О том, как развивается авиационная отрасль, сообщил директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Игорь Голуб.
По его словам, количество перевезенных авиатранспортом пассажиров выросло на 11,9% к уровню аналогичного периода прошлого года, пассажирооборот воздушного транспорта — на 5,2 %. Обеспечено выполнение основных ключевых показателей эффективности работы экономики. Экспорт транспортных услуг составил 102,5% к аналогичному периоду прошлого года. Возрос экспорт товаров, образовательных услуг.
Как отметил директор департамента, количество обслуженных пассажиров в аэропортах Беларуси растет по сравнению с прошлым годом и составляет 119,6 %. Уделяется также большое внимание загрузке областных аэропортов. В прошлом году после длительного перерыва возобновила полеты авиакомпания «Белавиа» из Гомеля в Москву. Уже в марте текущего года начались регулярные рейсы из Гомеля в Санкт-Петербург, а в апреле стартовали полеты из Бреста в Москву.
Также увеличилась интенсивность полетов через Беларусь авиакомпаний других стран: Китая — в 10 раз, Казахстана — почти в 4 раза, Объединенных Арабских Эмиратов — в 2 раза, Узбекистана — в 1,5 раза, России — в 1,5 раза, Турции — практически в 1,3 раза. Возобновили полеты через белорусское воздушное пространство авиакомпании Азербайджана и Египта.
«В зимний период запланировано выполнение регулярных рейсов из Национального аэропорта Минск, аэропортов Гомеля и Бреста в 19 аэропортов десяти государств. Наш национальный перевозчик — авиакомпания „Белавиа“ — в прошлом году открыл новое направление — аэропорт Дели. Несмотря на прекращение полетов в Европу, продолжаются интенсивные полеты в Россию, страны Кавказского региона, Средней Азии и Ближнего Востока. Проводится переориентация полетов по новым маршрутам и увеличение количества рейсов по действующим направлениям», — рассказал Игорь Голуб. Также увеличился объем перевезенных грузов белорусскими авиакомпаниями (темп роста — 112,6 %), грузооборот (110,3 %), объем обработанных грузов в аэропортах страны (101,9 %).
Кроме того, наша страна подписала 50 межправительственных и межгосударственных соглашений о воздушном сообщении. По словам Игоря Голуба, в прошлом году заключено соглашение о воздушном сообщении с Оманом, на прошлой неделе — с Саудовской Аравией и Сейшельскими островами. Завершены процедуры внутригосударственного согласования и готовы к подписанию межправительственные соглашения о воздушном сообщении с Венесуэлой и Кенией.
Директор департамента уверен, что подписанные межправительственные соглашения являются правовой основой для эксплуатации и организации полетов, способствуют укреплению экономических, туристических и коммерческих связей между странами. Он добавил, что после определения правовой основы включаются в работу авиаперевозчики, в частности авиакомпания «Белавиа», которая на своем уровне начинает взаимодействовать с администрацией аэропортов и другими организациями
Эта отечественная авиационная компания в январе — сентябре этого года перевезла около 1,5 миллиона пассажиров, что почти на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 12% также увеличилось количество выполненных рейсов, сообщил на пресс-конференции первый заместитель генерального директора авиакомпании по организации производства Глеб Пархамович.
«По итогам этого года мы рассчитываем вплотную приблизиться к двум миллионам перевезенных пассажиров, — рассказал Глеб Пархамович. — Несмотря на все те ограничения, которые существуют, авиакомпания продолжает развиваться. Возможно, в других условиях мы более динамично развивались бы, но, тем не менее, не стоим на месте. Коллектив прилагает все усилия, чтобы удовлетворить потребности населения в авиаперевозках, обеспечить безаварийную работу».
Прорабатываются новые направления. Значимое событие — старт с 16 декабря полетов в китайский мегаполис Урумчи. К нему в авиакомпании долго готовились. По словам первого заместителя генерального директора, Урумчи выбран неслучайно: это регион Китая, который достаточно динамично развивается. Кроме того, местный аэропорт имеет большой транзитный потенциал.
«Мы рассчитываем, что это первый аэропорт в Китае, в который начинаем летать. В плане есть и дальнейшее развитие китайского направления», — отметил Глеб Пархамович, добавив, что открытие нового рейса требует больших инвестиций со стороны авиакомпании.
Он также рассказал, что продолжатся полеты из областных аэропортов, будут нововведения в полетной программе из Национального аэропорта Минск. К следующему летнему сезону возобновятся рейсы в Махачкалу и Мурманск, которые пользовались спросом, но на зимний период по коммерческим причинам остановлены.
Заместитель генерального директора РУП «Национальный аэропорт Минск» по авиационной безопасности и режиму Вадим Провлоцкий рассказал о наиболее популярных направлениях полетов из и в белорусскую столицу.
