Вы здесь

Татьяна Уласень: Когда любишь и семью, и театр, то находятся компромиссы


​Когда мама математик, а папа физик, кажется, что их ребенок вряд ли станет «лириком». Но Татьяна Уласень, солистка балета Большого театра Беларуси, сумела реализовать себя на сцене. Будучи поздним ребенком, она получала максимум родительской любви и заботы, которая чуть не лишила девушку мечты: уже на этапе поступления в Белорусскую государственную хореографическую гимназию-колледж ее мама до последнего момента не подавала документы: вдруг дочка передумает?.. Но Татьяна ни разу не пожалела о том, что выбрала балет и собственным примером доказывает: активная творческая жизнь не мешает быть хорошей женой и мамой. Глядя на хрупкую артистку, умеющую создавать яркие и трогательные образы на сцене, мало кто в зрительном зале задумается о том, насколько сильно ее в этот момент ждут дома... 


— Когда учились в колледже, наверное, мечтали прежде всего об успешной карьере? 

— Когда я училась в колледже, вообще про семью не задумывалась. Честно скажу, я жила только балетом, и очень долгое время для меня мальчики вообще не существовали. А когда в старших классах они стали оказывать знаки внимания, мне было непонятно, зачем они это делают, приглашают меня погулять. У меня же балет!.. Мне танцевать надо. Так было, пока я не встретила своего мужа. Тогда я поняла, что это именно тот человек, с которым я хочу создать семью, родить ребенка. Я думаю, что важно встретить в жизни именно того мужчину, с которым ваша любовь переходит во что-то большее, когда появляется третий, маленький человек — воплощение этой любви. 

— Вы будучи солисткой не отказались себе в счастье быть мамой. Как решались на это?

— У меня такое мнение, что женщина должна реализовать себя и как женщина, и как профессионал, в моем случае как балерина. У меня это получилось. Я очень люблю свою профессию. Но я также очень люблю детей. Поэтому я не представляла свою жизнь без детей. И варианта, чтобы отдать себя полностью театру, но не стать при этом мамой, для меня в принципе не существовало. То есть у меня все равно на первом месте была семья и дети, потому что они — чудо, которое дается нам свыше. И это самое лучшее, что может с нами произойти. Профессия тоже дает прекрасное ощущение, что ты находишься на своем месте, тебе нравится то, чем ты занимаешься, то, как ты себя ведешь на сцене, реализуешься. Но это две стороны реализации человека, женщины. Когда любишь и семью, и театр, то находятся компромиссы. 

— Важно, наверное, встретить человека, который бы понимал, что вас от театра отрывать нельзя? 

— Поэтому у нас очень часто создаются семьи между творческими людьми. Мой муж раньше работал в театре артистом балета. Он закончил то же хореографическое училище, что и я. Он меня старше на 10 лет. Мы познакомились в музыкальном театре, где он тогда работал. А меня еще во время учебы в хореографическом колледже направили туда на стажировку. Мы виделись в музыкальном театре, на спектаклях, на которые я приходила, и на репетициях. Потом начали понемногу общаться. Были общие темы и интересы. Но все равно я думала о танцах. А когда закончила колледж, он стал за мной ухаживать более активно. Через какое-то время мы поженились. А ребенок у нас появился спустя восемь лет — это не было скоростным решением. Он понимал, что я люблю театр и еще хочу быть на сцене. 

Когда я родила дочку, то очень рано вышла на работу — ей было 11 месяцев. Я не сидела три года в декретном отпуске, потому что время, когда балерина может раскрыться, очень короткое. Тут надо сказать большое спасибо моей маме. Она сама предложила помочь с ребенком, чтобы я вышла на работу. Я ей говорила: «Мама, ты же понимаешь, что тебе нужно будет к нам каждый день ездить как на работу». Она настаивала: нужно попробовать... 

— А супруг как к этому отнесся? Он же понимал, что ребенку нужна мама?

— А я вышла сначала не на полный рабочий день. И график у меня был удобный. Когда выходишь из декрета, то на сложные спектакли тебя сразу не ставят, надо вначале набрать форму. Были маленькие партии в спектаклях, недолгих по продолжительности. Поэтому у нас все получалось: и дочке внимание уделяла, и на кружки водила, а когда я не могла, это делал муж. Но в рабочем дне есть интервал, за который можно сбегать домой, повидаться с ребенком, либо выходной. Правда есть нюанс: в театре выходной день — понедельник. Для всех он рабочий. Для семей, у которых дети, а супруги не связаны с театром, это большая проблема: когда у них выходные, то ты работаешь, и наоборот. Когда Анечка была маленькая, я позволяла себе в понедельник не водить ее в сад и целый день наслаждалась нашим общением. А у мужа немного иной график. Когда у нас появился ребенок, он уже сменил работу и был занят, как правило, до обеда. Поэтому он по вечерам был свободен. И когда у меня не было спектаклей, мы проводили время все вместе. Поэтому, наверное, у нас и не возникало проблем из-за того, что я много отсутствовала дома. 

