Многие автовладельцы считают, что в преддверии зимы достаточно сменить летнюю резину на зимнюю, купить «незамерзайку» и щетку для сметания снега. Однако этого недостаточно. Подготовка машины — серьезный процесс. Что еще нужно обязательно проверить? Чем отличается зимний стиль вождения? На каких участках дороги следует быть особенно внимательным водителем и что должны помнить пешеходы? Сложнее ли зимой пройти техосмотр? На эти и другие вопросы ответили эксперты.
Чтобы не попасть в ДТП с наступлением заморозков, необходимо подготовить свой автомобиль. И первое, с чего нужно начать, — колеса. От их качества зависит не только безопасность дорожного движения, но и личная безопасность водителей.
— Согласно Правилам дорожного движения, с 1 декабря по 1 марта все транспортные средства при участии в дорожном движении должны быть оборудованы зимними шинами, — отметила временно исполняющая обязанности начальника отделения организации межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения Главного управления ГАИ МВД Анна Банадык. — При этом погода диктует свои условия и уже есть первые заморозки. Поэтому рекомендуем заранее начать сезонную смену шин, чтобы потом не стоять в очередях на шиномонтаже и к 1 декабря уже быть полностью подготовленным.
Многие водители используют всесезонную резину или продолжают ездить на летней. Специалисты обращают внимание, что летняя резина даже на сухой дороге не выполняет все свои функции, а при минусовой температуре дубеет и перестает держать контакт с дорогой.
— Электронные устройства автомобиля в виде антиблокировочной системы могут не помочь, если сцепления с дорогой просто нет. На повороте либо перед пешеходным переходом можно не успеть вовремя затормозить, — добавила Анна Банадык.
С 27 ноября по 5 декабря ГАИ проведет республиканскую профилактическую акцию «Меняй свой стиль на зимний!». 29 ноября под аналогичным девизом пройдет Единый день безопасности дорожного движения. Мероприятия направлены на предупреждение и профилактику ДТП в зимних условиях, а также пропаганду использования зимних шин.
Примечательно, что до 1 декабря ГАИ сосредоточится на информировании водителей об основных рисках и угрозах безопасности, а также о необходимости сезонной смены шин. А вот уже с 1 декабря начнут контролировать подготовку транспортных средств к зимней эксплуатации. Особое внимание будет уделяться проверке обязательного оборудования автомобилей зимними шинами. Также будет осуществляться контроль за исправностью колес и шин.
Напомним, что за участие в дорожном движении транспортных средств, которые не оборудованы зимними шинами, а также имеют неисправности колес и шин, предусмотрена ответственность в виде штрафа до одной базовой величины. Повторное такое нарушение в течение года приведет к штрафу в размере от двух до пяти базовых величин.
Помимо колес важно в целом подготовить транспортное средство к зиме. Для хорошего осмотра необходимо обеспечить исправность дворников, системы обдува и отопления автомобиля, чтобы стекло не потело. Следует также проверить исправность фар и фонарей, вовремя заменить лампочки, а также не забывать очищать их от грязи, снега и льда. Освещение автомобиля важно не только для самого водителя, но и для других автолюбителей, чтобы транспортное средство было максимально заметным на темной дороге. Также важно проверить зарядку аккумулятора, исправность тормозной системы, вспомогательных электронных систем. По возможности необходимо проверить колодки и все технические жидкости, чтобы автомобиль не доставлял никаких неудобств.
Зимняя дорога — это скользкое покрытие, гололедица, туман и осадки в виде дождя, снега, мокрого снега, ухудшающие видимость. Поэтому водителям важно быть внимательными и менять стиль вождения на зимний — более спокойный и сдержанный. Следует выбирать наиболее безопасную скорость в конкретных погодных условиях, учитывая, что во время маршрута дорога может меняться.
