Вы здесь

Евгений Арендаревич: «Не все в кино определяется деньгами и экономической выгодой»


Белорусский союз кинематографистов сейчас возглавляет кинопродюсер Евгений Арендаревич. Конечно, это творческая общественная организация, — она скорее ради людей, имеющих отношение к конкретной отрасли, поэтому в чем-то вмещает обязанности профсоюза. Но эта отрасль без людей невозможна, какие бы технологии ни пришли в кино, творчество — прежде всего проявление человеческого духа. Кто и как должен определять дух белорусского кино — об этом наш разговор...


— Было время, когда творческие союзы влияли на формирование культурной среды в Беларуси, но уже несколько десятков лет их роль изменилась, появилось много скептиков: а нужно ли в наше время вообще быть членом творческой организации? Чем она может быть привлекательна для каждого своего члена?

— Творческие союзы Республики Беларусь, Белорусский союз кинематографистов в том числе, по-прежнему, как и много лет назад, так и сейчас остаются площадкой поддержания и формирования определенной культурной среды. Впечатление, будто роль и значение союза изменилось и стало менее значимым, чем когда-то, — это результат совокупности ряда субъективных мнений. Союз и в прошлом, и в настоящем, и в будущем жил, жив и будет жить. Во многих направлениях.

​Особенно в наше непростое время, когда общение, к сожалению, и в среде творческих работников часто сводятся к формальным вопросам: «Как дела?» и «Нет ли какой-либо работы? Есть ли проект, в котором можно поучаствовать по своей специальности?» Для скептиков отдельно доводим информацию: Белорусский союз кинематографистов является республиканским общественным объединением. В настоящее время в каждой области на базе местных прокатных организаций сформированы отделения Белорусского союза кинематографистов, который призван объединять, поддерживать и информировать белорусских кинематографистов о работе и подготовке мероприятий. Союз кинематографистов выполняет определенные функции профессионального союза. И это очень хорошо, так как дает возможность инициировать и реализовывать инициативы законотворческого характера в том числе.

— Неужели в нашем законодательстве что-то еще не было учтено?

— Основными поставщиками заказов в Республику Беларусь, связанными с производством фильмов, являются предприятия Российской Федерации. Наличие таких заказов дает возможность получать в Беларуси регулярные налоговые и валютные поступления, иметь собственных специалистов в сфере кинопроизводства, производственную базу.

Большинство квалифицированных специалистов, обладающих специфическими навыками в сфере кинопроизводства, не являются работниками по найму, не имеют постоянного нанимателя или заказчика, а зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Так, доля членов съемочной группы, представленная ИП, составляет в среднем 60-70 процентов. При этом доля вознаграждения ИП в смете фильма составляет примерно 40-50 процентов. По причине специфики отрасли именно такие специалисты являются основным производственным ресурсом и ценностью для потенциального заказчика.

​Однако на сегодня наблюдается определенная диспропорция в налоговой нагрузке для таких специалистов России и Беларуси. У российских — 6 процентов от выручки для ИП и плательщиков налога на профессиональный доход, у белорусских ИП – 20 процентов от дохода (при этом расходная часть в такой деятельности практически отсутствует). По этой причине, а также из-за расширения на территории России региональных производственных баз (в ряде регионов за съемки фильмов за счет местных бюджетов выплачиваются специальные отчисления — рибейты) наш отечественный производитель часто не может конкурировать по цене с российским. Кроме того, в связи с возможностью для граждан Беларуси получить в России статус плательщика налога на профессиональный доход и уменьшением количества заказчиков в стране наблюдается отток кадров из киносферы. То есть специалисты киноиндустрии начинают работать и платить налоги в России, а наша страна в то же время их недополучает.

​С 1 октября благодаря усилиям Белорусского союза кинематографистов введены небольшие поправки в законодательство, над которым мы работали с прошлого года. Согласно новому положению, специалисты двух направлений могут перейти в разряд самозанятых. Платить налоги они будут не как индивидуальные предприниматели, а как самозанятые специалисты. Но двух направлений для киноотрасли недостаточно.

Сейчас ведется планомерная работа вместе с членом президиума Союза кинематографистов, депутатом Палаты представителей Русланом Иосифовичем Чернецким по расширению списка для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности для кинематографистов. Это непростая работа, но, я надеюсь, мы ее преодолеем!

