Белорусский союз кинематографистов сейчас возглавляет кинопродюсер Евгений Арендаревич. Конечно, это творческая общественная организация, — она скорее ради людей, имеющих отношение к конкретной отрасли, поэтому в чем-то вмещает обязанности профсоюза. Но эта отрасль без людей невозможна, какие бы технологии ни пришли в кино, творчество — прежде всего проявление человеческого духа. Кто и как должен определять дух белорусского кино — об этом наш разговор...
— Было время, когда творческие союзы влияли на формирование культурной среды в Беларуси, но уже несколько десятков лет их роль изменилась, появилось много скептиков: а нужно ли в наше время вообще быть членом творческой организации? Чем она может быть привлекательна для каждого своего члена?
— Творческие союзы Республики Беларусь, Белорусский союз кинематографистов в том числе, по-прежнему, как и много лет назад, так и сейчас остаются площадкой поддержания и формирования определенной культурной среды. Впечатление, будто роль и значение союза изменилось и стало менее значимым, чем когда-то, — это результат совокупности ряда субъективных мнений. Союз и в прошлом, и в настоящем, и в будущем жил, жив и будет жить. Во многих направлениях.
Особенно в наше непростое время, когда общение, к сожалению, и в среде творческих работников часто сводятся к формальным вопросам: «Как дела?» и «Нет ли какой-либо работы? Есть ли проект, в котором можно поучаствовать по своей специальности?» Для скептиков отдельно доводим информацию: Белорусский союз кинематографистов является республиканским общественным объединением. В настоящее время в каждой области на базе местных прокатных организаций сформированы отделения Белорусского союза кинематографистов, который призван объединять, поддерживать и информировать белорусских кинематографистов о работе и подготовке мероприятий. Союз кинематографистов выполняет определенные функции профессионального союза. И это очень хорошо, так как дает возможность инициировать и реализовывать инициативы законотворческого характера в том числе.
— Неужели в нашем законодательстве что-то еще не было учтено?
— Основными поставщиками заказов в Республику Беларусь, связанными с производством фильмов, являются предприятия Российской Федерации. Наличие таких заказов дает возможность получать в Беларуси регулярные налоговые и валютные поступления, иметь собственных специалистов в сфере кинопроизводства, производственную базу.
Большинство квалифицированных специалистов, обладающих специфическими навыками в сфере кинопроизводства, не являются работниками по найму, не имеют постоянного нанимателя или заказчика, а зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Так, доля членов съемочной группы, представленная ИП, составляет в среднем 60-70 процентов. При этом доля вознаграждения ИП в смете фильма составляет примерно 40-50 процентов. По причине специфики отрасли именно такие специалисты являются основным производственным ресурсом и ценностью для потенциального заказчика.
Однако на сегодня наблюдается определенная диспропорция в налоговой нагрузке для таких специалистов России и Беларуси. У российских — 6 процентов от выручки для ИП и плательщиков налога на профессиональный доход, у белорусских ИП – 20 процентов от дохода (при этом расходная часть в такой деятельности практически отсутствует). По этой причине, а также из-за расширения на территории России региональных производственных баз (в ряде регионов за съемки фильмов за счет местных бюджетов выплачиваются специальные отчисления — рибейты) наш отечественный производитель часто не может конкурировать по цене с российским. Кроме того, в связи с возможностью для граждан Беларуси получить в России статус плательщика налога на профессиональный доход и уменьшением количества заказчиков в стране наблюдается отток кадров из киносферы. То есть специалисты киноиндустрии начинают работать и платить налоги в России, а наша страна в то же время их недополучает.
С 1 октября благодаря усилиям Белорусского союза кинематографистов введены небольшие поправки в законодательство, над которым мы работали с прошлого года. Согласно новому положению, специалисты двух направлений могут перейти в разряд самозанятых. Платить налоги они будут не как индивидуальные предприниматели, а как самозанятые специалисты. Но двух направлений для киноотрасли недостаточно.
Сейчас ведется планомерная работа вместе с членом президиума Союза кинематографистов, депутатом Палаты представителей Русланом Иосифовичем Чернецким по расширению списка для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности для кинематографистов. Это непростая работа, но, я надеюсь, мы ее преодолеем!
