Вы здесь

Как закрытие польских пунктов пропуска повлияло на путешественников


До марта 2020 года ездить в Польшу можно было через три автодорожных пассажирских пункта пропуска в Брестском регионе — Домачево, Брест и Песчатка.

Более четырех лет назад под предлогом пандемии COVID-19 польская сторона в одностороннем порядке закрыла свои пункты пропуска Славатыче (Домачево) и Половцы (Песчатка). Несмотря на то, что все коронавирусные ограничения в Польше давно отменены, работа в двух международных пунктах пропуска до сих пор не возобновлена.


Сколько времени занимает пересечение границы и как закрытие пунктов пропуска сказывается на людях? Как пункт пропуска Домачево помогал «разгрузить» Брест в периоды большой загруженности? Как повлияло закрытие сопредельного пункта пропуска на жизнь в городском поселке Домачево и что об этом думают местные жители? В поисках ответов на эти вопросы мы отправились на белорусско-польскую границу.

«В основном — это тихий ужас»

В настоящее время весь поток легковых авто вынужден следовать из Беларуси в Польшу через единственный оставшийся погранпереход Тересполь (Брест). Результат — огромные очереди из автобусов и легковушек и мучительное ожидание въезда на сопредельную территорию. 

— После закрытия польской стороной остальных автодорожных пассажирских пунктов пропуска на пути в Евросоюз перед погранпереходом Тересполь (с белорусской стороны — Брест) сформировалось так называемое «бутылочное горлышко», через которое направляются все лица, намеревающиеся попасть в Польшу. В связи с этим образуется большое скопление транспорта. Пиковые значения очередей достигали 1700 легковых транспортных средств и 100 автобусов, — рассказывает нам заместитель начальника отделения пограничного контроля «Варшавский мост» капитан Евгений Корейво.

Здесь стоит отметить, что контрольные службы польского погранперехода Тересполь работают на минимуме своих возможностей. Пропускная способность определена двусторонними договорённостями и рассчитана на более 70 автомобилей в час. Исходя из статистики, которую Госпогранкомитет ежедневно публикует в своих каналах коммуникации, польская сторона в среднем принимает на свою территорию около 20 машин в час, а это менее 30 процентов от установленной нормы.

— Раз на раз не приходится, но в основном — это какой-то тихий ужас, — делится своими впечатлениями минчанин, выезжающий из Беларуси. — Ты приезжаешь на границу с ребенком или с семьей, стоишь тут всю ночь, потом в Польшу выезжаешь и просто уже нет сил ехать дальше. Приходится ложиться спать, потому что просто небезопасно в таком состоянии быть за рулем. Конечно, это все плохо сказывается на простых людях, и не важно, ездят они за покупками или на отдых — страдают все одинаково. 

— Я считаю, что нужно быстрее открывать все польские пункты пропуска. У кого-то там друзья, родственники, а у кого-то в Беларуси, например, дети. Люди банально не могут попасть к своим близким людям, — возмущается еще один мужчина, ожидающей своей очереди.

— У Вас есть знакомые, которые перестали ездить из-за того, что теперь только один пункт пропуска работает? 

— Нет, все ездят, только проводят намного больше времени в томительном ожидании въезда в Польшу. Хорошо хоть, что на белорусской стороне ввели электронную очередь перед пунктом пропуска. Теперь можно отслеживать свою позицию в очереди онлайн на сайте и поехать в Брест, погулять по городу, снять квартиру, отдохнуть. Раньше я приезжал, занимал место и стоял перед пунктом пропуска несколько суток, а потом и внутри него еще сутки. Такое не каждый выдержит. Стало намного комфортнее. Это не первый человек за время нашего нахождения в пункте пропуска Брест, который оценил эффективность нововведения с электронной очередью. Согласно новым правилам, после регистрации не нужно стоять в очереди. В зону ожидания можно приехать, когда вызовут в пункт пропуска посредством телефонного звонка или сообщения в мессенджере. Также человек может сам отслеживает очередь онлайн на сайте Белтаможсервиса.

«Альтернативы в пересечении границы нет»

В пустующем пункте пропуска Домачево нас встретил начальник отделения погранконтроля подполковник Юрий Пищик, который рассказал о сложившейся ситуации. Сопредельный польский пункт пропуска Славатыче не функционирует с 2020 года, с того момента, как Польша ввела ограничения, связанные с пандемией коронавируса.

— До приостановления пропуска Польшей ежедневно в пункте пропуска Домачево пересекали границу до 4000 человек, до 1500 легковых и до 100 грузовых транспортных средств. Вот уже четыре года закрыт их пункт пропуска, хотя все ковидные ограничения сняты. На ротационной основе часть военнослужащих нашего подразделения была направлена в действующие пункты пропуска, где нагрузка на личный состав увеличилась. 

Мы неоднократно призывали и продолжаем призывать польскую сторону к возобновлению пропуска через границу, но, к сожалению, нас не слышат или не хотят слышать. В то же время белорусская сторона всегда готова к оформлению физических лиц и транспортных средств, — подытожил офицер.

Военнослужащая отделения пограничного контроля «Домачево» старший прапорщик Светлана Омелящик рассказала нам о доковидных временах и категориях граждан, следующих через границу в то время. 

