Базовый принцип успешного общего рынка — наличие единой системы технического регулирования. Это не только снижение технических барьеров во взаимной торговле, это и повышение конкурентоспособности национальных экономик и региона в целом на международном уровне. Для создания такой системы наши страны осуществляют планомерные шаги по переходу к единому механизму установления требований к продукции, процедурам ее допуска на общий рынок и надзору за их выполнением.
Состояние дел в техническом регулировании ТС комментирует один из активных разработчиков договорно-правовой базы Таможенного союза в данной сфере — председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарта), кандидат экономических наук Виктор НАЗАРЕНКО:
—За прошедшие четыре года сделано многое. Сформирована и постоянно развивается необходимая договорно-правовая база, основанная на общепризнанных международных подходах, обеспечивающих безопасность размещаемой на рынке продукции и устранение технических барьеров в торговле. Разрабатываются и вводятся в действие технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС), устанавливающие единые обязательные требования к продукции, и межгосударственные стандарты, обеспечивающие их реализацию.
Уже принято 34 техрегламента, 24 из которых вступили в силу. Они охватывают основные группы взаимопоставляемых товаров — изделия легкой, электротехнической, машиностроительной, нефтехимической, парфюмерно-косметической, пищевой и других отраслей промышленности.
Подчеркну, что выработать и принять единые требования непросто, но обеспечить их практическое выполнение на общем рынке — задача куда более сложная.
Опыт применения первых техрегламентов «тройки» выявил недоработки некоторых положений договорно-правовой базы и самих регламентов. Не всегда обоснованно были установлены сроки их введения ввиду отсутствия должной оценки готовности промышленности, нормативной базы и необходимой инфраструктуры. Особенно чувствительными оказались вопросы правил и процедур оценки соответствия продукции требованиям ТР ТС. Вместо того, чтобы активно участвовать в выработке единых обязательных требований, изучать и внедрять их, наша промышленность и бизнес заняли выжидательную позицию.
Для разрешения проблемных моментов в этой сфере в Беларуси создана межведомственная рабочая группа под руководством первого вице-премьера Владимира Семашко.
—Каким образом Беларусь видит отражение вопросов технического регулирования в договоре о создании Евразийского экономического союза?
—Госстандарт активно участвует в разработке и согласовании положений проекта договора. С одной стороны, документ должен систематизировать достигнутые странами договоренности, сохранить и оптимизировать принятые обязательства и действующие нормы, а с другой, — устранить противоречия и пробелы. Одновременно важно обеспечить соответствие договорно-правовой базы будущего Евразийского экономического союза правилам и нормам ВТО.
За Госстандартом закреплено формирование позиции республики по положениям специального раздела «Техническое регулирование» проекта договора. И здесь мы намерены четко следовать созданию такого механизма, который бы способствовал свободному движению товаров на общем рынке и при этом обеспечивал его эффективную защиту от поставок небезопасной для потребителей и окружающей среды продукции.
Беларусь предлагает использовать в Евразийском экономическом союзе межгосударственные стандарты не только для реализации ТР ТС, но и для установления обязательных требований к товарам непосредственно. Это актуально для той продукции, на которую еще не введены в действие соответствующие техрегламенты, либо их разработка не планируется. Расширение таким образом сферы применения согласованных межгосударственных стандартов, по которым промышленность наших стран выпускает продукцию десятки лет в рамках СНГ, в конечном итоге позволит быстрее выходить на те единые требования, которые станут основой будущих ТР ТС, исключая национальные изъятия и устраняя технические барьеры в торговле.
1-24
Важно сохранить право каждой страны устанавливать обязательные требования в отношении отдельных видов товаров на национальном уровне — обоснованно и согласованно с другими государствами — членами. Такую практику применяет и международная торговля. И это должно найти отражение в договоре.
—Есть ли специфика подхода Беларуси к техническому регулированию в рамках ТС и ЕЭП, обусловленная национальными интересами?
—Формируя общий союз трех государств, мы знали, что должны принять общие правила игры и выстраивать на их основе согласованную деятельность, в том числе в технической сфере. Но специфика, безусловно, присутствует, она обусловлена разным техническим уровнем, приоритетами развития национальных экономик трех стран.
Так, в Беларуси на протяжении многих лет реализовывается целенаправленная политика по применению международных и европейских стандартов в промышленности. Это не только помогает экспорту, но и повышает конкурентоспособность товаров на внутреннем рынке. Именно эти документы аккумулируют глобально признанные передовые достижения науки и техники, а также лучший опыт ведущих промышленных компаний.
Работы по гармонизации принимаемых государственных стандартов, уровень которой в последнее время составляет 60–70%, обеспечивают отечественным предприятиям существенные преимущества, прежде всего в повышении их экспортных и инновационных возможностей на международном рынке.
В ТС мы не отступаем от этой политики, последовательно отстаивая высокий уровень общих норм и правил, принимаемых нашими странами, соответствующий современным международным требованиям. Наши коллеги в основном нас поддерживают, хотя разногласия, конечно, возникают. Это вполне оправданно: идет непростой поиск оптимального соотношения между общими и национальными интересами как государств, производителей и их ассоциаций, так и конкретных потребителей.
Нами применяется принятая во всем мире система разработки регламентов и стандартов с участием всех заинтересованных сторон — государства, бизнеса и потребителей, обеспечивающая соблюдение таких международных принципов стандартизации, как прозрачность и гласность.