Даже согласно этой информации вывод очевиден: союз нужен. Это даже без разговора об огромном количестве культурных, просветительских и образовательных мероприятий, которые проводит Белорусский союз кинематографистов.

Запланированы и реализуются программы совместной деятельности с Министерством культуры, киностудией «Беларусьфильм», Белорусской академией искусств, фестивалем «Лістапад». Широкая международная деятельность в рамках посещения фестивалей и образовательных учреждений, проходят встречи с другими творческими союзами, партиями, ветеранами и много других мероприятий. По этой причине любителям рассуждений на тему: «Нужен ли Союз, кому и для чего?..» — предлагаю перевести рефлексию в плоскость «Что я могу сделать для Союза?»

​— Насколько «людная» эта организация сейчас? Есть ли у нее костяк из лиц, имена которых известны всей Беларуси, авторитет которых высок и неоспорим?

— Давайте озвучим сухие цифры: на момент проведения в июле внеочередного съезда Белорусского союза кинематографистов в его рядах было около 470 человек. На сегодня союз объединяет 570 членов. Проведена реформа самой структуры союза: обновлен состав правления – в него вошли 17 известных и активных представителей белорусского кинематографа. Также внесены правки в устав самой организации: принято положение об учреждении Президиума Союза. В него входят Руслан Чернецкий, Антонина Карпилова, Валентина Степанова, Сергей Гиргель. Такой порядок организации работы дает возможность обсуждать вопросы и принимать решения более оперативно. Что касается известных личностей – членами союза являются режиссеры, операторы, сценаристы, киноведы, которые стали мастерами своего дела и активно снимали кино в прошлые годы.

— Насколько развитие и существование этого творческого союза связано с состоянием киноотрасли в Беларуси? (Ведь белорусское кино переживало разные этапы своей истории, разные времена, а Союз был, в нем кипели споры о том, как преодолеть кризисные явления, о чем снимать, как и т.д.) Имеет ли организация влияние на текущие кинопроцессы в Беларуси?

— Союз — это объединение творческих личностей, по этой причине связь с общим состоянием киноветви, безусловно, есть. Вопрос в том, какая это связь: распространение которых настроений и мнений? Общий вывод – белорусскому кинематографу есть к чему стремиться и куда развиваться. А если так, то споры и страсти, которые кипели в прошлом, не имели в достаточной мере того конструктивного компонента, который отличает творческую дискуссию от критиканства и межличностных конфликтов. Богатый опыт прошлых лет, попыток преодоления кризисных явлений, безусловно, является полезным и учитывается при оценке общего состояния белорусского кинематографа и в работе по разработке путей дальнейшего развития.

Белорусский союз кинематографистов, будучи организацией общественной, как раз и стремится выступать в роли модератора и звена, связывающего всех, кто задействован в кинематографическом процессе страны. Есть общие темы, общие мероприятия, и видение путей достижения главных целей в подавляющем большинстве также общее.

— Кинопроизводство в Республике Беларусь в основном обеспечивается государством. Оно, по сути, главный продюсер, заказчик и основной источник финансирования. У государства свои задачи по отношению к зрителю (соответственно, выбор темы, материала). И это не сегодняшняя ситуация, так повелось еще с советских времен. В соседних странах ситуация на кинорынке изменилось, но у нас «Беларусьфильм» остается главной студией страны — по традиции. В чем сила (или слабость) этой традиции?

— У государства, безусловно, свои задачи. Процессы государственного функционирования и планирования реализовывают определенные люди. Любому государству во все времена были необходимы фильмы, в которых была бы возможность обратиться к зрителю как к гражданину. Зритель имеет признаки пола и возраста, принадлежит к определенной социальной группе, но помимо прочего является гражданином. И здесь очень важно не путать обязанности, права, осмысленный выбор гражданина и реализацию права зрителя, индивидуальности, личности, то есть потребителя контента. Это очень важная тема, достойная отдельного разговора.

​У зрительской аудитории довольно широкий доступ к тому, чтобы удовлетворить запрос на развлекательный контент: два клика в поисковике — и можно смотреть любой фильм, любой страны, в любом жанре. Очевидно, что зритель нашей страны является частью общемирового сообщества потребителей аудиовизуальных произведений (как бы вульгарно для кого-то это ни звучало).

