Это единственный музей страны, созданный в сложное время военного лихолетья. Уникальность музея также в том, что в течение нескольких десятилетий после войны он оставался крупнейшим учреждением такого профиля на территории Советского Союза. Гораздо позже музеи по истории Великой Отечественной войны были открыты сначала в Киеве, а потом и в Москве на Поклонной горе.
Началом сбора материалов для будущего музея в Минске стало решение ЦК КП (б) Беларуси от 2 июня 1942 года о создании республиканской комиссии по сбору документов и материалов Отечественной войны. Возглавил комиссию секретарь ЦК КП (б) Б по пропаганде Тимофей Горбунов. В ее состав вошли историк Иван Кравченко, заместитель начальника Белорусского штаба партизанского движения Иван Крупеня, писатель Михаил Лыньков, секретарь ЦК КП (б)Б Владимир Малин, секретарь ЦК ЛКСМБ Сергей Притыцкий, начальник управления культпросветучреждений СНК БССР Евдокия Уралова. Непосредственную работу по сбору материалов вели научные сотрудники под руководством ответственного секретаря комиссии Василия Стальнова, в дальнейшем первого директора музея истории Отечественной войны.
Главным источником поступления материалов в комиссию были командировки ее сотрудников в воинские части, партизанские формирования, на эвакуированные в советский тыл белорусские предприятия. Первыми документами, поступившими в комиссию, были записаны рассказы организаторов партизанского движения и патриотического подполья, большое количество подпольных листовок, газет, фотографий, актов о преступлениях фашистов в Беларуси и т.д.
Результаты деятельности комиссии в течение шести месяцев впервые нашли отражение на выставке «Беларусь живет, Беларусь борется», которая открылась в первых числах ноября 1942 года в Москве в помещении Государственного исторического музея на Красной площади. В это время немецкие войска стояли у стен Сталинграда, а в столице СССР открылась экспозиция о борьбе белорусского народа в тылу врага. Именно эта выставка и стала прообразом музея истории Великой Отечественной войны.
Официальной датой основания музея считается 30 сентября 1943 года, когда было принято постановление «О создании музея по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну». Одновременно во все партизанские бригады и отдельные отряды Белорусский штаб партизанского движения направил радиограмму: «Все предметы, документы, флаги, свидетельствующие о героизме отрядов, отдельных партизан, а также материалы о зверствах немецких оккупантов сохраняйте и при первой возможности доставляйте за линию фронта с добавлением краткого описания о направленных документах».
Исполняющий обязанности командира Полесского партизанского соединения Иван Скалабан в директиве партизанским бригадам области писал: «В целях сохранения для истории документальные и вещественные материалы, отражающие развитие партизанского движения в Беларуси, собирайте и пересылайте в штаб соединения. При невозможности отправки храните их на месте, закапывайте указанный материал в тайных местах для дальнейшей выемки после освобождения района от оккупантов». К сожалению, через несколько дней после подписания этого исторического документа Иван Васильевич Скалабан геройски погиб.
После директивных указаний ЦК КП (б)Б и партизанского командования в БШПР, в комиссию по истории Отечественной войны от подпольных райкомов партии, командиров бригад и отрядов, отдельных партизан начали поступать документальные и вещественные свидетельства героической борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В частности, 16 декабря 1942 года первый секретарь ЦК ЛКСМБ Михаил Зимянин в записке комиссии по истории Отечественной войны писал: «Прошу принять от меня трофейный немецкий автомат Героя Советского Союза товарища Козлова — его подарок».
5 августа 1943 года командование партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова Минской области передало в комиссию знамя артиллерийского полка 8-й стрелковой дивизии. На сопроводительном письме стоит резолюция председателя комиссии секретаря ЦК КП (б)Б Ц. С. Горбунова, адресованная секретарю комиссии Стальнову: «Положите этот флаг в чемодан и храните. Сделайте описание с меткой, откуда получено и при каких обстоятельствах». Спасенный флаг полка и сегодня экспонируется в музее.
Из партизанской бригады «Буревестник», действовавшей в Руденском и Пуховичском районах, 1 сентября 1943 года в Москву был доставлен немецкий трофейный автомат, принадлежавший минскому военному комиссару Эренгейтеру, убитому партизанами 10 июня 1943-го при проведении боевой операции по разгрому вражеской автоколонны на шоссе Минск — Слуцк в районе деревни Валерьяны. Тогда же были захвачены и другие трофеи. Среди них оказался мешок немецких наград, который также был доставлен в Москву и в дальнейшем стал достоянием музея.
На месяц раньше партизан бригады «Разгром» Минской области профессиональный художник Леонид Бойко направил в комиссию посылку с рисунками, написанными им в тылу врага. В сопроводительном письме он сообщал: «Несмотря на тяжелые условия, все зарисовки и портреты сделаны с натуры, правдиво и точно передают отдельные моменты из нашей партизанской жизни. Некоторые рисунки, на ваше усмотрение, могут быть использованы в печати „Советской Белоруссии“, „Комсомольской правды“ или в журналах, а также в отделе партизанского движения музея Отечественной войны».
В Национальном архиве Республики Беларусь хранится и второе письмо Бойко, где он сообщал о пересылке еще десяти изображений, которые просит передать в музей. В конце письма художник-партизан обещает: «В дальнейшем, если будет возможность, я пришлю вам еще рисунки о партизанском быте, боевых эпизодах, а также зарисовки результатов установления „нового порядка“ немецкими оккупантами». Сегодня в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится и экспонируется 58 рисунков, портретов бойцов и командиров, выполненных карандашом художником-партизаном Леонидом Бойко.
