Вы здесь

Что изменится в сфере образования?


Кодекс об образовании был принят сравнительно недавно – в 2022 году – и стал настольной книгой для работников образовательной сферы. Документ проходил испытания в условиях практической деятельности, а его главными рецензентами стали учителя, воспитатели, педагоги учреждений образования, родители (все они, кстати, принимали активное участие в формировании пакета изменений в Кодекс). В результате обнаружились ряд вещей и положений, которые нужно дошлифовать, довести, как говорят, до ума. Новый законопроект предусматривает изменения в 20 законах и двух кодексах — не только в Кодекс об образовании, но и в ряд статей других законодательных актов. Однако никаких глобальных, концептуальных изменений не планируется.


Профессиональное образование: гарантии молодым специалистам

Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов рассказал о том, какие гарантии будут у молодых специалистов, уволенных в связи с призывом, но не направленных для прохождения службы по причине болезни или укомплектованности воинских частей.

— Они могут рассчитывать на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Эта норма поддержана Министерством образования, — пояснил он.

Остановился начальник главного управления и на новостях, предусматривающих грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования. Делается это, по его словам, для продвижения белорусской системы образования в зарубежных странах. Но есть нюанс.

— Одним из условий выделения грантов на обучение является знание русского языка, — подчеркнул Сергей Пищов.

Еще одно серьезное нововведение — обязательное согласование учреждениями образования распределения и перераспределения выпускников с организациями — заказчиками кадров, исполнительными комитетами, а также отдельными отраслевыми министерствами. Не менее важно и то, что усилена ответственность заказчиков кадров по целевой подготовке. Сейчас на законодательном уровне закреплена обязанность возмещать средства, затраченные государством на подготовку специалистов, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста, рабочего, слушателя.

Хорошая новость для учреждений дополнительного образования взрослых: еще одной внесенной в кодекс нормой предоставляется возможность присвоения им статуса бизнес-школы.

— Это делается для популяризации такого вида образования, подготовки будущих руководителей в рамках программ дополнительного образования взрослых, в том числе для выхода на внешний контур, — уточнил представитель Минобразования и рассказал еще об одном интересном предложении — праве на стипендию Президента Республики Беларусь по решению Главы государства учащимся, получающим образование не только за счет средств республиканского бюджета, но и в частных учреждениях образования.

​ПТО и ССО: поддержка особых учащихся

Заместитель начальника Главного управления профессионального образования – начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова рассказала об изменениях в Кодекс, касающихся учащихся с ОПФР, подчеркнув при этом, что новации существенны.

Речь идет об учащихся, окончивших школу и получивших свидетельство об общем базовом образовании. Но их здоровье ухудшилось, и им рекомендуют обучение без общего среднего образования.

​— В практике реализации образовательной программы профессионально-технического образования на основе специального есть случаи, когда в эти группы просят зачислить детей со схожими проблемами. Такие прецеденты, к сожалению, случаются все чаще, поэтому в Кодекс об образовании было решено внести допуск таких учащихся к реализации программы профессионально-технического образования без общего среднего. Важно: у них должно быть соответствующее направление, которое выдают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Если ему указано обучение, мы в исключительном случае допускаем к нему, — отметила специалист.

Еще одной новацией станет освобождение от возмещения средств лиц, получивших образование на основе программы специального образования.

— Рабочее место им дается и сегодня и будет предоставляться в дальнейшем на тех же условиях, — объясняет Александра Петрова. — На государственном уровне принято решение: если по каким-то причинам такой выпускник не может работать, то ввиду исключительности данной категории нужно освободить его от возмещения средств.

Общее среднее и дошкольное образование: ноль можно аннулировать

Одно из важных нововведений касается выпускников школ. Как отметила заместитель начальника главного управления общего среднего и дошкольного образования-начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, учащиеся с нулевым результатом централизованного экзамена смогут его пересдать. Им будет предоставлено право еще раз попробовать свои силы в августе.

Сейчас выпускникам, получившим ноль баллов на ЦЭ, не выдается ни сертификат централизованного экзамена, ни аттестат об общем среднем образовании — только справка об обучении. Отметку можно исправить, но только на следующий год, пройдя итоговую аттестацию в порядке экстерната. Изменения в Кодексе корректируют ситуацию и позволяют школьникам получить оба документа в том же году, и в случае положительной отметки у выпускников появляется возможность продолжить образование в колледже. Еще одной новацией в сфере ЦЭ станет закрепление в Кодексе практики проведения репетиции централизованного экзамена, а также освобождения от централизованного и выпускного экзаменов учащихся 11 класса по медицинским показаниям.