С учетом этих исходных обстоятельств очень важно умело позиционировать себя в жесткой конкурентной борьбе за зрительское внимание. И здесь вспоминается знаменитое «силою не быть милою». Очень важно правдиво ответить на вопросы: «Что ты можешь сделать лучше других, что можешь сделать только ты и для кого? В чем уникальность твоего предложения?». Если найдены ответы на такие вопросы, то становится более понятной роль и государства, и киностудии, которая является неотъемлемой частью государственной медийной системы.

Зачем пытаться конкурировать за внимание в сегменте развлекательного контента, где каждый зритель уже отдал чему-то предпочтение и имеет своих фаворитов? Государство и киностудия поднимают и реализовывают на высоком художественном уровне темы государственного значения и масштаба.

У союза кинематографистов и киностудии «Беларусьфильм», как флагмана отечественной киноиндустрии, есть и общие темы для обсуждения, и общие задачи для реализации. Уникальность нашей страны в том, что в непростое время руководство и народ умеет сохранить мир и порядок у себя дома: чистота на улицах, бесперебойная работа всех отраслей хозяйственно-промышленного комплекса, а это ежедневная забота конкретных людей конкретных предприятий и организаций. Именно благодаря сознательной работе каждого из нас на улицах порядок, нет организованной преступности, уличных банд, разгула нищеты, наркомании и озорства. Это надо уметь ценить.

​Темы исторического наследия, благодарности как предыдущим поколениям героев и тружеников, так и нынешним, разрабатывают отечественные кинематографисты и на базе киностудии «Беларусьфильм». Документальное кино, телевизионная публицистика – с этим прекрасно справляются коллеги, работающие на телеканалах (кстати, в Белорусском союзе кинематографистов открыто отделение телевизионных работников).

Невозможно отделить от достижений художественных и вопрос экономической рентабельности. Сеть прокатной системы Республики Беларусь насчитывает около 160 экранов. Как можно привлечь зрителя в залы, а тем более заработать, имеет смысл уточнить у профильных специалистов. Но мы помним, что не все в кино определяется деньгами и экономической выгодой. История мирового кинематографа знает примеры того, как художественные достоинства той или иной картины не всегда подтверждались кассовыми сборами.

​— Вы как зритель и профессионал росли и на белорусских фильмах – и выбрали путь кинопродюсера. Это очень редкая для Беларуси профессия, но насколько нам нужны такие специалисты, на что они могли бы повлиять?

— Продюсер — это не про деньги. Или точнее не только о деньгах. Это прежде всего об ответственности: экономической, художественной, моральной, политической. Именно продюсер проходит путь от идеи до премьеры: режиссер может быть привлечен на период съемок и подготовки, а потом отстранен от монтажа и приглашен только на премьеру. Продюсер же призван пройти весь марафон, и он несет персональную ответственность за то, что получилось или не получилось, поскольку именно продюсер в большинстве случаев приглашает и режиссера на проект. В белорусском кинематографе пока институт продюсирования и персональной ответственности за полученный результат находится в стадии формирования и первоначального развития. Белорусская академия искусств периодически готовит специалистов этого профиля, а потому, будем надеяться, у отечественного кинематографа есть перспективы перемен к лучшему и в этом сегменте кинопроизводства.

— Есть ли, на ваш взгляд, у белорусского кино свое лицо — черты, отличающие его от кинематографа других стран? Какие традиции белорусского кино вы отметили бы как позитивные, а что, на ваш взгляд, следовало бы оставить в истории?

— Некоторые отличительные черты, безусловно, присутствуют. Кто-то может их определять как положительные, кто-то – как отрицательные: это, если угодно, проявления одного и того же. Есть ориентир на академическую традицию в выборе тем и выбор языка киноповедения. Однако последние несколько лет наблюдается тенденция к более свободному выбору формата общения со зрителем. Все это признаки того, что белорусский кинематограф старается не отставать и ориентироваться в общемировых трендах развития.

Славу белорусского кино прошлых лет ковали мастера, которых отличала максимальная требовательность к себе как к художнику и к творческому коллективу, который возглавлял режиссер. Будем надеяться, славные традиции прошлых лет будут иметь возможность развиваться и сегодня. Мероприятия, проводимые Белорусским союзом кинематографистов, дают возможность и сохранить традиции и передать их новому поколению творческих работников, и создать свои новые традиции.

