Вы здесь

Интересная история Воложинской иешивы, открывшейся после реконструкции


Духовная жизнь местечка Воложин c начала XIX века определялась функционированием иешивы, которую основал в 1803 году Хаим бен Ицхак (Хаим Воложинер). Иешива (иешива) — это иудейское высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Торы и Талмуда, подготовки ученых к званию раввинов. На территории Северо-Западного края, в состав которого входила и современная Беларусь, Воложинская, Мирская и Тельшевская (Литва) иешивы считались центром талмудистской науки. Первой из перечисленных явилась Воложинская. На днях Воложинскую иешиву вновь открыли после реконструкции. Сейчас это место стало музеем, точкой притяжения туристов. В церемонии открытия иешивы принял участие председатель Минского облисполкома Александр Турчин.


Хаим Воложинер — основатель «Матери Всех иешив»

Ряд еврейских религиозных учебных заведений подобного типа существуют по сей день в Израиле, Америке и России. Рави Хаим бен Ицхак Воложинский (1749-1821) считался лучшим учеником Виленского Гаона (духовного лидера) — Элияху бен Шломо Залмана. После смерти учителя в 1797 году, Рави Хаим стал общепризнанным духовным лидером литовского еврейства. Он счел своим долгом продолжить дело великого учителя: помочь молодым людям изучать Тору.

В 1803 году Хаим объявил о создании иешивы в Воложине. Эту идею поддержал владелец городка Воложин граф Юзеф Тышкевич. Он бесплатно выделил место под строительство ешибота и оказал финансовую помощь. По свидетельству самого Рави Хаима, он «создал свою иешиву для сына Ицхака, чтобы вырастить и воспитать его в наиболее благоприятной атмосфере познания Торы». Ради сына Рави Хаим и взялся обучать еще нескольких талантливых юношей.

Первоначально здание иешивы было небольшим по размерам, и здесь обучалось только десять местных еврейских юношей. Постепенно количество учеников иешивы стало увеличиваться. Молодые люди прибывали в Воложин со всех концов Северо-Западного края Российской империи. В 1806 году на пожертвования членов еврейских общин было построено новое здание, в котором были отведены места под столовую и ночного отдыха студентов.

Правитель Воложинской иешивы считался самым авторитетным законоучителем еврейского мира. К нему обращались представители из многих общин за советами по решению спорных вопросов. Примером глубокого почитания до Рави Хаима служит следующий факт. В 1813 году из канцелярии военного губернатора ему была выдана охранная грамота о том, что военные люди всех рангов должны охранять школу Хаима и его студентов.

Хаим Воложинер постоянно поддерживал связь с Советом еврейских представителей, созданным в Санкт-Петербурге по «высшему приказу» императора Александра I. Ни одно серьезное решение Совета не принималось без участия Хаима. В 1818 году Рави Хаим приехал в Санкт-Петербург, чтобы через еврейских представителей помешать планам правительства по вопросам угнетения еврейского населения.

Процветание и закрытие иешивы

В последние годы своей жизни Рави Хаим передал преподавание в иешиве своему сыну Рави Ицхаку. Количество учеников в это время достигло более 100 человек. С 1821 года Рави Ицхак стал вторым правителем Воложинской иешивы, а через некоторое время общепризнанным духовным лидером не только литовских евреев, но и всех евреев Российской империи. 

В 1843 году Рави Ицхак прибыл в Санкт-Петербург, где выступил против решения Правительства Российской империи о реформировании системы еврейского образования. Ему удалось отстоять существование своему учреждению без изменений учебного плана. За время его правления количество студентов увеличилось в два раза и составило 200 человек.

В 1849 году иешиву возглавил Элиэзер Ицхак Фрид, а с 1852 года — Рави Нафтали Берлин и Рави Йосеф Бер Соловейчик. Однако у них были разногласия по поводу методов преподавания Торы и Талмуда. Для урегулирования противоречий в Воложин прибыла делегация видных литовских раввинов, которые назначили главой ешибота Нафтали Берлина, а Рави Йосефа его заместителем.