Даже согласно этой информации вывод очевиден: союз нужен. Это даже без разговора об огромном количестве культурных, просветительских и образовательных мероприятий, которые проводит Белорусский союз кинематографистов.
Запланированы и реализуются программы совместной деятельности с Министерством культуры, киностудией «Беларусьфильм», Белорусской академией искусств, фестивалем «Лістапад». Широкая международная деятельность в рамках посещения фестивалей и образовательных учреждений, проходят встречи с другими творческими союзами, партиями, ветеранами и много других мероприятий. По этой причине любителям рассуждений на тему: «Нужен ли Союз, кому и для чего?..» — предлагаю перевести рефлексию в плоскость «Что я могу сделать для Союза?»
— Насколько «людная» эта организация сейчас? Есть ли у нее костяк из лиц, имена которых известны всей Беларуси, авторитет которых высок и неоспорим?
— Давайте озвучим сухие цифры: на момент проведения в июле внеочередного съезда Белорусского союза кинематографистов в его рядах было около 470 человек. На сегодня союз объединяет 570 членов. Проведена реформа самой структуры союза: обновлен состав правления – в него вошли 17 известных и активных представителей белорусского кинематографа. Также внесены правки в устав самой организации: принято положение об учреждении Президиума Союза. В него входят Руслан Чернецкий, Антонина Карпилова, Валентина Степанова, Сергей Гиргель. Такой порядок организации работы дает возможность обсуждать вопросы и принимать решения более оперативно. Что касается известных личностей – членами союза являются режиссеры, операторы, сценаристы, киноведы, которые стали мастерами своего дела и активно снимали кино в прошлые годы.
— Насколько развитие и существование этого творческого союза связано с состоянием киноотрасли в Беларуси? (Ведь белорусское кино переживало разные этапы своей истории, разные времена, а Союз был, в нем кипели споры о том, как преодолеть кризисные явления, о чем снимать, как и т.д.) Имеет ли организация влияние на текущие кинопроцессы в Беларуси?
— Союз — это объединение творческих личностей, по этой причине связь с общим состоянием киноветви, безусловно, есть. Вопрос в том, какая это связь: распространение которых настроений и мнений? Общий вывод – белорусскому кинематографу есть к чему стремиться и куда развиваться. А если так, то споры и страсти, которые кипели в прошлом, не имели в достаточной мере того конструктивного компонента, который отличает творческую дискуссию от критиканства и межличностных конфликтов. Богатый опыт прошлых лет, попыток преодоления кризисных явлений, безусловно, является полезным и учитывается при оценке общего состояния белорусского кинематографа и в работе по разработке путей дальнейшего развития.
Белорусский союз кинематографистов, будучи организацией общественной, как раз и стремится выступать в роли модератора и звена, связывающего всех, кто задействован в кинематографическом процессе страны. Есть общие темы, общие мероприятия, и видение путей достижения главных целей в подавляющем большинстве также общее.
— Кинопроизводство в Республике Беларусь в основном обеспечивается государством. Оно, по сути, главный продюсер, заказчик и основной источник финансирования. У государства свои задачи по отношению к зрителю (соответственно, выбор темы, материала). И это не сегодняшняя ситуация, так повелось еще с советских времен. В соседних странах ситуация на кинорынке изменилось, но у нас «Беларусьфильм» остается главной студией страны — по традиции. В чем сила (или слабость) этой традиции?
— У государства, безусловно, свои задачи. Процессы государственного функционирования и планирования реализовывают определенные люди. Любому государству во все времена были необходимы фильмы, в которых была бы возможность обратиться к зрителю как к гражданину. Зритель имеет признаки пола и возраста, принадлежит к определенной социальной группе, но помимо прочего является гражданином. И здесь очень важно не путать обязанности, права, осмысленный выбор гражданина и реализацию права зрителя, индивидуальности, личности, то есть потребителя контента. Это очень важная тема, достойная отдельного разговора.
У зрительской аудитории довольно широкий доступ к тому, чтобы удовлетворить запрос на развлекательный контент: два клика в поисковике — и можно смотреть любой фильм, любой страны, в любом жанре. Очевидно, что зритель нашей страны является частью общемирового сообщества потребителей аудиовизуальных произведений (как бы вульгарно для кого-то это ни звучало).