— За безопасным участком может быть мокрый или обледенелый, поэтому выбирать следует безопасную скорость, а не разрешенную. Если разрешена скорость 120, но вы чувствуете, что автомобиль начинает «плавать», конечно же, выбирайте меньшую, — обратила внимание представитель ГАИ.
Кроме того, важно предупреждать других водителей о своих маневрах заранее и избегать на скользкой дороге ненужных перестроений, маневров и придерживаться правил обгонов, а по возможности вообще отказаться от них.
— Лучше спокойно в общем потоке доехать до места назначения, чем выиграть несколько минут, подвергая риску себя, своих пассажиров и водителей встречных автомобилей, которые вообще не ждут угрозы на своей полосе, — порекомендовала собеседница.
Еще один «бич» зимних дорог — наезды на пешеходов. Нередко они происходят на пешеходных переходах.
— Пешеходы, в капюшонах и шапках, лишний раз не убедятся в безопасности, а водители или держат высокую скорость, или не успевают вовремя затормозить. А, как правило, зимой в местах, где автомобилям чаще всего приходится притормаживать, самая скользкая дорога — это пешеходные переходы, остановки общественного транспорта, закругления дорог и подъемы. Поэтому важно избегать резких ускорений и торможений, заранее тормозить перед пешеходными переходами, проходить повороты на постоянной минимальной скорости, — отметила Анна Банадык.
Пешеходам важно переходить дорогу только в разрешенных местах, смотреть по сторонам, убедившись, что вас пропускают и все машины остановились.
— Никто не отменял самую эффективную профилактику в темное время — светоотражающие элементы. Кажется, не осталось людей, которые не знают, что такое фликер, однако некоторые относятся к нему как к несерьезному элементу. При этом нет ничего более эффективного, если его правильно носить, чтобы он не был закрыт складками одежды или зонтиком. В таком случае вас видно на расстоянии 400 метров и у водителя есть реальная возможность принять меры, — резюмировала Анна Банадык.
Начальник управления организации государственного технического осмотра РУСП «Белтехосмотр» Михаил Михаловский рассказал об особенностях прохождения гостехосмотра зимой:
— Исходя из требований Технического регламента Таможенного союза к прохождению государственного технического осмотра, процесс прохождения контрольно-диагностических работ в зимний период практически ничем не отличается от гостехосмотра в остальные периоды времени, за исключением требований, предъявляемых к шинам транспортного средства. В зимнее время государственный техосмотр устанавливает требование по оборудованию транспортных средств зимними шинами категорий М1 и N1. Как известно, зимние шины должны устанавливаться на все колеса транспортного средства, иметь соответствующую маркировку. Если используются шипованные шины, они также должны быть установлены на всех колесах автомобиля.
У дорожных служб подготовка к зиме начинается в весенне-летний период.
— Основными направлениями подготовки стали текущий ремонт улично-дорожной сети, разработка оперативных планов, обучение персонала, выбор и согласование мест временного складирования снега, подготовка производственных баз и помещений, — рассказал главный инженер управления «Центр» ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Дмитрий Климович.
В этом году в столице отремонтировано более 1,89 миллиона кв. м дорог. Это полная замена покрытий, обустройство защитных пластов, ямочный ремонт покрытий, устранение колейности, ремонт тротуаров. Так, с апреля полную замену покрытия проезжей части выполнили на 90 участках общей площадью более 1 млн кв. м.
— Для обеспечения комплексного содержания улично-дорожной сети Минска в зимний период работа предприятий объединения организована круглосуточно в двухсменном режиме. Ежесуточно на работах по уборке снега будет задействовано более 700 единиц техники и свыше 800 дорожных рабочих. По состоянию на 1 ноября, вся техника была переоборудована, пескосолераспределители прошли аттестацию на минимальные паспортные нормы распределения противогололедных материалов, — проинформировал Дмитрий Климович.
Елена КРАВЕЦ
Огромное чувство ответственности за будущее страны.
Министр труда и социальной защиты о том, как будут расти выплаты.