Договор о таком присоединении должен быть разработан к 1 июня 2014 года.Тем временем правительство Республики Кыргызстан утвердило свою дорожную карту по присоединению страны к Таможенному союзу, а президент Алмазбек Атамбаев заявил 29 мая, что Бишкек хотел бы вступить в ЕАЭС уже 1 января 2015 года. Насколько это реалистично? Об этом рассуждает независимый эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов.
Есть ряд проблемных моментов, которые делают принятие дорожной карты совсем не таким радостным событием, как хотелось бы всем сторонникам евразийской интеграции. Прежде всего, дорожная карта регламентирует порядок присоединения Республики Кыргызстан к Таможенному союзу. В то время как к моменту ее выполнения, вероятно, действовать на постсоветском пространстве будет уже Евразийский экономический союз. Это проблема, потому что ТС — это таможенные тарифы и технические стандарты, в то время как ЕАЭС — это целый комплекс механизмов, участвовать в которых после выполнения дорожной карты Кыргызстан, получается, не сможет. То есть Бишкек готовится к интеграции более низкого уровня, что является заведомо ущербной позицией.
Далее — в дорожной карте вопросы делитимации и демаркации границ помещены явно не в центр внимания. В то же время реалии Центральной Азии состоят в том, что вопрос о границах является одним из центральных и самых острых в регионе, особенно — в отношениях между Кыргызстаном и Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Важно понимать, что Республика Кыргызстан является парламентской республикой, и все процедуры вхождения в какие-либо интеграционные объединения и тем более внесения изменений в действующее законодательство требуют очень больших затрат нервов, времени и, конечно же, денежных средств.
На мой взгляд, евразийской «тройке» нужен зрелый и ответственный партнер, который изначально идет к стандартам и параметрам интеграционного объединения более высокого уровня, то есть будущего Евразийского экономического союза. И это может произойти не ранее 2017 года, так как для выполнения всех необходимых требований без изъятий и исключений требуется время и весьма серьезные усилия партнеров по подтягиванию КР до нужного уровня.
На переходный же период есть вполне конкретный сценарий, который обсуждало экспертное сообщество. В его рамках Кыргызстан и Таджикистан получают особый статус ассоциированных членов Таможенного союза на переходный период, с определенными преференциями во взаимной торговле. Одновременно создается так называемый Евразийский пограничный союз, в котором Россия и Казахстан получают право на совместную охрану границ Кыргызстана и Таджикистана с сопредельными странами, обеспечивают модернизацию пограничной и таможенной инфраструктуры, борются с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, оружия и так далее. Ведь вопрос безопасности южных рубежей более актуален, нежели просто банальное таможенное администрирование на этих южных и восточных рубежах.
Наконец, еще один важнейший, возможно, самый главный момент. На мой взгляд, инструменты Таможенного союза являются совершенно недостаточными стимулами для глубокого реформирования экономик Киргизии и Таджикистана. Одними лишь техническими регламентами и таможенными барьерами мы не сможем запустить механизм той же реиндустриализации или подъема сельского хозяйства. Более того, для решения этой задачи недостаточными являются и механизмы самого ЕАЭС. Вопрос реиндустриализации и Киргизии, и Таджикистана крайне важен. Без его решения будет очень сложно говорить о взаимной дополняемости экономик внутри ЕАС. Поэтому сейчас очень важно не совершить ошибок и по мере выполнения дорожной карты, раз она уже принята, выработать дополнительные механизмы интеграции Кыргызстана, обеспечивающие его вхождение в ЕАЭС и служащие эффективными инструментами реиндустриализации страны и всего региона.
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/bishkek
[2] https://zviazda.by/ru/tags/almazbek-atambaev
[3] https://zviazda.by/ru/tags/respublika-kyrgyzstan
[4] https://zviazda.by/ru/tags/kubat-rahimov-0