Вы здесь

Дата выборов Президента Республики Беларусь назначена на 26 января 2025 года


Открывая заседание, Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко отметил, что в следующем году в Беларуси состоится исключительно важное и значимое общественно-политическое событие — выборы Президента Республики Беларусь. «Они завершат цикл электоральных кампаний по обновленной Конституции, — обратил внимание спикер. — Результаты предстоящей президентской избирательной кампании имеют ключевое значение для каждого гражданина, общества и государства в целом. Это знаковая веха в развитии любой страны, испытание на прочность политической системы государства. Именно президентские выборы определяют будущее Беларуси на ближайшие годы и направления ее дальнейшего развития».


«Выборы главы государства будут способствовать дальнейшему укреплению народовластия в стране»

Предложение о назначении даты выборов Президента Республики Беларусь в Палату представителей внесла Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь.

Как обратил внимание председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко, внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, положило начало масштабной политической модернизации нашей страны. Корректировка Основного Закона, по его словам, привела к необходимости изменения ряда нормативных правовых актов, включая Избирательный кодекс.

«Перераспределены полномочия органов государственной власти, изменены условия и требования к выдвижению кандидатов на выборные должности, закреплены нормы, направленные на обеспечение электорального суверенитета, — конкретизировал председатель ЦИК. — На основании измененного законодательства сформирован парламент страны, местные Советы депутатов, проведены выборы делегатов Всебелорусского народного собрания, которое начало свою работу в конституционном статусе. В связи с этим проведение выборов главы государства является логическим завершением формирования всех институтов власти на основании обновленного конституционного законодательства и, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению народовластия в стране».

Согласно статье 81 Конституции Республики Беларусь и статье 56 Избирательного кодекса, выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее пяти месяцев и проводятся в воскресенье — не позднее двух месяцев до истечения срока полномочий предыдущего Президента. В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Беларусь Президент вступает в должность после принесения присяги. С момента принесения присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

«Поскольку инаугурация действующего главы государства состоялась 23 сентября 2020 года, соответственно очередные выборы Президента должны пройти не позднее 20 июля 2025 года, — констатировал Игорь Карпенко. — Таким образом, законодательство не содержит указания на конкретный день проведения выборов Президента, как, например, единый день голосования по выборам депутатов, который проводится в последнее воскресенье февраля. Основной Закон не запрещает проводить выборы раньше, он запрещает проводить их позже установленного срока».

По мнению Центральной избирательной комиссии, оптимальной датой для проведения выборов Президента Республики Беларусь видится 26 января 2025 года. «С учетом вступления избранного Президента Республики Беларусь в должность в двухмесячный срок со дня избрания, проведение выборов в обозначенную дату сократит на шесть месяцев срок полномочий действующего главы государства, что не исключает права действующего Президента баллотироваться на новый срок, — проинформировал Игорь Карпенко. — При этом выборы не будут являться внеочередными. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Беларусь, проведение внеочередных выборов возможно, если должность Президента оказалась вакантной».

​Опыт проведения выборов главы государства раньше истечения срока полномочий в нашей стране есть. В 2006 году выборы Президента Беларуси были проведены на несколько месяцев раньше. По словам председателя Центризбиркома, практика организации выборов до истечения срока полномочий Президента есть и в ряде стран. Например, в Кыргызстане, Узбекистане, чему предшествовали проведенные в указанных государствах конституционные референдумы.

«Проведение выборов заранее учитывает и возможность проведения второго тура голосования, если в первом туре никто из кандидатов в Президенты не наберет абсолютного большинства голосов, — заметил Игорь Карпенко. — Второй тур голосования проводится по закону в двухнедельный срок».

Исходя из стратегического планирования и положительной практики

Председатель Центральной избирательной комиссии напомнил, что в 2025 году завершается реализация пятилетнего плана социально-экономического развития Республики Беларусь, в связи с чем необходимо проанализировать результаты его реализации и определить дальнейший стратегический курс развития страны, основные направления внутренней и внешней политики. «Глава государства выполняет здесь ключевую роль, поскольку он формирует правительство, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, — пояснил Игорь Карпенко. — Вступление в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь в начале 2025 года позволит ему осуществлять свои полномочия на начальной стадии стратегического планирования».