Татьяна Уласень с мужем и детьми

— А когда вы работали по вечерам, муж мог видеть вас на сцене?

— Пока не было детей, приходил на мои спектакли. Потом они приходили с ребенком. Бывало такое, что если хорошая погода, то не шли на спектакль, а могли погулять возле театра, подождать, когда я освобожусь. Наша дочка практически выросла в театре — часто брала ее с собой. В театре так бывает, что артисты приводят на работу детей, если понимают, что они не помешают рабочему процессу. Есть девочки, которые не заняты в этот момент, или которые собираются стать мамами, они с радостью готовы помочь посидеть с ребенком. Поэтому у нас не редкость, что дети артистов между собой дружат. 

Татьяна Уласень с дочкой

Татьяна Уласень с сыном

— Ребенок, который с детства видит маму на сцене, понимает, чем она занимается. Наверное, он естественным образом становится поклонником балета? 

— Не обязательно. Есть примеры детей других артистов, которые отказались от этого, выбрали другой путь и счастливы. Но моя дочка, глядя на меня, захотела стать балериной. Наверное, все девочки хотят быть вначале похожими на маму. Но когда они взрослеют, то выбирают то, что им интересно. В нашем случае выбор дочки стать балериной был ее самостоятельным решением. Она сейчас учится в хореографическом колледже. Но до поступления мы с мужем задавали ей вопрос: «Может, лучше поступать в другую школу?..» Она сказала, что хочет танцевать. Это ее выбор — стать профессиональной балериной. Конечно, она видела и понимала, что будет тяжело: это не только изящная пачка, музыка, корона, а каждодневный упорный труд. Сейчас, когда она в этом процессе находится, никогда не жалуется, очень любит то, чем занимается. Я считаю, что дети должны заниматься тем, что приносит им удовольствие. В принципе, как и взрослые. Тогда будет результат.

— У вас уже была дочка, и можно было продолжать делать свою работу в театре, но вы решили по-другому... 

— Да, я очень люблю детей, и второй ребенок — это осознанное решение мое и мужа. Когда я родила мальчика, он оказался «солнечным». Мне не диагностировали этого, и его появление стало огромным сюрпризом для нашей семьи и большим испытанием. Сегодня я могу сказать, что мы его выдержали. Справиться с первоначальным стрессом мне помог муж, за что я ему бесконечно благодарна. Потом, когда мы стали растить этого ребенка, мы понимали: есть сложности, но все решаемо. Да, нелегко. Но это только укрепило нашу семью. Случается так, что мужчины выбирают более легкий путь — уйти. В моем случае оказалось наоборот. У меня мужчина, который был со мной рядом, оказался сильным, помог не только себе, но и мне принять эту ситуацию. 

У нас замечательный ребенок, веселый, жизнерадостный, многому научил всех членов семьи, и всех нас очень радует. Сейчас ему 11 лет. Он пока плохо разговаривает, но очень хочет научиться. Мы занимаемся с логопедом, уже есть прогресс, потому что он очень старается. Он немного боится новых мест и людей, поэтому в театр я его пока не брала. Мы стараемся его знакомить с окружающим миром помаленьку. Там, где он обучается, выступают воспитанники театральных кружков, показывают мини-спектакли, ему очень нравится. Ему нравится музыка, и он тоже любит танцевать. 

— В такой ситуации, когда много сил нужно отдавать ребенку, вы создаете яркие партии на сцене, кроме того, работаете как педагог...

— Сейчас совмещаю работу артистки балета с работой репетитором. Потому что вечно танцевать на сцене не будешь. Нужно понимать: то, что в тебе есть, можно передать не только зрителю, но и другому артисту, помочь ему, направить, подсказать, научить, как быстрее раскрыть себя на сцене. И это процесс не менее захватывающий, чем когда ты сам выходишь на сцену. А когда у артистов, с которыми ты репетируешь, что-то получается, ты радуешься за них не меньше, чем за себя. Получаешь, наверное, даже больше по эмоциональной отдаче. Потому что себя ты знаешь и можешь контролировать. А когда работаешь с другим артистом, то не всегда можешь в полной мере оценить его потенциал, и когда он раскрывается, то этом может быть даже лучше, чем ты ожидал. Например, с Лешей Бояриновым я готовила партию феи Карабос, которую сама танцевала. В нашем театре ее последнее время исполняют только женщины. Но я предложила Игорю Павловичу Колбу ввести мальчика. Сложность в том, чтобы мужчина изобразил женщину, и это не было бы комично. Должна быть тонкая грань гротеска, чтобы было правдоподобно, и зритель увидел коварную злую фею. У него это получилось по-своему и очень хорошо, чему я очень рада. 

