Папа настроит на плодотворную работу и не даст «разнюнится», а мама — обеспечит теплый семейный микроклимат, покажет ребенку, что родители его ждут и всегда ему рады. Этот принцип, кстати, работает и для детского сада. И, наконец, попробуйте сделать вечерний доверительный разговор семейной традицией. Не «разбор полетов», а именно разговор по душам. Если с младшего школьного возраста ваш ребенок привыкнет делиться с вами событиями, которые произошли за день, и своими эмоциями в связи с этими событиями, в подростковом возрасте он, скорее всего, эту привычку сохранит и не замкнется. А значит, подростковый кризис сына или дочери пройдет для вас, как для родителей, гораздо легче.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.