Уникальная выставка «Потери и возвращения. Судьба художественных ценностей Государственной картинной галереи. 1939-1957» открылась в Национальном художественном музее. Приурочена она к двум круглым датам: 80-летию со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня основания самого учреждения культуры.
— Национальный художественный музей Беларуси — флагман национального культурного кода. Он помогает показывать виртуозность человеческого мастерства. Также музей — это транслятор воспитательной функции. И сегодня мы показываем, рассказываем, как создавалась коллекция картинной галереи начиная с 1939 года. Изучаем период трагических и драматических событий, потери не только материальных ценностей, но и духовных, — отметила генеральный директор Национального художественного музея Анна Кононова.
Сама выставка разместилась в четырех больших залах, которые развернуто и концептуально рассказывают посетителям о становлении учреждения культуры.
— Нам захотелось показать историю картинной галереи в людях и произведениях. Ее довоенная история длилась всего два года. Первому директору Николаю Михалапу было поручено за девять месяцев организовать галерею. И он это сделал. Она располагалась на улице Карла Маркса, 29, в 25 залах. Это была большая и очень богатая галерея: 48 слуцких поясов, более 1000 предметов западноевропейского фарфора, 200 покрывал белорусских. Все это, к сожалению, было потеряно, как и многие картины, — поделилась ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы и маркетинга Национального художественного музея, куратор выставки Надежда Усова.
Так, первый зал, в который попадают посетители, называется «Создание». Там расположены те произведения, которые находились в картинной галерее в первые два года ее существования.
— Это и картины, переданные центральными русскими музеями, и усадебные портреты, и картины советских художников и творцов Западной Беларуси, которые влились в ряды советских белорусских художников. Много разных произведений. Конечно, там представлены и современные белорусские художники. Кроме того, в ней у нас есть звуковая инсталляция, где белорусская интеллигенция 1939 года приветствует картинную галерею, — отметила куратор выставки.
Двигаемся дальше и попадаем во второй зал — инсталляцию «Ограбление». Сразу привлекают внимание пустые рамы на стенах.
— Когда немцы вошли в картинную галерею, вырезали картины из рам, упаковывали в чемоданы и вывозили, а рамы эти оставались, и ими потом зимой разжигали печи галереи. Немцы отапливались именно ими, так же как и книгами богатой библиотеки, которая содержала несколько тысяч томов, — рассказала Надежда Усова.
Третий зал называется «Возрождение». Там размещены только те произведения, которые были закуплены в 1944 году, через несколько месяцев после освобождения Минска.
— Эти картины приобретались без надежды на то, что вернется старое наследие. Но оно вернулось, пусть небольшое, только одна восьмая часть, но вернулось, — поделилась куратор выставки.
Так, в последнем зале «Возвращение» представлены именно те картины, которые составляют ту самую восьмую часть.
Всего на выставке представлено около 200 произведений из всех фондовых коллекций Национального художественного музея и документы Национального исторического музея Республики Беларусь, Национальной библиотеки и других учреждений. Посетить экспозицию можно до 20 января.
Елизавета ГОЛОД
Фото автора
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.
«Выборы мы проводим для своей страны и для своего народа».