Тем временем Красная Армия вела наступательные операции, освобождая Беларусь от оккупантов. В начале июня 1944 года коллектив музея вместе с комиссией по истории Отечественной войны в специальном вагоне прибыл из Москвы в Гомель, а 29 июля направился в освобожденный Минск, где разместился в здании Дома труда на площади Свободы. С 1 августа 1944-го заступил на должность директора музея Василий Демьянович Стальнов.
Надо отдать должное сотрудникам музея, которые стояли у истоков его создания. Куда только не обращались они в поисках музейных предметов. Это и воинские части, и издательства, райисполкомы, комитеты внутренних дел и государственной безопасности и т.д. В архиве хранится письмо музея к командиру трофейного батальона (и такой был), в котором высказывалась просьба о выдаче музею авиабомб «в количестве до 20 штук».
После соединения партизан с Красной Армией основным источником поступления экспонатов для будущей экспозиции музея стал Белорусский штаб партизанского движения (БШПР), который к тому времени переместился из Гомеля на окраину Минска, в деревню Лошица. В начале сентября 1944 года с бшпр музеем получено 22 единицы самодельного оружия, 34 флага партизанских бригад и отрядов, 16 рукописных журналов, большое количество боевых листков и стенгазет, 80 печатей и штампов партизанских формирований.
В октябре 1944-го из Белорусского штаба партизанского движения поступило еще 50 музейных предметов, так или иначе связанных с партизанским движением. Среди них — бинокли, печатные издания оккупационных властей, партизанские типографии, стрелковое оружие, шапки партизанские, валенки, ремни, другое обмундирование партизан.
Первое штатное расписание музея содержало 245 человек. Только экспозиционных отделов насчитывалось семь. Кроме них были организованы экскурсионно-лекционный, фондовый, редакционно-издательский, планово-финансовый, хозяйственный, художественный отделы; фотостудия, библиотека, секретная часть. В музее работала столовая, столярная и слесарная мастерские, была военизированная охрана.
В первые послевоенные годы музей владел подсобным хозяйством в районе Уручья, называлась она «Хутор Белый лес». Для сотрудников хозяйство было подспорьем для обеспечения семей зерном, овощами. В штате были два конюха и свинарка, а значит, имелась и небольшая ферма.
Для руководства художественными работами при оформлении экспозиции и написании портретов в музее был сформирован Художественный совет, в состав которого вошли известные белорусские художники З. Азгур, Е. Зайцев, И. Ахремчик, А. Кроль. В художественном отделе музея в первые годы работало восемь художников.
Быстро подготовить стационарную экспозицию не представлялось возможным, поэтому ЦК КП(б)Б поставил перед музеем задачу создать две выставки: «Вооружение белорусских партизан» и «Большевистская печать в дни Великой Отечественной войны». К октябрю 1944 года коллектив музея с этой задачей справился. Вот как об этом говорилось в приказе по музею: «Сегодня, 22 октября 1944 года, первые две выставки открыты для общего осмотра посетителей ежедневно с 12 до 4 часов дня (кроме понедельника). День открытия выставок считает днем открытия Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны».
Через полгода в музее на площади Свободы, 2 были открыты еще две выставки «Зверства немецких захватчиков в Беларуси», «Освобождение и восстановление Минска».
Уже в то время музей проявлял заботу о сохранении памятных мест, связанных с уничтожением фашистами советских граждан, боевыми действиями партизан и Красной Армии. Так, 13 декабря 1944 года в письме Народному комиссариату лесного хозяйства БССР музей просит о немедленном прекращении вырубки леса возле деревни Малый Тростенец, разборки печей и построек — исторических памятников, свидетельствовавших о зверствах фашистов в лагере смерти, что здесь находился.
Сохранился документ (без даты) «Наставление охраннику открытой выставки «Поле боя под Минском. Урочище возле деревни Обчак», подписанный директором Стальновым. Приводим его содержание: «Дирекция Белгосмузея истории Великой Отечественной войны доводит до вашего сведения, что все имеющееся на поле и в лесу трофейное имущество: пушки, остатки от машин, танки, снаряды, разбитые самолеты, мосты, древесина и железо от немецких укреплений и т.п., принадлежит музею и что все организации и граждане, посягающие на музейные ценности, будут привлекаться к судебной ответственности. Если факты покушения будут выявлены, немедленно об этом сообщать дирекции музея».
С целью сбора материалов о героизме и мужестве советских воинов во время освобождения Беларуси музей в конце 1944-го — начале 1945 года организовал три экспедиции на 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты. Среди командированных были Петр Лавецкий и Вера Романовская, бывшие партизаны, которые всю жизнь и трудовую деятельность посвятили музею. Автору этих строк посчастливилось в 1970 – 1980-е годы работать вместе с ними и на всю жизнь сохранить благодарную память об этих прекрасных людях, их вкладе в создание и развитие музея. Благодаря помощи командования фронтов, в музей поступили не только фотоснимки, документы, вещевые музейные предметы, но и такие необходимые в то время оборудование и материалы, мебель, типографские машинки, полотно для художников, канцелярские товары, коврики и прочее.
Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны был и остается флагманом патриотического воспитания, пропаганды великого подвига советского народа в борьбе с фашизмом, заслуг белорусского народа в партизанской борьбе, разоблачения нацистской политики гитлеровской Германии. Насколько это актуально в настоящее время, говорить не приходится.
Геннадий БАРКУН
Фото Виктора Иванчикова и из архива Белгосмузея истории Великой Отечественной войны
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».
Хорошо там, где молодежь есть!