Проведение выборов Президента Республики Беларусь 26 января 2025 года, по словам главы Центризбиркома, видится вполне обоснованным, в том числе исходя из положительной практики организации референдума 2022 года и единого дня голосования 2024 года. «В этот период минимальное количество граждан уезжает из страны в отпуск, а также находится на дачах, что исключает неудобства, связанные с удаленностью участков для голосования по месту регистрации от фактического места проживания избирателей, — обратил внимание он. — В свою очередь проведение выборов весной и летом сопряжено с загруженностью местных органов власти в сфере сельского хозяйства, отпускной порой, вступительной кампанией в колледжи и ВУЗы, подготовкой к новому учебному году учреждений образования, где, как правило, располагается большее количество участков для голосования».

При проведении президентской избирательной кампании в работе комиссий будет участвовать около 60 тысяч человек. «Как правило, это знающие люди, прошедшие практику единого дня голосования, — уточнил председатель ЦИК. — Кроме того, многие из них повысили свою квалификацию на базе Академии управления при Президенте, региональных институтов развития образования, участвовали в учебных тренингах и семинарах. Минимальный временной разрыв между единым днем голосования и президентской кампанией позволит наиболее рационально использовать потенциал таких людей. Центральной избирательной комиссии останется лишь акцентировать внимание на особенностях подготовки и проведении выборов Президента».

«Центральная избирательная комиссия готова к началу избирательной кампании»

Игорь Карпенко напомнил некоторые аспекты президентской избирательной кампании. «В ходе конституционной реформы были существенно изменены требования к кандидатам в Президенты Республики Беларусь, которые отражены в статье 80 Конституции и статье 57 Избирательного кодекса Республики Беларусь, однако порядок проведения президентской кампании процедурно не поменялся, — конкретизировал он. — Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь, как и ранее, будет осуществляться только одним субъектом – гражданами путем сбора подписей в количестве не менее 100 тысяч человек. Выборы Президента проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Беларуси».

Функции по регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Беларусь, регистрации кандидатов, установлению результатов выборов относятся к исключительной компетенции Центральной избирательной комиссии. Игорь Карпенко обратил внимание на то, что выборы Президента – это единственные выборы, которые могут быть признаны недействительными, если в голосовании приняли участие менее половины граждан, включенных в списки избирателей.

​Председатель ЦИК подчеркнул, что Центральная избирательная комиссия готова к началу избирательной кампании, старт которой дало постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь о назначении выборов. Он сообщил, что на данный момент уже разработаны проекты методических рекомендаций для территориальных и участковых комиссий, формы документов, календарный план организационных мероприятий, визуальная концепция и проекты соответствующих постановлений, памятки для национальных и международных наблюдателей, представителей средств массовой информации.

«Таким образом, назначение выборов Президента Республики Беларусь на 26 января 2025 года в полной мере соответствует Конституции и Избирательному кодексу Республики Беларусь, — подчеркнул Игорь Карпенко. — Проведение выборов в эту дату позволит рационально использовать технические, финансовые, информационные, человеческие ресурсы и завершит процесс формирования всех органов власти на основании обновленного конституционного законодательства».

​Депутаты единогласно проголосовали за принятие решения Палаты представителей «о назначении выборов Президента Республики Беларусь». Таким образом, выборы главы государства пройдут 26 января 2025 года.

Обращаясь к парламентариям, Игорь Сергеенко обратил внимание на то, что с учетом значимости этого события для страны депутатский корпус ожидает серьезная и ответственная организационно-политическая работа: как непосредственно в парламенте, так и в избирательных округах. «Депутаты должны сделать все для того, чтобы выборы главы государства прошли организованно, открыто, демократично и объективно, в строгом соответствии с национальным законодательством», — подчеркнул спикер.

Вероника КАНЮТА

В тему

Как отметила в беседе с журналистами председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Ирина Костевич, на заседании было принято судьбоносное и очень важное решение – определена дата выборов главы государства. По словам депутата, Центральной избирательной комиссией приведены взвешенные аргументы в пользу даты 26 января 2025 года. «Эта дата обоснована со всех сторон, — считает Ирина Костевич. — Здесь затронуты и правовые моменты в связке и с Конституцией, и Избирательным кодексом. Учтены и организационные моменты с учетом и единого дня голосования, и выборов 2020 года. Учтены и кадровые вопросы, и сезонность — как производственная, так и отпускная. В январе мы еще не сеем, и в конце января редко кто уходит в отпуск».