​— Если продолжить разговор о традициях 100-летнего белорусского кино, то одна из них отразилась на «народном» названии отечественной киностудии. И если без иронии, то в Советском белорусском кино на болезненную для республики военную тему было много искренности и глубины, авторского взгляда и профессионализма (на разных уровнях) — зрители в возрасте об этом часто вспоминают с ностальгией. Потому что современный «экшн» на экране не всегда откликается в душе болью (хотя он есть чуть ли не на генетическом уровне в каждом жителе Беларуси). Какими и для кого должны быть современные фильмы о войне, чтобы эта тема отзывалась, а не была просто фоном для рассказа какой-то истории?

— Современные технологии позволяют рассказывать и раскрывать тему героического военного прошлого нашего народа на новом уровне. Примером нового и такого необходимого подхода стала совместная работа кинематографистов России и Беларуси над проектом «В списках не значился» по произведению Бориса Васильева. Экранизация романа была сделана еще в 1990-е годы, но для современного зрителя важно рассказать историю на современном киноязыке. Премьера этого фильма запланирована на 1 мая.

​Для сравнения могу сказать следующее: песни о любви 50 лет назад и сегодня звучат по-разному. Так и в кино: исполнение «по старинке» найдет своего слушателя, но для молодого поколения требуется более ритмичный и технологичный киноязык. Примером такого умелого подхода к раскрытию темы и вдумчивого отношения к аудитории является творчество известного оператора-постановщика Игоря Гринякина, который снимал фильмы «Адмирал», «Союз спасения», «Серебряные коньки», «В списках не значился». Белорусский союз кинематографистов пригласил Игоря Гринякина провести мастер-класс для студентов Академии искусств в рамках Международного фестиваля «Лістапад».

​— Разнообразие тем в белорусском кино... Мечта или возможная реальность? В соседних с нами странах более широкая палитра кинопроизводителей, что влияет на жанровое и тематическое разнообразие. Ведь людям в свободное время хочется получать разные эмоции: и улыбнуться, и заплакать, и посочувствовать, и подумать о любви или смысле жизни. Была бы в этом смысле полезна конкуренция в кинопроизводстве?

— Разумная конкуренция, безусловно, важна и нужна для прогресса и развития в первую очередь так называемого коммерческого кинематографа: там как раз принято сравнивать освоенный бюджет, расходы на продвижение и рекламу, бокс-офис, сборы и так далее. В творческой среде существует здоровая доля соперничества, но здесь если и возможное сравнение, то другого порядка: удалось воплотить замысел, найти общий язык с творческим коллективом, как критики и зрители приняли фильм, насколько он пришелся ко времени. Так бывает, что фильм не принят сегодня, но становится культовым завтра.

Разнообразие тем, конечно, важно, но есть и понятие приоритетов. Печь свой торт, если, грубо говоря, на полке их и без того много, или найти рецепт родного ржаного хлеба, который нужен каждый день? Это уже вопрос репертуарной политики и именно продюсерских решений. Деньги государства – это деньги бюджета. А бюджет – это деньги народные, включая налоги, сборы и т.д. Быть нужным людям — вот что важно, а тема и жанр — вопрос к творцам. 

— Вы как продюсер имели отношение к производству самых разных фильмов. Даже когда они снимались в Беларуси, то все равно были рассчитаны на российский рынок. Можно ли снять отечественный фильм, с белорусской тематикой, менталитетом, нашими актерами в главных ролях, чтобы он был интересен и нам, и зрителям других стран? Возможно ли, чтобы такой проект был успешным с точки зрения бизнеса? Или с точки зрения внимания кинофестивалей?

— Такой фильм, безусловно, будет интересен для фестивалей — в мире их огромное количество (около пяти тысяч). Фестивалей намного больше, чем хороших фильмов. Такой фильм при должном подходе со стороны прокатчиков, вероятно, будет интересен и зрителю страны. Насколько такой проект окупится и будет и успешным, например, в прокате России, — вопрос дискуссионный. В теории это возможно, но, когда дело касается практики, возникает большое количество условий, которые необходимо выполнить хотя бы для претензии на успех и внимание зрителя. Если задаться целью снять фильм с такими критериями — все возможно. Пример тому — «Черный замок», премьера которого состоится во время открытия фестиваля «Лістапад». В основе — произведение белорусского классика Владимира Короткевича, в самом фильме снимались и белорусские, и российские актеры. Какой будет премьера, оценка критиков и зрителя — увидим. Важен сам факт того, что белорусская классика добралась до экрана, остальное зависит от составляющих успеха, а их много. Пусть все получится.