С учетом этих исходных обстоятельств очень важно умело позиционировать себя в жесткой конкурентной борьбе за зрительское внимание. И здесь вспоминается знаменитое «силою не быть милою». Очень важно правдиво ответить на вопросы: «Что ты можешь сделать лучше других, что можешь сделать только ты и для кого? В чем уникальность твоего предложения?». Если найдены ответы на такие вопросы, то становится более понятной роль и государства, и киностудии, которая является неотъемлемой частью государственной медийной системы.
Зачем пытаться конкурировать за внимание в сегменте развлекательного контента, где каждый зритель уже отдал чему-то предпочтение и имеет своих фаворитов? Государство и киностудия поднимают и реализовывают на высоком художественном уровне темы государственного значения и масштаба.
У союза кинематографистов и киностудии «Беларусьфильм», как флагмана отечественной киноиндустрии, есть и общие темы для обсуждения, и общие задачи для реализации. Уникальность нашей страны в том, что в непростое время руководство и народ умеет сохранить мир и порядок у себя дома: чистота на улицах, бесперебойная работа всех отраслей хозяйственно-промышленного комплекса, а это ежедневная забота конкретных людей конкретных предприятий и организаций. Именно благодаря сознательной работе каждого из нас на улицах порядок, нет организованной преступности, уличных банд, разгула нищеты, наркомании и озорства. Это надо уметь ценить.
Темы исторического наследия, благодарности как предыдущим поколениям героев и тружеников, так и нынешним, разрабатывают отечественные кинематографисты и на базе киностудии «Беларусьфильм». Документальное кино, телевизионная публицистика – с этим прекрасно справляются коллеги, работающие на телеканалах (кстати, в Белорусском союзе кинематографистов открыто отделение телевизионных работников).
Невозможно отделить от достижений художественных и вопрос экономической рентабельности. Сеть прокатной системы Республики Беларусь насчитывает около 160 экранов. Как можно привлечь зрителя в залы, а тем более заработать, имеет смысл уточнить у профильных специалистов. Но мы помним, что не все в кино определяется деньгами и экономической выгодой. История мирового кинематографа знает примеры того, как художественные достоинства той или иной картины не всегда подтверждались кассовыми сборами.
— Вы как зритель и профессионал росли и на белорусских фильмах – и выбрали путь кинопродюсера. Это очень редкая для Беларуси профессия, но насколько нам нужны такие специалисты, на что они могли бы повлиять?
— Продюсер — это не про деньги. Или точнее не только о деньгах. Это прежде всего об ответственности: экономической, художественной, моральной, политической. Именно продюсер проходит путь от идеи до премьеры: режиссер может быть привлечен на период съемок и подготовки, а потом отстранен от монтажа и приглашен только на премьеру. Продюсер же призван пройти весь марафон, и он несет персональную ответственность за то, что получилось или не получилось, поскольку именно продюсер в большинстве случаев приглашает и режиссера на проект. В белорусском кинематографе пока институт продюсирования и персональной ответственности за полученный результат находится в стадии формирования и первоначального развития. Белорусская академия искусств периодически готовит специалистов этого профиля, а потому, будем надеяться, у отечественного кинематографа есть перспективы перемен к лучшему и в этом сегменте кинопроизводства.
— Есть ли, на ваш взгляд, у белорусского кино свое лицо — черты, отличающие его от кинематографа других стран? Какие традиции белорусского кино вы отметили бы как позитивные, а что, на ваш взгляд, следовало бы оставить в истории?
— Некоторые отличительные черты, безусловно, присутствуют. Кто-то может их определять как положительные, кто-то – как отрицательные: это, если угодно, проявления одного и того же. Есть ориентир на академическую традицию в выборе тем и выбор языка киноповедения. Однако последние несколько лет наблюдается тенденция к более свободному выбору формата общения со зрителем. Все это признаки того, что белорусский кинематограф старается не отставать и ориентироваться в общемировых трендах развития.
Славу белорусского кино прошлых лет ковали мастера, которых отличала максимальная требовательность к себе как к художнику и к творческому коллективу, который возглавлял режиссер. Будем надеяться, славные традиции прошлых лет будут иметь возможность развиваться и сегодня. Мероприятия, проводимые Белорусским союзом кинематографистов, дают возможность и сохранить традиции и передать их новому поколению творческих работников, и создать свои новые традиции.