По словам Вадима Провлоцкого, авиарейсы в Национальный аэропорт Минск и из него выполняют 10 авиаперевозчиков. В их числе базовая авиакомпания «Белавиа», на которую приходится 64,3% всех рейсов, шесть российских компаний («Победа», «Аэрофлот», «Азимут», «Икар», Red Winggs, «Северсталь»), авиакомпании из Узбекистана, Китая и ОАЭ.
«Всего за девять месяцев авиаперевозчиками выполнено рейсов на 12,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года. По итогам года планируем обслужить (всеми компаниями) порядка 2,8 миллиона пассажиров», — рассказал Вадим Провлоцкий.
В числе наиболее популярных направлений- Москва, Санкт-Петербург, Дубай, Стамбул и Тбилиси. Наибольшая средняя загрузка отмечается на рейсах авиакомпании «Победа» из Москвы и Санкт-Петербурга, «Азимут» — из Минеральных Вод, «Ред Вингс» — из Самары, «Белавиа» — в Тбилиси и Стамбул.
Вадим Провлоцкий отметил, что, несмотря на нестабильную ситуацию в авиационной отрасли и сложные условия хозяйствования последних лет, в январе — сентябре наблюдается положительная динамика выполнения производственных показателей по отношению к аналогичному периоду прошлого года. На 12,4% возросло количество самолетовылетов, на 15,2 % — количество обслуженных пассажиров, на 17,8% — обработанных грузов. Обеспечена прибыльная работа всех служб аэропорта.
Как ранее проинформировали в воздушной гавани, действие весенне-летнего расписания, которое работало с 31 марта, закончилось 26 октября, время выполнения рейсов по отдельным направлениям изменилось. Некоторые авиакомпании на зиму приостановили полетную программу. Так, российский лоукостер «Победа» не будет летать в Минск из Москвы и Санкт-Петербурга до марта 2025 года. Белорусский авиаперевозчик «Белавиа» приостанавливает рейсы в Махачкалу, а также в Мурманск — это сезонные направления.
При этом с 27 октября авиакомпания «Азимут», выполняющая перелеты по маршруту Минеральные Воды — Минск, добавит еще один рейс.
Игорь Голуб напомнил, что в нашей стране формируется национальная школа пилотов гражданской авиации. Специальность «Летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации» открыта в Белорусской государственной академии авиации (БГАА) в 2021 году. Первый набор — 10 курсантов. На сегодня их летная практика насчитывает два года, общий налет составляет 110 часов на одномоторном самолете. А 14 курсантов набора 2022 года уже налетали по 40 часов.
С июля прошлого года БГАА приступила к формированию полного цикла подготовки — национальной школы пилотов гражданской авиации. Курсанты набора 2021 года на текущий момент получили удостоверение пилота-любителя PPL.
В следующем году в Академии приступают уже к окончательному завершению подготовки. Приобретены одномоторные самолеты, что позволит академии по окончании третьего года летного обучения вручить выпускнику Белорусской государственной академии авиации удостоверение пилота коммерческой авиации CPL. Оно соответствует общепризнанным мировым стандартам ИКАО, что в дальнейшем позволит им работать во всех авиационных организациях не только Республики Беларусь, но и в Российской Федерации, а также за рубежом.
По словам Игоря Голуба, придя в авиакомпанию, выпускник проходит дополнительную подготовку на конкретный тип воздушного судна и получает удостоверение «линейного» пилота гражданской авиации. После этого он сможет приступить к полету в составе экипажа в качестве помощника командира воздушного судна.
Игорь Голуб также добавил, что, начиная с прошлого года, активно включился в программу авиастроения в нашей стране Минский завод гражданской авиации, ведущее предприятие на просторах СНГ по ремонту и модернизации, техническому обслуживанию самолетов типа Как-40, ТУ-134 и их модификаций.
Как известно, основное направление деятельности этого ремонтного завода — ремонт самолетов Ту-134, как-40, техническое обслуживание самолетов Ил-76, Ту-204, Sukhoі Superjet 95, а также переоборудование, модернизация салонов самолетов, выполнение работ по покраске самолетов различного типа.
В этом году на заводе введен в эксплуатацию новейший комплекс, единственный в странах СНГ по смывке и покраске наружной поверхности воздушных судов и их техническому обслуживанию, который сейчас эффективно работает и выполняет заказы, поступающие от разных стран на наши ремонтные заводы. Большой опыт ремонта и модернизации авиационной техники позволяет Минскому заводу гражданской авиации уверенно предлагать продукцию и услуги потребителям во всем мире.
Сергей КУРКАЧ
Фото Виктора ИВАНЧИКОВА
Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.
Усиление адресности господдержки и содействия занятости