С точки зрения бизнеса успехи возможны. Буквально этим летом в российский прокат вышла картина «Не одна дома», которая снималась в Беларуси, в том числе белорусскими кинематографистами. Картина была принята зрителем. Коммерческий успех позволил коллективу уже этой осенью снять продолжение истории. Радует, что многие участники этого проекта – члены Белорусского союза кинематографистов.

— В Беларуси несколько лет назад возникло понятие «национальный кинопроект», которое предъявляет ряд требований (по части материала, исполнителей, производителей и финансирования). Это должно способствовать высокому качеству картины, обеспечить резонанс и особое внимание зрительской аудитории. Стоит ли вернуться к идее «национального кинопроекта»?

— Национальный кинематограф — это то, чем гордится любое государство: свое видение мира, своеобразное свидетельство перед всем человеческим сообществом: «Это мы, мы такие». А потому необходимость сохранения самого понятия и разработки фильмов в формате «национального проекта» очень важна. Какой может быть тематика такого проекта, сценарий, режиссер, актеры – это отдельная тема для обсуждения.

— Известна практика отбора кинопроектов на конкурсной основе с последующим их финансированием – дает ли она плоды? Может ли союз активизировать процессы в кинодраматургии и повлиять на сценарный портфель киностудии?

— Конкурсный отбор при финансировании проектов не плохой и не хороший сам по себе. Вопрос в том, что получается на выходе. Есть возможность оглянуться на десятилетие конкурсного отбора и сделать вывод: можно лучше. А вот что лучше и кому это лучше реализовывать – отдельная тема. Ведь для того, чтобы художник состоялся — режиссер, оператор, сценарист, — нужна практика. Нужно время, деньги, фильмы. И перемены к лучшему есть. Десятилетие функционирования факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств дает свои плоды. Пусть не в том объеме и качестве, как представлялось в начале пути, но результаты есть: выпускники работают на телевизионных каналах, на киностудии.

Количество неизбежно перейдет в качество. Конструктивно и ответственно происходит диалог между Министерством культуры, киностудией, академией, телевизионным каналами. Мы есть друг у друга, а потому и зритель не останется без хорошего и хорошего белорусского кино. Между белорусскими союзом писателей и союзом кинематографистов ведется работа по поиску отечественной литературной основы для пополнения сценарного портфеля. Важно укрепить доверие и веру в свои силы между всеми участниками кинематографической жизни страны.

— Для Беларуси не менее важны такие направления, как документальное и анимационное кино, которые можно считать нашими брендами. На каком-то этапе они поддерживали реноме белорусского кино (были у нас проекты, которые можно определить высоким термином «киноискусство»). Как поднять их престиж в глазах отечественного зрителя?

— Необходимо объяснять и показывать их ценность и красоту зрителю. Его нужно воспитывать из детского сада, из школы. Показать и объяснить разницу между тем, что зритель видит в TіkТоk и на большом экране. Документальное кино бесценное само по себе, так как дает возможность прикоснуться к темам так, как это не может сделать ни художественное кино, ни публицистический телевизионный репортаж. Анимация – вообще своя вселенная, присутствие которой зритель по всему миру ощущает особенно сильно в последние годы. Именно анимация очень часто, как бы парадоксально это ни звучало, позволяет обеспечить прославленный баланс искусства и коммерции. А потому потенциал у белорусской анимации и документального кино, с учетом богатых традиций и статуса на международной фестивальной арене, есть.

— Отдельная тема – белорусские артисты и то, в каких образах мы видим их на экране. К сожалению, в основном даже в отечественных фильмах главные роли отдают российским известным актерам. Но ведь они не всегда были известными, а где-то тоже снимались впервые... Почему мы не патриотичны в этом вопросе? Если есть белорусская актерская школа, так почему она не может воспитывать звезд для отечественного кино?