— Есть сложная грань, когда более опытный артист, коллега еще является и преподавателем... Это влияет на работу? 

— Мне кажется, это сложная грань в большей степени для педагога, а не для артисток, с которыми я работаю. Потому что когда ты становишься репетитором, но при этом еще продолжаешь танцевать, то понимаешь, что не можешь на сцене сделать что-то плохо, потому что от них же требуешь максимальной отдачи. Когда я сама выхожу на сцену, то понимаю, что не имею права не дотянуть стопу — это сидит у меня в голове... Но вообще мое амплуа — характерные партии. 

— Когда мечтали о балете, наверное, видели себя звездой в главных ролях? 

— Балет для всех очень разный. Есть артисты, которых устраивает работа в кордебалете, они даже не хотят быть солистами. Быть ведущим солистом — очень большая ответственность. В кордебалете не меньше ответственности, но она другая. Надо, чтобы было ровно, ты должен танцевать только в линию... А ведь звучит музыка, душе хочется развернуться. А есть те, кто не хочет вот этой свободы, когда ты можешь полностью раскрыть себя на сцене под музыку. Поэтому у каждого своя судьба и свой путь. И дочка тоже не хочет стоять в кордебалете в спектаклях, которые ставят в колледже. Говорит: «Хочу танцевать вариации». Я убеждаю, что надо через это пройти, чтобы понять, как работать в команде, и это не все могут. Поэтому это необходимый навык и полезный опыт: чем больше ты умеешь и можешь, тем профессиональней как артист. 

— Семья — это тоже своего рода каманда, у которой сформировался определенный опыт. Наверняка он давался непросто... 

— Всегда нужно разговаривать и находить компромиссы. И если люди тебя слышат и пытаются понять, то можно найти выход из любой ситуации. Изначально заложено, что женщина хозяйка дома, она убирает, стирает, готовит, смотрит детей. А муж добытчик, который зарабатывает деньги. Но в сегодняшней жизни не всегда так получается. Женщина теперь тоже зарабатывает. Поэтому можно уравновесить обязанности по дому. У нас в семье тот, кто свободен, берет на себя бытовые хлопоты. Вот у меня выходной, и понимаю, что накопилась стирка, уборка — и могу этим заняться. Если у мужа выходной, а я работаю, и у нас не приготовлен обед, то он может позаботиться об этом, и никто не останется голодным. Никто не перебрасывает работу по дому на другого, если может ее сделать. Семья — это вообще взаимная работа, и не только между мужем и женой, а также и детьми. Сейчас старшая уже повзрослела, помогает и с сыном посидеть, и если надо, может что-то приготовить, убрать, постирать. Да и сын старается помочь: любит красиво расставлять тарелочки на столе, с удовольствием занимается сервировкой, аккуратненько складывает вещи, посуду очень любит мыть, даже утюжить. Позволяем ему это делать только под нашим присмотром. У нас в семье все друг другу помогают.

Мы выстраиваем свою жизнь по приоритетам. У меня есть конкретные задачи на сегодняшний день, и я их стараюсь сделать. Не всегда получается, и они откладываются. Что ж сделаешь?.. Не получается, но я же из-за этого не могу сесть и плакать — само собой же все не разрешится. Поэтому спокойно стараюсь относиться, что-то откладываю на потом, и как-то все само постепенно выстраивается. Меня спрашивают: «Как ты все успеваешь?..» А я всего и не успеваю. Все как и у всех, только я не делаю из этого проблему. 

— Если супруга и мама артистка, то ей надо особенно следить за собой. Есть на это время? 

— Как-то мимоходом, между делом. У меня нет времени на походы в косметические салоны. Молодые девочки, наверное, могут себе это позволить. У меня по-другому расставлены приоритеты. Если есть выбор между косметическим салоном и погулять с детьми, я выберу второе. Я слежу за собой, но в домашних условиях. 

— У артистов балета еще ведь строгий подход к питанию?.. 