Рави Берлин правил иешивой с 1854 по 1892 год. Благодаря его мудрости и предприимчивости, авторитет ешибота значительно возрос. В 1885 году годовой бюджет ешибота составил 16 675 рублей серебром. В конце 1870-х годов здесь обучалось около 300 студентов, а в конце 1880-х годов — более 400. Высокая репутация иешивы привлекала молодых евреев из других стран — Англии, Германии, Австрии и Северной Америки.

В книге «Еврейская энциклопедия: собрание знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем в 16 томах», изданной в Санкт-Петербурге в 1908-1913 годах имеется подробное описание распорядка дня студентов иешивы, согласно которому молодые люди должны были заниматься более 14 часов в сутки. Но трудности и бытовые неудобства не пугали учеников.

Здесь обучались студенты, которые в будущем стали известными людьми с мировым именем. Среди них: Шмуэль Могилевер — основатель религиозного течения в сионистском движении; Элизер Бен Йегуда — пионер возрождения иврита, Шимон Гиманштейн — израильский государственный и общественный деятель; Бенцион Динур — известный историк, Вульф Высоцкий — известный предприниматель и меценат Российской империи. 37 выпускников Воложинской иешивы получили высшую степень раввина. Среди них — Ицхак бен Хаим Воложинер, Авраам Ицхак Кук, Бар-Илан Меир, Иосеф Беер Соловейчик, Моше Соловейчик, Хаим Берлин, Шмуэль Салант и другие.

В 1891 году русский министр народного просвещения утвердил «Правила о Воложинском иешиве». Отныне студенты должны были изучать не только Талмуд, но и русский язык, арифметику в объеме курса еврейских народных училищ. Глава иешивы Нафтали Берлин не согласился с этим. Поэтому, в 1892 году власти объявили о закрытии иешивы. Рави Берлин и ученики ешибота были высланы из Воложина.

В 1895 году правительство разрешило использовать здание ешивы для молитвы, а через некоторое время занятия в ешиботе снова возобновились. В 1899 году главой иешивы стал Рави Рафаэль Шапиро.

Во время Первой мировой войны учреждение было закрыто и только в 1921 году возобновило свою деятельность. Возглавил иешива Рави Яков Шапиро. Последним руководителем учреждения стал Рави Хаим Валкин. Во время фашистской оккупации 64 студента и глава иешивы были расстреляны гитлеровцами.

Во время войны здание иешивы было сильно повреждено — уцелели только ее стены. Со временем здание было восстановлено. В нем располагались столовая, ресторан, затем — кулинария и цехи объединения общественного питания. В 2000 году здание было передано иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь. Сегодня его собственником является Воложинский райисполком. Здание бывшей Воложинской иешивы внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Сейчас иешива в Воложине является объектом религиозного и познавательного туризма в Беларуси, входит в экскурсионные туры, туры выходного дня, а также является объектом паломничества евреев мира. «Воложин это еврейский Оксфорд...» — сказал председатель Совета белорусских еврейских общин Олег Рогатников на международной онлайн-пресс-конференции «Воложинская иешива во Всемирном еврейском образовании и мировой культуре» в Воложине в июне 2023 года.

Торжественное открытие и экскурсия

Работы по реконструкции продолжались около года: за это время объект полностью обновили, внутри сделали культурно-образовательный центр. «Известные евреи Воложинского района» — именно с этой экспозиции научный сотрудник Воложинского краеведческого музея Нина Бобрик начала знакомство с центром. На большой витрине — фотографии Рави Хаима Воложинера, основателя иешивы; его сына Рави Ицхака; правителей иешивы Рави Элиэзера Ицхака Фрида, Нафтали Берлина, Иосефа Бер Соловейчика.