Таким образом, в ЕЭП не создается абсолютно новая система технического регулирования, а взят курс на модернизацию существующей и ее гармонизацию с международными и европейскими требованиями.
Сегодня на площадке ТС у промышленности и бизнеса есть право влиять на формирование обязательных требований и правил, которые будут действовать на общем рынке и тем самым диктовать определенные условия, защищать интересы своего предприятия и экономики страны. И это заставит производителей из третьих стран учитывать и выполнять все требования на рынке ТС. К сожалению, пока белорусское промышленное сообщество и бизнес недооценивают преимущества участия в этом процессе, в отличие от российских коллег, которые отстаивают свои интересы целыми ассоциациями.
—В Беларуси большой резонанс вызвали новые техрегламенты на продукцию легкой промышленности. Возникают ли конфликты интересов в работе над другими техническими регламентами? Какие существуют пути разрешения таких споров?
—При переходе на требования техрегламентов Таможенного союза у нашей легкой промышленности особых трудностей не было. Они появились у малого бизнеса. Корень проблемы в том, что на наши рынки поступает значительное количество товаров неизвестного происхождения. Госстандартом, другими органами госуправле ния была проделана большая работа по доведению информации о требованиях данного ТР ТС, разъяснений и консультаций по их выполнению, укрепления испытательной базы. Есть положительная динамика, увеличивается количество сертификатов и деклараций, полученных индивидуальными предпринимателями. Они стали более ответственно подходить к выбору продукции, которую хотят предложить потребителям.
Государство ведет активный диалог с малым бизнесом для поиска компромиссных решений. При этом условие выполнения всеми участниками единых требований, обеспечивающих присутствие на рынке исключительно безопасной и легальной продукции, остается неизменным. И это касается не только товаров легкой промышленности.
Отдельные проблемы и недочеты выявила и практика применения других техрегламентов Таможенного союза. Много трудностей у изготовителей и поставщиков машин и оборудования вызвала подготовка такого инженерно-технического документа, как обоснование безопасности. Остро обозначились недостаток стандартов на методы испытаний пищевой продукции, дублирование процедур подтверждения соответствия на отдельные виды изделий электротехники, отсутствие требуемой испытательной базы для средств индивидуальной защиты, промышленного и другого оборудования. Не теряет своей актуальности вопрос определения порядка выпуска в обращение и маркировки продукции знаком «ЕАС», на которую одновременно распространяется несколько техрегламентов ТС.
Сейчас Госстандарт совместно с заинтересованными органами госуправления и организациями готовит предложения по изменениям в ТР ТС на низковольтное оборудование, электромагнитную совместимость технических средств, игрушки, пищевую продукцию. Но сам процесс внесения изменений оказался крайне сложным и длительным. Он сравним, пожалуй, с самим принятием техрегламентов ТС. И это нужно пересмотреть.
—Будет ли белорусская сторона выдвигать в этом году инициативы в сфере технического регулирования на уровень ЕЭК?
—Свою задачу мы видим в отработке закрепленного за нами раздела и соответствующих приложений в проекте договора о Евразийском экономическом союзе, и в учете влияния технического регулирования на другие разделы. Это сейчас главное, поскольку те подходы и решения, которые найдут отражение в нем, будут определять условия функционирования экономики страны и ее технической политики не только в ближайшем будущем, но и в долгосрочной перспективе.
Беларусь по-прежнему будет активно участвовать в разработке новых ТР ТС. За нами закреплены два проекта — техрегламенты на удобрения и по ограничению применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники. Не менее важная задача — своевременная корректировка ТР ТС с учетом практического опыта их применения, внесение необходимых изменений в нормативную базу, разработка новых и актуализация действующих межгосударственных стандартов, особенно на методы испытаний. В этот процесс должны быть вовлечены все его участники — органы госуправления, их отраслевые институты, учреждения науки, предприятия страны. Необходимо, чтобы уже на этапе бизнес-планирования и разработки планов модернизации технически прорабатывались и определялись меры по внедрению новых требований к продукции и процессам ее производства.
Масштабность данной работы требует инновационных методов и совершенствования подходов к работе по стандартизации на всех уровнях. Госстандарт уже реализует конкретные мероприятия в этом направлении. Так, разработан и представлен на утверждение в ЕЭК целый ряд методических рекомендаций по применению требований ТР ТС. Начат процесс реформирования нашей деятельности в национальных, межгосударственных и международных технических комитетах по стандартизации. Продвигаем инициативы, направленные на обеспечение взаимного признания результатов работ в области оценки соответствия в первую очередь со странами СНГ, а также на международном уровне. Кроме того, мы активно готовимся к проведению в 2015 году Генеральной ассамблеи Международной электротехнической комиссии в Минске.
Интенсивное внедрение ТР ТС обусловило необходимость активного развития испытательного комплекса, обеспечивающего основу для подтверждения соответствия их требованиям. Свое веское слово должна сказать наша промышленность, создавая свои лаборатории, внедряя современные методы испытаний. Это пойдет на пользу и предприятиям, и потребителям их продукции.
Подготовила Лариса РАКОВСКАЯ.
Ссылки
[1] http://zviazda.by/wp-content/uploads/2014/03/1-24.jpg
[2] https://zviazda.by/ru/tags/larisa-rakovskaya
[3] https://zviazda.by/ru/tags/viktor-nazarenko
[4] https://zviazda.by/ru/specialnoe-prilozhenie-soyuz-evraziya