Духовная жизнь местечка Воложин c начала XIX века определялась функционированием иешивы, которую основал в 1803 году Хаим бен Ицхак (Хаим Воложинер). Иешива (иешива) — это иудейское высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Торы и Талмуда, подготовки ученых к званию раввинов. На территории Северо-Западного края, в состав которого входила и современная Беларусь, Воложинская, Мирская и Тельшевская (Литва) иешивы считались центром талмудистской науки. Первой из перечисленных явилась Воложинская. На днях Воложинскую иешиву вновь открыли после реконструкции. Сейчас это место стало музеем, точкой притяжения туристов. В церемонии открытия иешивы принял участие председатель Минского облисполкома Александр Турчин.
Ряд еврейских религиозных учебных заведений подобного типа существуют по сей день в Израиле, Америке и России. Рави Хаим бен Ицхак Воложинский (1749-1821) считался лучшим учеником Виленского Гаона (духовного лидера) — Элияху бен Шломо Залмана. После смерти учителя в 1797 году, Рави Хаим стал общепризнанным духовным лидером литовского еврейства. Он счел своим долгом продолжить дело великого учителя: помочь молодым людям изучать Тору.
В 1803 году Хаим объявил о создании иешивы в Воложине. Эту идею поддержал владелец городка Воложин граф Юзеф Тышкевич. Он бесплатно выделил место под строительство ешибота и оказал финансовую помощь. По свидетельству самого Рави Хаима, он «создал свою иешиву для сына Ицхака, чтобы вырастить и воспитать его в наиболее благоприятной атмосфере познания Торы». Ради сына Рави Хаим и взялся обучать еще нескольких талантливых юношей.
Первоначально здание иешивы было небольшим по размерам, и здесь обучалось только десять местных еврейских юношей. Постепенно количество учеников иешивы стало увеличиваться. Молодые люди прибывали в Воложин со всех концов Северо-Западного края Российской империи. В 1806 году на пожертвования членов еврейских общин было построено новое здание, в котором были отведены места под столовую и ночного отдыха студентов.
Правитель Воложинской иешивы считался самым авторитетным законоучителем еврейского мира. К нему обращались представители из многих общин за советами по решению спорных вопросов. Примером глубокого почитания до Рави Хаима служит следующий факт. В 1813 году из канцелярии военного губернатора ему была выдана охранная грамота о том, что военные люди всех рангов должны охранять школу Хаима и его студентов.
Хаим Воложинер постоянно поддерживал связь с Советом еврейских представителей, созданным в Санкт-Петербурге по «высшему приказу» императора Александра I. Ни одно серьезное решение Совета не принималось без участия Хаима. В 1818 году Рави Хаим приехал в Санкт-Петербург, чтобы через еврейских представителей помешать планам правительства по вопросам угнетения еврейского населения.
В последние годы своей жизни Рави Хаим передал преподавание в иешиве своему сыну Рави Ицхаку. Количество учеников в это время достигло более 100 человек. С 1821 года Рави Ицхак стал вторым правителем Воложинской иешивы, а через некоторое время общепризнанным духовным лидером не только литовских евреев, но и всех евреев Российской империи.
В 1843 году Рави Ицхак прибыл в Санкт-Петербург, где выступил против решения Правительства Российской империи о реформировании системы еврейского образования. Ему удалось отстоять существование своему учреждению без изменений учебного плана. За время его правления количество студентов увеличилось в два раза и составило 200 человек.
В 1849 году иешиву возглавил Элиэзер Ицхак Фрид, а с 1852 года — Рави Нафтали Берлин и Рави Йосеф Бер Соловейчик. Однако у них были разногласия по поводу методов преподавания Торы и Талмуда. Для урегулирования противоречий в Воложин прибыла делегация видных литовских раввинов, которые назначили главой ешибота Нафтали Берлина, а Рави Йосефа его заместителем.
Рави Берлин правил иешивой с 1854 по 1892 год. Благодаря его мудрости и предприимчивости, авторитет ешибота значительно возрос. В 1885 году годовой бюджет ешибота составил 16 675 рублей серебром. В конце 1870-х годов здесь обучалось около 300 студентов, а в конце 1880-х годов — более 400. Высокая репутация иешивы привлекала молодых евреев из других стран — Англии, Германии, Австрии и Северной Америки.
В книге «Еврейская энциклопедия: собрание знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем в 16 томах», изданной в Санкт-Петербурге в 1908-1913 годах имеется подробное описание распорядка дня студентов иешивы, согласно которому молодые люди должны были заниматься более 14 часов в сутки. Но трудности и бытовые неудобства не пугали учеников.
Здесь обучались студенты, которые в будущем стали известными людьми с мировым именем. Среди них: Шмуэль Могилевер — основатель религиозного течения в сионистском движении; Элизер Бен Йегуда — пионер возрождения иврита, Шимон Гиманштейн — израильский государственный и общественный деятель; Бенцион Динур — известный историк, Вульф Высоцкий — известный предприниматель и меценат Российской империи. 37 выпускников Воложинской иешивы получили высшую степень раввина. Среди них — Ицхак бен Хаим Воложинер, Авраам Ицхак Кук, Бар-Илан Меир, Иосеф Беер Соловейчик, Моше Соловейчик, Хаим Берлин, Шмуэль Салант и другие.
