Кодекс об образовании был принят сравнительно недавно – в 2022 году – и стал настольной книгой для работников образовательной сферы. Документ проходил испытания в условиях практической деятельности, а его главными рецензентами стали учителя, воспитатели, педагоги учреждений образования, родители (все они, кстати, принимали активное участие в формировании пакета изменений в Кодекс). В результате обнаружились ряд вещей и положений, которые нужно дошлифовать, довести, как говорят, до ума. Новый законопроект предусматривает изменения в 20 законах и двух кодексах — не только в Кодекс об образовании, но и в ряд статей других законодательных актов. Однако никаких глобальных, концептуальных изменений не планируется.
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов рассказал о том, какие гарантии будут у молодых специалистов, уволенных в связи с призывом, но не направленных для прохождения службы по причине болезни или укомплектованности воинских частей.
— Они могут рассчитывать на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Эта норма поддержана Министерством образования, — пояснил он.
Остановился начальник главного управления и на новостях, предусматривающих грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования. Делается это, по его словам, для продвижения белорусской системы образования в зарубежных странах. Но есть нюанс.
— Одним из условий выделения грантов на обучение является знание русского языка, — подчеркнул Сергей Пищов.
Еще одно серьезное нововведение — обязательное согласование учреждениями образования распределения и перераспределения выпускников с организациями — заказчиками кадров, исполнительными комитетами, а также отдельными отраслевыми министерствами. Не менее важно и то, что усилена ответственность заказчиков кадров по целевой подготовке. Сейчас на законодательном уровне закреплена обязанность возмещать средства, затраченные государством на подготовку специалистов, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста, рабочего, слушателя.
Хорошая новость для учреждений дополнительного образования взрослых: еще одной внесенной в кодекс нормой предоставляется возможность присвоения им статуса бизнес-школы.
— Это делается для популяризации такого вида образования, подготовки будущих руководителей в рамках программ дополнительного образования взрослых, в том числе для выхода на внешний контур, — уточнил представитель Минобразования и рассказал еще об одном интересном предложении — праве на стипендию Президента Республики Беларусь по решению Главы государства учащимся, получающим образование не только за счет средств республиканского бюджета, но и в частных учреждениях образования.
Заместитель начальника Главного управления профессионального образования – начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова рассказала об изменениях в Кодекс, касающихся учащихся с ОПФР, подчеркнув при этом, что новации существенны.
Речь идет об учащихся, окончивших школу и получивших свидетельство об общем базовом образовании. Но их здоровье ухудшилось, и им рекомендуют обучение без общего среднего образования.
— В практике реализации образовательной программы профессионально-технического образования на основе специального есть случаи, когда в эти группы просят зачислить детей со схожими проблемами. Такие прецеденты, к сожалению, случаются все чаще, поэтому в Кодекс об образовании было решено внести допуск таких учащихся к реализации программы профессионально-технического образования без общего среднего. Важно: у них должно быть соответствующее направление, которое выдают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Если ему указано обучение, мы в исключительном случае допускаем к нему, — отметила специалист.
Еще одной новацией станет освобождение от возмещения средств лиц, получивших образование на основе программы специального образования.
— Рабочее место им дается и сегодня и будет предоставляться в дальнейшем на тех же условиях, — объясняет Александра Петрова. — На государственном уровне принято решение: если по каким-то причинам такой выпускник не может работать, то ввиду исключительности данной категории нужно освободить его от возмещения средств.
Одно из важных нововведений касается выпускников школ. Как отметила заместитель начальника главного управления общего среднего и дошкольного образования-начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, учащиеся с нулевым результатом централизованного экзамена смогут его пересдать. Им будет предоставлено право еще раз попробовать свои силы в августе.