​Также по новым нормам учебные занятия для учащихся 10 классов будут завершаться 25 мая, как и для учеников 9 и 11 классов. Как известно, ученики 10 классов в начале июня проводят учебно-полевые сборы. Это не только фактически продлевает школьникам учебный год, но и вносит некоторые трудности в оформление определенных документов.

— Норма позволит проводить сборы до 1 июня, и с первого дня лета дети уже будут на каникулах, — подытожила Ирина Каржова.

Еще один вопрос — бесплатного подвоза школьников в сельской местности — тоже должен решиться. Сегодня правом бесплатного подвоза школьными автобусами пользуются дети, проживающие в сельской местности, где нет школы. Не учитывались крупные населенные пункты, где есть школы, но расстояние их от дома школьника — практически как до соседней деревни. Эту проблему, кстати, подняли жители регионов: почему бы автобусу, который подвозит детей из других деревень, не забирать по дороге юных жителей такого населенного пункта? Предложение посчитали рациональным.

— Норма позволит проводить сборы до 1 июня, и с первого дня лета дети уже будут на каникулах, — подытожила Ирина Каржова.

— Она позволит в деревнях большой продолжительности делать остановки школьного автобуса для школьников, проживающих там, — сказала Ирина Каржова.

На законодательном уровне планируется закрепить норму о том, что ученики школ должны присутствовать на учебных занятиях в одежде делового стиля. Кроме, конечно, физкультуры и трудового обучения.

Елена ВИНОГРАДОВА

В тему

Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Сергей Клишевич:

— Законопроект принят в первом чтении, и это значит, что депутаты согласились концептуально с теми предложениями, которые были внесены правительством в Палату представителей. На данный момент идет их шлифовка. 17 октября состоялось финальное заседание рабочей группы, где детально рассматривалось каждое из них.

Сегодня довольно часто звучит мнение о том, что, мол, хватит вносить изменения, выдайте нам документ, по которому мы будем работать сегодня и в будущем. Но я хочу отметить, что изменения, которые внесены, все корректировки — это не инициатива органов управления. Это инициатива от людей – педагогов, воспитателей, родителей, которые столкнулись с некоторыми проблемами, и сейчас просто шлифуются шероховатости, чтобы в дальнейшем тех проблем не возникало. Мы всего лишь стремимся облегчить жизнь нашей учительской и родительской общности. Даем возможность им пользоваться в полную силу теми социальными гарантиями, которые предоставляет государство в сфере образования.

​Второй критерий, которым руководствуемся, — соблюдение справедливости. Речь, в частности, идет о целевом обучении. Мы с вами должны понимать, что люди, получившие льготное право поступать в высшее учебное заведение без экзаменов или в упрощенной форме, должны нести соответствующую нагрузку по сравнению с теми, кто готовился к поступлению.

Кроме того, на этих людей сделан целевой запрос. Если организация отказывается их принимать, то, во-первых, она и несет ответственность, так как обязалась взять себе специалиста, подготовленного за бюджетные деньги. Во-вторых, человек, поступавший на льготных условиях, должен сказать «спасибо» государству в виде отработки в пять лет, как и планировалось. И это справедливо. Никто не даст паразитировать в нашей стране на бюджете, на тех деньгах, которые зарабатывают работники села и промышленности.

Второй момент справедливости — это придание статуса педагогических работников воспитателям детских домов семейного типа, иными словами, матерям и папам приемных детей. Они взяли на себя большую ответственность и растят, воспитывают три, пять, десять, а то и больше детей. Они с ними двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Понятно, что они несут такую же функцию, занимаются таким же делом, что и педагоги в учреждениях образования.

Превью: БелТА

Выбор редакции

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.

Регионы

Брестчина отметила юбилей

Брестчина отметила юбилей

Подарки к празднику и славная история.

Общество

Как люди с инвалидностью меняют мир к лучшему

Как люди с инвалидностью меняют мир к лучшему

Интерес к жизни плюс вдохновение.