— Понятие медийности или узнаваемости, популярности существовало всегда, даже в то время, когда процесс демонстрации фильма ограничивался показом исключительно в стационарных и передвижных кинотеатрах — зритель шел на познавательное и любимое лицо актера. С развитием телевидения и интернет-платформ как основного и самого доступного способа демонстрации аудиовизуальных произведений популярность стала отдельным от актера товаром (грубо говоря), который производителям фильмов приходится покупать вместе с талантом. Вчерашний сильный «середняк», прошедший благодаря усердию кастинг-директора и актерского агента, может проснуться знаменитым, и ценник на его услуги как актера взлетает до небес. У публики в пределах одного — двух сезонов будет спрос именно на этого известного актера. Широкой популярности либо ценности в глазах зрителя можно добиться исключительно благодаря громким, заметным премьерам. А громкая премьера — это продвижение и маркетинг, на который нужно иногда до половины затраченного бюджета. У прокатчиков есть такое спорное утверждение — «Не важно что снять, важно как раскрутить». Имеется в виду медийная активность вокруг премьеры. А дальше начинается индустрия и законы рынка. Все стоит денег. И слава, к сожалению, тоже. Во многом по этой причине звездами помогают стать тем, кто ближе, кто в так называемой обойме и т.д. И если возникает на горизонте исполнитель, про которого говорят, что «он может», то очень быстро его берут в оборот агенты, которые далее определяют карьеру и завтрашнюю популярность того или иного исполнителя. 

Можно принять волевое решение и снимать только отечественных актеров, но насколько их примет зритель? Кто и из каких источников донесет информацию, что это звезда? Иногда происходит странное: как только зритель узнает, что актер, которого он узнал на улице, — соотечественник (например, живет в Минске), интерес сфотографироваться и взять автограф пропадает. Интерес зрителя, к сожалению, часто определяется не по таланту, а по тому, сколько раз мелькнуло имя и фото исполнителя в медиа. Нужно шире доносить информацию о ценности и значимости своих актеров, тем более что белорусская школа актерского мастерства существует, и выпускники Белорусской академии искусств в совместных сценах с российскими актерами работают отлично.

— Каким фильмам вы отдаёте преподчтения? Какая картина поразила сильнее всего в последнее время и почему (если говорить о киноискусстве вообще)?

— Сейчас я работаю над военной картиной, пересмотрел, наверное, топ-50 фильмов. Если кто еще не успел посмотреть, то советую «Жизнь прекрасна», «Августовский туман», «Ее звали Сара», «Служительница зоопарка», «На Западном фронте без перемен», «Мальчик в полосатой пижаме», «Чемпион из Освенцима», «Фальшивомонетчики», «Черная книга», «По совести».

В этом году вышел военный фильм «Одна жизнь», интересный подход к содержанию заключается в делении на несколько частей, где каждый раздел посвящен отдельному человеку. Понравилась концепция «жизнь-игра», которая отображается в синхронизации событий и действий, происходящих в одном измерении и имеющих прямую связь с другим.

Из современного кино недавно посмотрел «Каскадеры». Этот фильм позволяет взглянуть на кинопроцесс изнутри. Во-первых, на то, как снимаются трюки, экшн-сцены, насколько опасна, но бесславна профессия каскадера и дублера. Во-вторых, передается атмосфера кинопроцесса, работы множества людей, цейтнот и суета на съемочной площадке. В-третьих, отличный фильм в своем жанре, а также дань уважения тем, кто прилагает все усилия на съемках, чтобы добиться реализма и зрелищности на экране, тем героям, которых не знает зритель кино.

— Каждый гражданин страны так или иначе, уже тем, что платит налоги в бюджет, поддерживает существование отечественного кино. И каждый может ожидать чего-то для себя, каждый может спросить о качестве. Можно ли представить собирательный образ белорусского кинозрителя?

— Белорусский союз кинематографистов поддерживает связи с представителями прокатных организаций страны. Во время бесед, безусловно, размышляем: кто ходит в кино, как смотрят, чему отдают предпочтения? На мой взгляд, белорусы не слишком отличаются от зрителей других стран: в кино ходят компании подростков, влюбленные пары, люди среднего поколения, чтобы развеяться после работы, ходят семьи – просмотр кино по-прежнему занимает значительную часть свободного времени. Обратная связь со зрителем, безусловно, существует: и зрители, и кинематографисты заинтересованы, чтобы на экране было хорошее кино.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Старт акции «Наши дети» будет дан 16 декабря

Старт акции «Наши дети» будет дан 16 декабря

Мероприятие начнется на Витебщине.

Жилье

Что изменилось в порядке регистрации жилищной недвижимости?

Что изменилось в порядке регистрации жилищной недвижимости?

Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.

Общество

Новации социальной сферы в 2025 году

Новации социальной сферы в 2025 году

Усиление адресности господдержки и содействия занятости

Жилье

В Минском районе открыли новый арендный дом

В Минском районе открыли новый арендный дом

Новый год — в новой квартире.