26 января 2025 года, по словам председателя Постоянной комиссии, — оптимальная дата для проведения выборов Президента Беларуси. «2025 год – год, который финиширует текущую пятилетку, — обратила внимание она. — Мы подводим предварительные итоги и, самое главное, закладываем стратегические документы на предстоящую пятилетку. Кроме того, январь – особый месяц для каждого из нас, независимо сколько тебе лет. Каждый человек, входя в Новый год, планирует свое будущее. И какой мы его видим? Счастливым. Мы думаем о своих детях, близких, о счастье своей семьи. И определив приоритетом нашей текущей пятилетки счастливую семью, мы прекрасно понимаем, почему это один из приоритетов. Потому что это сильное государство. И именно в январе, планируя свое личное будущее, каждый белорус просто обязан прийти и проголосовать за будущее своей страны. Мы должны достойно пройти этот путь, определив развитие нашей страны».

По словам председателя Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Валентина Семеняко, очень важно ответственно отнестись как к дате, так и проведению этих выборов. «Мы будем работать с избранными государственными органами до 2029 года, это очень важно и ответственно для всех участников электорального процесса, — считает он, подчеркнув, что дата проведения выборов главы государства 26 января 2025 года является оптимальной. — Центральная избирательная комиссия очень серьезно подошла к внесению этого предложения. Анонсировалось несколько дат проведения выборов, проводились консультации в отношении того, какая дата должна быть лучшей и оптимальной. 26 января 2025 года, на мой взгляд, — это очень хороший подход к тому, чтобы, с одной стороны, успеть организационно обеспечить все подготовительные этапы: начиная от формирования списков, выдвижения кандидатов, агитационной кампании и заканчивая самим процессом голосования».

С другой стороны, по словам депутата, намеченная дата удобна для наших граждан и государственных органов, которые в этот период подводят определенные итоги, планируют свою работу на следующий год. «Очень важно и то, что именно в этот период у людей появляется больше времени на то, чтобы участвовать в политических кампаниях, дискуссиях, ознакомиться с программами кандидатов, с календарным планом избирательной кампании», — конкретизировал Валентин Семеняко.

Депутат также отметил, что вся база, необходимая для проведения избирательной кампании, которую можно использовать, уже создана. «Недавно прошла избирательная кампания по выбору депутатов всех уровней в единый день голосования, — напомнил он. — Мы организованно, аккуратно, так, как этого требует президент, подойдем к подготовке выборов главы государства, организуем этот процесс и уверенно будем смотреть в наше будущее в следующей пятилетке». 

Как обратил внимание председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, кампания 2025 года станет завершающим этапом модернизации политической системы Республики Беларусь. «Мы это время уже жили в рамках измененной Конституции, измененного избирательного законодательства и мы видим, насколько эффективнее мы начали проводить политические кампании в нашей стране, насколько они стали более понятными и доступными для наших граждан, — отметил парламентарий. — Мы услышали о готовности Центральной избирательной комиссии до сих пор провести все необходимые организационные мероприятия в рамках проведения избирательной кампании Президента в Республике Беларусь. Знаем и о готовности органов исполнительной власти на местах. Действительно, с прошлой избирательной кампании прошло меньше года, сохранена инфраструктура избирательных участков. Мы достаточно качественно поработали со списками избирателей в прошлый раз, во многом мы их сверяли с регистром населения. И Министерство внутренних дел сыграло здесь значительную и важную роль. Не сомневаюсь, что и в этот раз это позволит нам работать быстро и эффективно». 

Валерий Малашко обратил внимание и на готовность граждан к проведению президентской избирательной кампании. «Работая в округах, мы видим, что возросло их гражданское сознание, понимание того, что мы делаем выбор для себя, своей страны, будущего наших детей», — констатировал председатель Постоянной комиссии. Он уверен, что позитивно скажутся на настроениях людей, включая политические, и новогодние праздники. «Традиционно в конце января мы все в основном находимся дома, студенты, учащиеся – на местах своего проживания, местах размещения учебных заведений, что внесет дополнительную организованность и повысит качество избирательного процесса», — считает депутат.

Выбор редакции

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.

Регионы

Брестчина отметила юбилей

Брестчина отметила юбилей

Подарки к празднику и славная история.

Общество

Как люди с инвалидностью меняют мир к лучшему

Как люди с инвалидностью меняют мир к лучшему

Интерес к жизни плюс вдохновение.