Вы здесь

Потери и возвращения Национального художественного музея


Уникальная выставка «Потери и возвращения. Судьба художественных ценностей Государственной картинной галереи. 1939-1957» открылась в Национальном художественном музее. Приурочена она к двум круглым датам: 80-летию со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 85-летию со дня основания самого учреждения культуры.


— Национальный художественный музей Беларуси — флагман национального культурного кода. Он помогает показывать виртуозность человеческого мастерства. Также музей — это транслятор воспитательной функции. И сегодня мы показываем, рассказываем, как создавалась коллекция картинной галереи начиная с 1939 года. Изучаем период трагических и драматических событий, потери не только материальных ценностей, но и духовных, — отметила генеральный директор Национального художественного музея Анна Кононова.

Сама выставка разместилась в четырех больших залах, которые развернуто и концептуально рассказывают посетителям о становлении учреждения культуры.

— Нам захотелось показать историю картинной галереи в людях и произведениях. Ее довоенная история длилась всего два года. Первому директору Николаю Михалапу было поручено за девять месяцев организовать галерею. И он это сделал. Она располагалась на улице Карла Маркса, 29, в 25 залах. Это была большая и очень богатая галерея: 48 слуцких поясов, более 1000 предметов западноевропейского фарфора, 200 покрывал белорусских. Все это, к сожалению, было потеряно, как и многие картины, — поделилась ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы и маркетинга Национального художественного музея, куратор выставки Надежда Усова.

 

Так, первый зал, в который попадают посетители, называется «Создание». Там расположены те произведения, которые находились в картинной галерее в первые два года ее существования.

— Это и картины, переданные центральными русскими музеями, и усадебные портреты, и картины советских художников и творцов Западной Беларуси, которые влились в ряды советских белорусских художников. Много разных произведений. Конечно, там представлены и современные белорусские художники. Кроме того, в ней у нас есть звуковая инсталляция, где белорусская интеллигенция 1939 года приветствует картинную галерею, — отметила куратор выставки.

Двигаемся дальше и попадаем во второй зал — инсталляцию «Ограбление». Сразу привлекают внимание пустые рамы на стенах.

— Когда немцы вошли в картинную галерею, вырезали картины из рам, упаковывали в чемоданы и вывозили, а рамы эти оставались, и ими потом зимой разжигали печи галереи. Немцы отапливались именно ими, так же как и книгами богатой библиотеки, которая содержала несколько тысяч томов, — рассказала Надежда Усова.

Третий зал называется «Возрождение». Там размещены только те произведения, которые были закуплены в 1944 году, через несколько месяцев после освобождения Минска.

— Эти картины приобретались без надежды на то, что вернется старое наследие. Но оно вернулось, пусть небольшое, только одна восьмая часть, но вернулось, — поделилась куратор выставки.

Так, в последнем зале «Возвращение» представлены именно те картины, которые составляют ту самую восьмую часть.

Всего на выставке представлено около 200 произведений из всех фондовых коллекций Национального художественного музея и документы Национального исторического музея Республики Беларусь, Национальной библиотеки и других учреждений. Посетить экспозицию можно до 20 января.

Елизавета ГОЛОД

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.

Общество

«Строительную амнистию» продлили

«Строительную амнистию» продлили

Не разрушать, а регистрировать

Наука

12 молодых ученых стали лучшими

12 молодых ученых стали лучшими

По итогам ушедшего года.