«Зона „Рождение и зрелость Воложинской иешивы“ посвящена истории создания первого высшего духовного училища на территории Восточной Европы по подготовке раввинов», — рассказала Нина Бобрик. Главные экспонаты здесь — произведения Хаима Воложинера, муляж Торы, «Талмуд Вавилонский», «Еврейская энциклопедия», «Шулхан арух» и Тора (современное издание), переданная Рави Ави из Иерусалима. Подробнее о преподавателях иешивы и их работах рассказывает специальная тач-панель, а с помощью очков виртуальной реальности можно совершить путешествие в прошлое и увидеть исторический Воложин, побывать в учебных классах здания иешивы прошлых лет.

Во второй экспозиционной зоне гости ознакомились с археологическими экспонатами, полученными во время раскопок в 2022 году: здесь их более 60 единиц. «Третий зал рассказывает о влиянии Воложинской иешивы на мировую культуру и мировой иудаизм», — продолжает экскурсию научный сотрудник.

Об истории этого места говорят и музейные предметы, редкие печатные издания еврейского поэта Хаима Бялика, востоковеды и гебраиста Авраама Гаркави, и других из Национальной библиотеки, из фондов Воложинского краеведческого музея. Здесь же можно пролистать оцифрованные работы выпускников иешивы, почитать их биографию.

На втором этаже культурно-образовательного центра открыта выставка талитов конца XIX-начала XX века, представлены картины и репродукции картин известных художников.

Одно из самых святых мест Воложинской иешивы — Арон а-Кодеш, или ковчег для свитков Торы. Благодаря председателю Совета директоров СЗАО «Серволюкс» Евгению Баскину оно не будет пустовать: в дар ешиботу бизнесмен передал уникальную Тору, которой более 100 лет. «Для меня большая честь вернуть эту священную книгу в стены когда-то религиозного учебного заведения. История евреев на протяжении веков связана с историей нашей страны, и то, что мы сегодня присутствуем на открытии Воложинской иешивы, стало возможным благодаря инициативе, Энергии Александра Турчина, — сказал Евгений Баскин. — Он настолько был погружен в это дело и настолько искренне хотел сделать все хорошо. У него это получилось: мы видим фантастический музей, равных которому, на мой взгляд, в стране нет».

По случаю возвращения Торы в стены академии, раввин Витебской религиозной общины Малкиель Горгодзе провел богослужение, после чего Евгений Баскин и Малкиель Горгодзе поместили Тору в Арон а-Кодеш.

«Я знал об этом проекте, были разговоры с аппаратом Александра Генриховича Турчина. И я действительно очень рад и благодарен, что власти взяли на себя эту задачу и создали музей с фактически разрушенного в свое время объекта. Тем, что в итоге получилось, я очень доволен», — заверил временный поверенный в делах государства Израиль в Республике Беларусь Цви Миркин.

«Воложинская иешива — часть истории нашей страны, — подчеркнул председатель Минского облисполкома Александр Турчин. — Она была разная, но без прошлого не бывает будущего. И одна из важнейших задач государства — сохранять свою историю, что мы и делаем».

Даниил ХМЕЛЬНИЦКИЙ,

фото автора,

г. Воложин.

Выбор редакции

Общество

Старт акции «Наши дети» будет дан 16 декабря

Старт акции «Наши дети» будет дан 16 декабря

Мероприятие начнется на Витебщине.

Жилье

Что изменилось в порядке регистрации жилищной недвижимости?

Что изменилось в порядке регистрации жилищной недвижимости?

Теперь, чтобы оформить дачу, не нужно ехать туда, где она находится.

Общество

Новации социальной сферы в 2025 году

Новации социальной сферы в 2025 году

Усиление адресности господдержки и содействия занятости

Жилье

В Минском районе открыли новый арендный дом

В Минском районе открыли новый арендный дом

Новый год — в новой квартире.