— Когда долго находишься в нашей системе, то это уже стиль жизни. Привыкаешь к тому, что бы съедать столько, сколько нужно, и не больше, это становится нормой жизни. И у дочки это уже выработалось. Был момент, когда девочки превращаются в девушек, ей всего хотелось: то булочку, то конфет в неимоверных количествах. Она уже училась в колледже, и я объясняла ей, что не обязательно отказывать себе в том, что хочется, но нужно научиться себя ограничивать. Надо было донести до ребенка, что в принципе, можно все, но в умеренных количествах, чтобы удовлетворить свой мозг. И постепенно она стала себя контролировать. Конечно, детям это сложно делать. 

— У вас, наверное, при вашей жизненной ситуации был выбор: либо я полностью принадлежу семье, либо я остаюсь творческой личностью?

— Этот выбор есть. Такие вопросы встают постоянно. Был момент во время первой беременности, когда руководитель говорил, что у меня только карьера пошла, сольные партии стала танцевать, а тут надо уходить в декрет... Это сложный выбор. Я сделала его в пользу ребенка, и ни разу не пожалела об этом. Если что-то твое, то оно с тобой и останется. Потому что когда я вышла из декрета, все партии вернулись ко мне, и я продолжала танцевать. Был и такой момент: дома ждет маленький ребенок, но работа в театре уже отрегулирована, есть определенный репертуар. И вот театр едет на гастроли. Ты стоишь перед выбором, потому что очень хочется поехать на гастроли, но ребенку нужна мама. В этом случае я делала выбор в пользу семьи. Я очень много гастролей пропустила с театром, оставаясь дома с ребенком. Но танцы от меня никуда не ушли, а дети растут, и они будут помнить, что в День рождения или на Новый год мамы не было дома — а детям это необходимо. Когда они маленькие, хотят все разделить с мамой, потому что нет человека ближе. Сейчас я уже езжу на гастроли, мои дети подросли, правда, есть вопрос с младшим сыном. Но в этот момент на помощь приходит моя мама. Поэтому ей низкий поклон, и моя безграничная благодарность. 

— Наверное, проблемы отношений тещи и зятя для вас не существует? 

— В самом начале была такая проблема, потому что у нас с мужем большая разница в возрасте. Мама очень переживала за меня как за любимую маленькую дочь: дяденька-то уже взрослый. У нас был серьезный разговор на эту тему, и я сказала, что мне с ним жить. А сейчас она видит, что все хорошо. Он помогает и своей маме, и моей, особенно после ухода папы: может повесить кухню, ящички какие-то пристроить, кран починить... Такие мелочи иногда много значат. Муж у меня замечательный. 

— Приходилось танцевать вместе? 

— Да, было в начале нашего знакомства в музыкальном театре, но больше мы вместе не танцевали. Не знаю, хорошо это или плохо, но сейчас с точки зрения прожитого опыта и исходя из наблюдений, могу сказать, что более эмоциональные танцы получаются у артистов, которые не живут вместе, как бы странно это не прозвучало. Казалось бы, что они лучше знают друг друга, что нет стеснения в каких-то моментах. А получается наоборот. Когда с кем-то живешь вместе, ты уже знаешь, как он на тебя посмотрит, как он тебе подаст руку — все предсказуемо, стабильно и четко по плану. А на сцене важна эмоция, которая рождается здесь и сейчас. 

— Тогда, наверное, мужчина должен бояться потерять женщину, особенно если она ярко себя показывает на сцене. 

— Это же работа, мы же не вкладываем в роль свои настоящие эмоции. Если я на сцене должна показать страстные чувства, это же не значит, что я их в самом деле испытываю к своему партнеру. Это мастерство актера, когда ты можешь вжиться в роль, но уходя со сцены надо из нее выйти. Наоборот, мне кажется, что когда есть выход этим эмоциям на сцене, то в семейной жизни можешь быть более спокойным, уравновешенным, и не надо выплескивать эту бурю эмоций на человека, который разделил с тобой жизнь. 

— Прекрасно, когда в семье все живут одним делом... 

— Споры случаются, конечно, не без этого. У нас у всех немножко разное видение одной и той же ситуации. Но всегда можно прийти к общему решению. Ведь если мое мнение отличается от мнения мужа, это не значит, что мое или его мнение неверное. Мы просто смотрим с разных углов на одну и ту же ситуацию. И в ходе беседы угол зрения расширяется: оказывается, мы говорим об одном и том же, только по-разному!.. 

Лариса ТИМОШИК

Фото из личного архива героини и Большого театра Беларуси

Название в газете: Тыя, хто побач

Выбор редакции

Сельское хозяйство

Технологии против погодных аномалий

Технологии против погодных аномалий

Ученый — о предстоящей посевной компании.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.