Сейчас выпускникам, получившим ноль баллов на ЦЭ, не выдается ни сертификат централизованного экзамена, ни аттестат об общем среднем образовании — только справка об обучении. Отметку можно исправить, но только на следующий год, пройдя итоговую аттестацию в порядке экстерната. Изменения в Кодексе корректируют ситуацию и позволяют школьникам получить оба документа в том же году, и в случае положительной отметки у выпускников появляется возможность продолжить образование в колледже. Еще одной новацией в сфере ЦЭ станет закрепление в Кодексе практики проведения репетиции централизованного экзамена, а также освобождения от централизованного и выпускного экзаменов учащихся 11 класса по медицинским показаниям.
Также по новым нормам учебные занятия для учащихся 10 классов будут завершаться 25 мая, как и для учеников 9 и 11 классов. Как известно, ученики 10 классов в начале июня проводят учебно-полевые сборы. Это не только фактически продлевает школьникам учебный год, но и вносит некоторые трудности в оформление определенных документов.
— Норма позволит проводить сборы до 1 июня, и с первого дня лета дети уже будут на каникулах, — подытожила Ирина Каржова.
Еще один вопрос — бесплатного подвоза школьников в сельской местности — тоже должен решиться. Сегодня правом бесплатного подвоза школьными автобусами пользуются дети, проживающие в сельской местности, где нет школы. Не учитывались крупные населенные пункты, где есть школы, но расстояние их от дома школьника — практически как до соседней деревни. Эту проблему, кстати, подняли жители регионов: почему бы автобусу, который подвозит детей из других деревень, не забирать по дороге юных жителей такого населенного пункта? Предложение посчитали рациональным.
— Норма позволит проводить сборы до 1 июня, и с первого дня лета дети уже будут на каникулах, — подытожила Ирина Каржова.
— Она позволит в деревнях большой продолжительности делать остановки школьного автобуса для школьников, проживающих там, — сказала Ирина Каржова.
На законодательном уровне планируется закрепить норму о том, что ученики школ должны присутствовать на учебных занятиях в одежде делового стиля. Кроме, конечно, физкультуры и трудового обучения.
Елена ВИНОГРАДОВА
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Сергей Клишевич:
— Законопроект принят в первом чтении, и это значит, что депутаты согласились концептуально с теми предложениями, которые были внесены правительством в Палату представителей. На данный момент идет их шлифовка. 17 октября состоялось финальное заседание рабочей группы, где детально рассматривалось каждое из них.
Сегодня довольно часто звучит мнение о том, что, мол, хватит вносить изменения, выдайте нам документ, по которому мы будем работать сегодня и в будущем. Но я хочу отметить, что изменения, которые внесены, все корректировки — это не инициатива органов управления. Это инициатива от людей – педагогов, воспитателей, родителей, которые столкнулись с некоторыми проблемами, и сейчас просто шлифуются шероховатости, чтобы в дальнейшем тех проблем не возникало. Мы всего лишь стремимся облегчить жизнь нашей учительской и родительской общности. Даем возможность им пользоваться в полную силу теми социальными гарантиями, которые предоставляет государство в сфере образования.
Второй критерий, которым руководствуемся, — соблюдение справедливости. Речь, в частности, идет о целевом обучении. Мы с вами должны понимать, что люди, получившие льготное право поступать в высшее учебное заведение без экзаменов или в упрощенной форме, должны нести соответствующую нагрузку по сравнению с теми, кто готовился к поступлению.
Кроме того, на этих людей сделан целевой запрос. Если организация отказывается их принимать, то, во-первых, она и несет ответственность, так как обязалась взять себе специалиста, подготовленного за бюджетные деньги. Во-вторых, человек, поступавший на льготных условиях, должен сказать «спасибо» государству в виде отработки в пять лет, как и планировалось. И это справедливо. Никто не даст паразитировать в нашей стране на бюджете, на тех деньгах, которые зарабатывают работники села и промышленности.
Второй момент справедливости — это придание статуса педагогических работников воспитателям детских домов семейного типа, иными словами, матерям и папам приемных детей. Они взяли на себя большую ответственность и растят, воспитывают три, пять, десять, а то и больше детей. Они с ними двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Понятно, что они несут такую же функцию, занимаются таким же делом, что и педагоги в учреждениях образования.
Превью: БелТА
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.