— Если продолжить разговор о традициях 100-летнего белорусского кино, то одна из них отразилась на «народном» названии отечественной киностудии. И если без иронии, то в Советском белорусском кино на болезненную для республики военную тему было много искренности и глубины, авторского взгляда и профессионализма (на разных уровнях) — зрители в возрасте об этом часто вспоминают с ностальгией. Потому что современный «экшн» на экране не всегда откликается в душе болью (хотя он есть чуть ли не на генетическом уровне в каждом жителе Беларуси). Какими и для кого должны быть современные фильмы о войне, чтобы эта тема отзывалась, а не была просто фоном для рассказа какой-то истории?
— Современные технологии позволяют рассказывать и раскрывать тему героического военного прошлого нашего народа на новом уровне. Примером нового и такого необходимого подхода стала совместная работа кинематографистов России и Беларуси над проектом «В списках не значился» по произведению Бориса Васильева. Экранизация романа была сделана еще в 1990-е годы, но для современного зрителя важно рассказать историю на современном киноязыке. Премьера этого фильма запланирована на 1 мая.
Для сравнения могу сказать следующее: песни о любви 50 лет назад и сегодня звучат по-разному. Так и в кино: исполнение «по старинке» найдет своего слушателя, но для молодого поколения требуется более ритмичный и технологичный киноязык. Примером такого умелого подхода к раскрытию темы и вдумчивого отношения к аудитории является творчество известного оператора-постановщика Игоря Гринякина, который снимал фильмы «Адмирал», «Союз спасения», «Серебряные коньки», «В списках не значился». Белорусский союз кинематографистов пригласил Игоря Гринякина провести мастер-класс для студентов Академии искусств в рамках Международного фестиваля «Лістапад».
— Разнообразие тем в белорусском кино... Мечта или возможная реальность? В соседних с нами странах более широкая палитра кинопроизводителей, что влияет на жанровое и тематическое разнообразие. Ведь людям в свободное время хочется получать разные эмоции: и улыбнуться, и заплакать, и посочувствовать, и подумать о любви или смысле жизни. Была бы в этом смысле полезна конкуренция в кинопроизводстве?
— Разумная конкуренция, безусловно, важна и нужна для прогресса и развития в первую очередь так называемого коммерческого кинематографа: там как раз принято сравнивать освоенный бюджет, расходы на продвижение и рекламу, бокс-офис, сборы и так далее. В творческой среде существует здоровая доля соперничества, но здесь если и возможное сравнение, то другого порядка: удалось воплотить замысел, найти общий язык с творческим коллективом, как критики и зрители приняли фильм, насколько он пришелся ко времени. Так бывает, что фильм не принят сегодня, но становится культовым завтра.
Разнообразие тем, конечно, важно, но есть и понятие приоритетов. Печь свой торт, если, грубо говоря, на полке их и без того много, или найти рецепт родного ржаного хлеба, который нужен каждый день? Это уже вопрос репертуарной политики и именно продюсерских решений. Деньги государства – это деньги бюджета. А бюджет – это деньги народные, включая налоги, сборы и т.д. Быть нужным людям — вот что важно, а тема и жанр — вопрос к творцам.
— Вы как продюсер имели отношение к производству самых разных фильмов. Даже когда они снимались в Беларуси, то все равно были рассчитаны на российский рынок. Можно ли снять отечественный фильм, с белорусской тематикой, менталитетом, нашими актерами в главных ролях, чтобы он был интересен и нам, и зрителям других стран? Возможно ли, чтобы такой проект был успешным с точки зрения бизнеса? Или с точки зрения внимания кинофестивалей?
— Такой фильм, безусловно, будет интересен для фестивалей — в мире их огромное количество (около пяти тысяч). Фестивалей намного больше, чем хороших фильмов. Такой фильм при должном подходе со стороны прокатчиков, вероятно, будет интересен и зрителю страны. Насколько такой проект окупится и будет и успешным, например, в прокате России, — вопрос дискуссионный. В теории это возможно, но, когда дело касается практики, возникает большое количество условий, которые необходимо выполнить хотя бы для претензии на успех и внимание зрителя. Если задаться целью снять фильм с такими критериями — все возможно. Пример тому — «Черный замок», премьера которого состоится во время открытия фестиваля «Лістапад». В основе — произведение белорусского классика Владимира Короткевича, в самом фильме снимались и белорусские, и российские актеры. Какой будет премьера, оценка критиков и зрителя — увидим. Важен сам факт того, что белорусская классика добралась до экрана, остальное зависит от составляющих успеха, а их много. Пусть все получится.