В 1891 году русский министр народного просвещения утвердил «Правила о Воложинском иешиве». Отныне студенты должны были изучать не только Талмуд, но и русский язык, арифметику в объеме курса еврейских народных училищ. Глава иешивы Нафтали Берлин не согласился с этим. Поэтому, в 1892 году власти объявили о закрытии иешивы. Рави Берлин и ученики ешибота были высланы из Воложина.
В 1895 году правительство разрешило использовать здание ешивы для молитвы, а через некоторое время занятия в ешиботе снова возобновились. В 1899 году главой иешивы стал Рави Рафаэль Шапиро.
Во время Первой мировой войны учреждение было закрыто и только в 1921 году возобновило свою деятельность. Возглавил иешива Рави Яков Шапиро. Последним руководителем учреждения стал Рави Хаим Валкин. Во время фашистской оккупации 64 студента и глава иешивы были расстреляны гитлеровцами.
Во время войны здание иешивы было сильно повреждено — уцелели только ее стены. Со временем здание было восстановлено. В нем располагались столовая, ресторан, затем — кулинария и цехи объединения общественного питания. В 2000 году здание было передано иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь. Сегодня его собственником является Воложинский райисполком. Здание бывшей Воложинской иешивы внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Сейчас иешива в Воложине является объектом религиозного и познавательного туризма в Беларуси, входит в экскурсионные туры, туры выходного дня, а также является объектом паломничества евреев мира. «Воложин это еврейский Оксфорд...» — сказал председатель Совета белорусских еврейских общин Олег Рогатников на международной онлайн-пресс-конференции «Воложинская иешива во Всемирном еврейском образовании и мировой культуре» в Воложине в июне 2023 года.
Работы по реконструкции продолжались около года: за это время объект полностью обновили, внутри сделали культурно-образовательный центр. «Известные евреи Воложинского района» — именно с этой экспозиции научный сотрудник Воложинского краеведческого музея Нина Бобрик начала знакомство с центром. На большой витрине — фотографии Рави Хаима Воложинера, основателя иешивы; его сына Рави Ицхака; правителей иешивы Рави Элиэзера Ицхака Фрида, Нафтали Берлина, Иосефа Бер Соловейчика.
«Зона „Рождение и зрелость Воложинской иешивы“ посвящена истории создания первого высшего духовного училища на территории Восточной Европы по подготовке раввинов», — рассказала Нина Бобрик. Главные экспонаты здесь — произведения Хаима Воложинера, муляж Торы, «Талмуд Вавилонский», «Еврейская энциклопедия», «Шулхан арух» и Тора (современное издание), переданная Рави Ави из Иерусалима. Подробнее о преподавателях иешивы и их работах рассказывает специальная тач-панель, а с помощью очков виртуальной реальности можно совершить путешествие в прошлое и увидеть исторический Воложин, побывать в учебных классах здания иешивы прошлых лет.
Во второй экспозиционной зоне гости ознакомились с археологическими экспонатами, полученными во время раскопок в 2022 году: здесь их более 60 единиц. «Третий зал рассказывает о влиянии Воложинской иешивы на мировую культуру и мировой иудаизм», — продолжает экскурсию научный сотрудник.
Об истории этого места говорят и музейные предметы, редкие печатные издания еврейского поэта Хаима Бялика, востоковеды и гебраиста Авраама Гаркави, и других из Национальной библиотеки, из фондов Воложинского краеведческого музея. Здесь же можно пролистать оцифрованные работы выпускников иешивы, почитать их биографию.
На втором этаже культурно-образовательного центра открыта выставка талитов конца XIX-начала XX века, представлены картины и репродукции картин известных художников.
Одно из самых святых мест Воложинской иешивы — Арон а-Кодеш, или ковчег для свитков Торы. Благодаря председателю Совета директоров СЗАО «Серволюкс» Евгению Баскину оно не будет пустовать: в дар ешиботу бизнесмен передал уникальную Тору, которой более 100 лет. «Для меня большая честь вернуть эту священную книгу в стены когда-то религиозного учебного заведения. История евреев на протяжении веков связана с историей нашей страны, и то, что мы сегодня присутствуем на открытии Воложинской иешивы, стало возможным благодаря инициативе, Энергии Александра Турчина, — сказал Евгений Баскин. — Он настолько был погружен в это дело и настолько искренне хотел сделать все хорошо. У него это получилось: мы видим фантастический музей, равных которому, на мой взгляд, в стране нет».
По случаю возвращения Торы в стены академии, раввин Витебской религиозной общины Малкиель Горгодзе провел богослужение, после чего Евгений Баскин и Малкиель Горгодзе поместили Тору в Арон а-Кодеш.
«Я знал об этом проекте, были разговоры с аппаратом Александра Генриховича Турчина. И я действительно очень рад и благодарен, что власти взяли на себя эту задачу и создали музей с фактически разрушенного в свое время объекта. Тем, что в итоге получилось, я очень доволен», — заверил временный поверенный в делах государства Израиль в Республике Беларусь Цви Миркин.
«Воложинская иешива — часть истории нашей страны, — подчеркнул председатель Минского облисполкома Александр Турчин. — Она была разная, но без прошлого не бывает будущего. И одна из важнейших задач государства — сохранять свою историю, что мы и делаем».
Даниил ХМЕЛЬНИЦКИЙ,
фото автора,
г. Воложин.
Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.
Усиление адресности господдержки и содействия занятости