Вы здесь

Вкуснятина на праздничном столе


Во время новогодних праздников на столе у белорусов должно быть все необходимое. Для этого на полках магазинов должен быть представлен широкий ассортимент товаров по доступным ценам. Такие задачи Президент Беларуси Александр Лукашенко ставит перед правительством и торговлей. Хватит ли всем свежих огурцов и прочего вкуса на новогодний стол и, вообще, как меняются пищевые привычки белорусов, какое количество рождественских акций и скидок ожидается в стране? Об этом рассказали эксперты в эфире телеканала «Беларусь 1». Среди них — заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова, генеральный директор ГО «Столичная торговля и услуги» Иван Супранович и исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская.


Более 10 тысяч акций

Готова ли розничная торговля к предновогоднему увеличенному спросу, рассказала Нина Емельянова. Она, в частности, отметила, что подготовка торговли к празднованию Рождества и Нового года начинается заранее:

— Уже в начале ноября создаются складские запасы по тем товарам, на которые наблюдается повышенный спрос в праздничные и предпраздничные дни. Однако, например, фрукты и овощи заранее не накапливаются, но по этим позициям предварительно заключаются дополнительные контракты. Наша торговля всегда нацелена на обеспечение платежеспособного спроса населения.

Эксперт добавила, что на контроле у правительства, март практически ежедневно находится вопрос обеспечения населения продуктами в широчайшем ассортименте:

— Мы проводим рабочие встречи как с торговлей, так и с производителями, концерном «Белгоспищепром», Министерством сельского хозяйства и продовольствия, чтобы нацелить производителей на выполнение заявок торговли в полном объеме. Даже приходится объяснять, что торговля себе не на хранение накапливает продукцию, а для того, чтобы предоставить ее покупателям.

Что касается рождественских и новогодних скидок, Нина Емельянова сообщила: в нашей стране запланировано множество подобных акций — более 10 тысяч.

Растет спрос на здоровое питание

В этом году среди белорусских потребителей наблюдался спрос на более полезное питание. Об этом рассказал генеральный директор КО «Столичная торговля и услуги» Иван Супранович. Что касается тенденций, которые отмечались в белорусской торговле в 2024 году, то он сообщил:

— В прошлом году и в этом году только мы отмечаем такую интересную тенденцию, как спрос на более здоровое питание. То есть растет продажа фруктов, овощей и, наоборот, несколько снижается потребление кондитерских, макаронных изделий, круп и других аналогичных товаров. Поэтому мы можем сделать вывод, что люди хотят есть более здоровые продукты, формируют свой рацион, исходя из этого.

Эксперт также отметил, что по непродовольственной группе товаров существенных изменений не наблюдается:

— Видим только то, что спрос устойчив. При этом в большей степени спросом пользуется белорусская продукция. Поэтому мы видим укрепление доли продажи в наших универмагах именно продукции белорусских производителей. Это положительная тенденция, мы удовлетворены, что спрос идет именно на отечественные товары.

За интернет-торговлей будущее

В частности тема развития электронной коммерции, которая в перспективе повлияет на розничную торговлю в Беларуси, также попала в поле зрения экспертов. Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская констатировала, что с приходом электронной коммерции из традиционной розницы уйдет товарооборот:

— То есть он будет сосредоточен в онлайн-сфере. Потому что самое дорогое — это время, а люди экономят его. Мы делаем все, чтобы быстрее совершать покупки в магазине. И есть такие покупатели, которым важна тактильность, им нужно самим все посмотреть, попробовать и принять решение. Но есть и люди, которые вполне хорошо ориентируются по рисунку и могут заказать товар не тратя времени. И мы, розница, тоже, наверное, пойдем по пути совершенствования и будем шире использовать интернет-площадки для продвижения товаров.

В свою очередь Иван Супранович отметил, что наша страна сейчас находится на пороге больших изменений рынка в связи с развитием электронной коммерции:

— Да, безусловно, внедрение цифровизации и электронных технологий повлияет на развитие торговли. Мы на это смотрим положительно. За последние три года я лично отслеживаю долю розничного товарооборота через электронные каналы и вижу, что она выросла не менее чем на 2%. Это хороший темп. Потому что на сегодняшний момент из розничного товарооборота около 20% — это интернет-продажи.

Спикер добавил, что касается стран-соседок, то там эти доли заметно выше:

— Понятно, что тенденция этого спроса и в нашем случае будет видоизменяться. Поэтому продажи через какие-то электронные каналы — это только одна часть. Ведь есть еще и дополнительные моменты, касающиеся цифровизации в сфере ретейла и торговли, это и бизнес-аналитика технологий для работы продавцов и категоричных менеджеров, и сфера электронных денег, и другие вопросы, связанные с электронным документооборотом.

Он подчеркнул: торговля — это адаптивный механизм.

— И мы будем стараться учесть в собственном развитии все нововведения рынка, технологий. Но что касается именно электронного сегмента, то это достаточно большой шаг в новое будущее и новые реалии торговли, — резюмировал эксперт.

Ольга Александрова

Выбор редакции

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.

Общество

Торжественное мероприятие «За Беларусь!» состоялось в Москве

Торжественное мероприятие «За Беларусь!» состоялось в Москве

Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.

Общество

Голосование: удобно и без эксцессов

Голосование: удобно и без эксцессов

Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.