С точки зрения бизнеса успехи возможны. Буквально этим летом в российский прокат вышла картина «Не одна дома», которая снималась в Беларуси, в том числе белорусскими кинематографистами. Картина была принята зрителем. Коммерческий успех позволил коллективу уже этой осенью снять продолжение истории. Радует, что многие участники этого проекта – члены Белорусского союза кинематографистов.
— В Беларуси несколько лет назад возникло понятие «национальный кинопроект», которое предъявляет ряд требований (по части материала, исполнителей, производителей и финансирования). Это должно способствовать высокому качеству картины, обеспечить резонанс и особое внимание зрительской аудитории. Стоит ли вернуться к идее «национального кинопроекта»?
— Национальный кинематограф — это то, чем гордится любое государство: свое видение мира, своеобразное свидетельство перед всем человеческим сообществом: «Это мы, мы такие». А потому необходимость сохранения самого понятия и разработки фильмов в формате «национального проекта» очень важна. Какой может быть тематика такого проекта, сценарий, режиссер, актеры – это отдельная тема для обсуждения.
— Известна практика отбора кинопроектов на конкурсной основе с последующим их финансированием – дает ли она плоды? Может ли союз активизировать процессы в кинодраматургии и повлиять на сценарный портфель киностудии?
— Конкурсный отбор при финансировании проектов не плохой и не хороший сам по себе. Вопрос в том, что получается на выходе. Есть возможность оглянуться на десятилетие конкурсного отбора и сделать вывод: можно лучше. А вот что лучше и кому это лучше реализовывать – отдельная тема. Ведь для того, чтобы художник состоялся — режиссер, оператор, сценарист, — нужна практика. Нужно время, деньги, фильмы. И перемены к лучшему есть. Десятилетие функционирования факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств дает свои плоды. Пусть не в том объеме и качестве, как представлялось в начале пути, но результаты есть: выпускники работают на телевизионных каналах, на киностудии.
Количество неизбежно перейдет в качество. Конструктивно и ответственно происходит диалог между Министерством культуры, киностудией, академией, телевизионным каналами. Мы есть друг у друга, а потому и зритель не останется без хорошего и хорошего белорусского кино. Между белорусскими союзом писателей и союзом кинематографистов ведется работа по поиску отечественной литературной основы для пополнения сценарного портфеля. Важно укрепить доверие и веру в свои силы между всеми участниками кинематографической жизни страны.
— Для Беларуси не менее важны такие направления, как документальное и анимационное кино, которые можно считать нашими брендами. На каком-то этапе они поддерживали реноме белорусского кино (были у нас проекты, которые можно определить высоким термином «киноискусство»). Как поднять их престиж в глазах отечественного зрителя?
— Необходимо объяснять и показывать их ценность и красоту зрителю. Его нужно воспитывать из детского сада, из школы. Показать и объяснить разницу между тем, что зритель видит в TіkТоk и на большом экране. Документальное кино бесценное само по себе, так как дает возможность прикоснуться к темам так, как это не может сделать ни художественное кино, ни публицистический телевизионный репортаж. Анимация – вообще своя вселенная, присутствие которой зритель по всему миру ощущает особенно сильно в последние годы. Именно анимация очень часто, как бы парадоксально это ни звучало, позволяет обеспечить прославленный баланс искусства и коммерции. А потому потенциал у белорусской анимации и документального кино, с учетом богатых традиций и статуса на международной фестивальной арене, есть.
— Отдельная тема – белорусские артисты и то, в каких образах мы видим их на экране. К сожалению, в основном даже в отечественных фильмах главные роли отдают российским известным актерам. Но ведь они не всегда были известными, а где-то тоже снимались впервые... Почему мы не патриотичны в этом вопросе? Если есть белорусская актерская школа, так почему она не может воспитывать звезд для отечественного кино?