— В основном, границу в нашем пункте пропуска пересекали местные жители из ближайших польских и белорусских населенных пунктов. Иностранцы, которые не хотели долго стоять в очередях перед другими погранпереходами, приезжали к нам. Как правило, в Домачево был меньший пассажиропоток и находилось меньше транспорта. Сейчас же у путешественников альтернативы в пересечении границы на белорусско-польском направлении нет — функционирует лишь один международный автодорожный пункт пропуска Брест (с польской стороны — Тересполь). 

«Жалуются и поляки, и наши люди»

Рядом с пунктом пропуска Домачево есть одноименный городской поселок. Местные жители за четыре года уже привыкли к необдуманному решению польских властей закрыть сопредельный пункт пропуска, но всё же надеются на лучшее.

— Несколько слов хотелось бы сказать о направлениях международного сотрудничества на уровне нашего сельского совета и гмины Славатыче, — начинает председатель Домачевского сельского исполкома Анатолий Струк. — У нас были заключены двусторонние договоры в спорте, в туризме, в культурной сфере, в приграничном сотрудничестве. Были идеи о создании совместных производств, предприятий. Одна из таких идей — строительство небольшого завода по переработке голубики. У нас здесь много в этом районе голубичников. Люди профессионально занимаются возделыванием голубики, малины, других ягод. 

Второе направление — создание краеведческого музея. Мы начали собирать различные экспонаты. На базе этого музея мы хотели сделать усадьбу с местной кухней, которая бы впитывала в себя рецептуру польскую, белорусскую и голландскую. Кстати, здесь, в Домачево, в 16 веке поселились голландцы. До сих пор по их рецептам варят сыры.

Еще одним из направлений, в котором польская сторона была очень заинтересована, — это местный туризм. К нам приезжали представители большой туристической фирмы из Кракова, хотели организовывать сплав по реке Буг и много другое. Всё это осталось на стадии разработки. 

После остановки пропуска через границу в связи с пандемией коронавируса у нас с польским местным руководством резко порвались связи. Причем по их инициативе. Они просто перестали отвечать на звонки, общаться, и тем самым заморозились все наши проекты. А проекты были хорошие, с долгосрочной позитивной перспективой.

— Люди, которые раньше часто ездили, они сейчас продолжают ездить? Или большинство отказалось? 

— Люди, которые в настоящее время не нашли работу здесь, продолжают ездить. Это единицы. Что касается культурных связей и частных, конечно, их количество уменьшилось. Жалуются и поляки, жалуются и наши люди. У нас же много отношений на уровне семей здесь. Наши девушки в Польше замуж выходили. Много поляков, которые тут живут сейчас. И наоборот. А вообще местные люди говорят: «Домачево — портовый город». Раньше, в советские времена, на любой праздник открывалась граница и сюда заезжали туристы автобусами. На стадионе проводились торжества в очень теплой добрососедской атмосфере.

В местном магазине нас встретил улыбчивый продавец. Женщина до этого работала в страховой компании в пункте пропуска Домачево.

— Я бы не сказала, что моя жизнь как-то кардинально поменялась после закрытия границы. Ездили раньше в Польшу за товарами какими-то. Сейчас тут достаточно разнообразный ассортимент, всего хватает. В период, когда я работала в Белгосстрахе в нашем пункте пропуска, много поляков ездило, с ними общались. Они рассказывали, что ездили к родственникам, посещали туристические места, приезжали к нам на ежегодный фестиваль. Сейчас, конечно, печально, что такая ситуация.

Еще один местный житель поделился своим мнением о закрытии сопредельного пункта пропуска и нарушении социальных связей.

— У меня много знакомых в соседнем Славатыче. Встречи, совместные праздники — это все было частью нашей жизни. Сейчас только по телефону общаемся. Внучка моя замуж за поляка вышла — раньше чаще встречались, теперь реже намного. Поляки постоянно ездили к нам за продуктами, товарами, кто-то на рынок, кто-то в гости. Надеюсь на скорейшее открытие границы. Это не только о бизнесе, но и о человеческих отношениях. Важно, чтобы граница не разделяла нас, а объединяла, — резюмировал мужчина.

Ситуация на границе c Польшей, обусловленная односторонним закрытием сопредельной страной своих пунктов пропуска, негативно сказывается как на путешественниках, так и на жителях приграничных районов по обе стороны границы. Длинные очереди и многочасовое ожидание въезда в Польшу перед единственным функционирующим пассажирским пунктом пропуска Брест не способствуют развитию туризма, бизнеса и банально социальным связям. 

Несмотря на недружественные шаги польских властей, Беларусь продолжает демонстрировать открытость для иностранцев, которые приезжают к нам по «безвизу». Благодаря нововведению граждане многих стран Европы имеют возможность приезжать в нашу страну и видеть происходящее собственными глазами.

Вместе с тем, ключевым фактором для нормализации ситуации и усиления экономических и гуманитарных связей между двумя странами является полное восстановление работы всех пунктов пропуска, к чему Беларусь неоднократно призывала наших соседей.

Евгений ПЕЧЁРИН 

Фото Сергей Каржицкий 

Пресс-служба Госпогранкомитета

Выбор редакции

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.

Общество

«Строительную амнистию» продлили

«Строительную амнистию» продлили

Не разрушать, а регистрировать

Наука

12 молодых ученых стали лучшими

12 молодых ученых стали лучшими

По итогам ушедшего года.