— Понятие медийности или узнаваемости, популярности существовало всегда, даже в то время, когда процесс демонстрации фильма ограничивался показом исключительно в стационарных и передвижных кинотеатрах — зритель шел на познавательное и любимое лицо актера. С развитием телевидения и интернет-платформ как основного и самого доступного способа демонстрации аудиовизуальных произведений популярность стала отдельным от актера товаром (грубо говоря), который производителям фильмов приходится покупать вместе с талантом. Вчерашний сильный «середняк», прошедший благодаря усердию кастинг-директора и актерского агента, может проснуться знаменитым, и ценник на его услуги как актера взлетает до небес. У публики в пределах одного — двух сезонов будет спрос именно на этого известного актера. Широкой популярности либо ценности в глазах зрителя можно добиться исключительно благодаря громким, заметным премьерам. А громкая премьера — это продвижение и маркетинг, на который нужно иногда до половины затраченного бюджета. У прокатчиков есть такое спорное утверждение — «Не важно что снять, важно как раскрутить». Имеется в виду медийная активность вокруг премьеры. А дальше начинается индустрия и законы рынка. Все стоит денег. И слава, к сожалению, тоже. Во многом по этой причине звездами помогают стать тем, кто ближе, кто в так называемой обойме и т.д. И если возникает на горизонте исполнитель, про которого говорят, что «он может», то очень быстро его берут в оборот агенты, которые далее определяют карьеру и завтрашнюю популярность того или иного исполнителя.
Можно принять волевое решение и снимать только отечественных актеров, но насколько их примет зритель? Кто и из каких источников донесет информацию, что это звезда? Иногда происходит странное: как только зритель узнает, что актер, которого он узнал на улице, — соотечественник (например, живет в Минске), интерес сфотографироваться и взять автограф пропадает. Интерес зрителя, к сожалению, часто определяется не по таланту, а по тому, сколько раз мелькнуло имя и фото исполнителя в медиа. Нужно шире доносить информацию о ценности и значимости своих актеров, тем более что белорусская школа актерского мастерства существует, и выпускники Белорусской академии искусств в совместных сценах с российскими актерами работают отлично.
— Каким фильмам вы отдаёте преподчтения? Какая картина поразила сильнее всего в последнее время и почему (если говорить о киноискусстве вообще)?
— Сейчас я работаю над военной картиной, пересмотрел, наверное, топ-50 фильмов. Если кто еще не успел посмотреть, то советую «Жизнь прекрасна», «Августовский туман», «Ее звали Сара», «Служительница зоопарка», «На Западном фронте без перемен», «Мальчик в полосатой пижаме», «Чемпион из Освенцима», «Фальшивомонетчики», «Черная книга», «По совести».
В этом году вышел военный фильм «Одна жизнь», интересный подход к содержанию заключается в делении на несколько частей, где каждый раздел посвящен отдельному человеку. Понравилась концепция «жизнь-игра», которая отображается в синхронизации событий и действий, происходящих в одном измерении и имеющих прямую связь с другим.
Из современного кино недавно посмотрел «Каскадеры». Этот фильм позволяет взглянуть на кинопроцесс изнутри. Во-первых, на то, как снимаются трюки, экшн-сцены, насколько опасна, но бесславна профессия каскадера и дублера. Во-вторых, передается атмосфера кинопроцесса, работы множества людей, цейтнот и суета на съемочной площадке. В-третьих, отличный фильм в своем жанре, а также дань уважения тем, кто прилагает все усилия на съемках, чтобы добиться реализма и зрелищности на экране, тем героям, которых не знает зритель кино.
— Каждый гражданин страны так или иначе, уже тем, что платит налоги в бюджет, поддерживает существование отечественного кино. И каждый может ожидать чего-то для себя, каждый может спросить о качестве. Можно ли представить собирательный образ белорусского кинозрителя?
— Белорусский союз кинематографистов поддерживает связи с представителями прокатных организаций страны. Во время бесед, безусловно, размышляем: кто ходит в кино, как смотрят, чему отдают предпочтения? На мой взгляд, белорусы не слишком отличаются от зрителей других стран: в кино ходят компании подростков, влюбленные пары, люди среднего поколения, чтобы развеяться после работы, ходят семьи – просмотр кино по-прежнему занимает значительную часть свободного времени. Обратная связь со зрителем, безусловно, существует: и зрители, и кинематографисты заинтересованы, чтобы на экране было хорошее кино.
Лариса ТИМОШИК
Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.
Усиление адресности господдержки и содействия занятости