Что главное для успешной жизни и функционирования инфраструктуры любого города? Мосты и дороги. Без них невозможна нормальная работа транспорта и различные виды отношений со всеми последствиями. Вот и при разработке плана по празднованию 1000-летнего юбилея Бреста были определены наиболее значимые «объекты внимания» — Западный обход и Кобринский путепровод.
Транспортная развязка
Западный обход Бреста — это масштабный проект, который стартовал еще пять лет назад. Первая его очередь была успешно осуществлена, ее результатом стало открытие в 2014 году шестиполосного автомобильного моста через реку Мухавец в районе Брестской крепости.
Реализация второй очереди проекта началась в первые месяцы текущего года. Строители взялись за возведение путепровода через железную дорогу в виде кольца, которое опирается на колонны и имеет ряд лучей-съездов. Общая длина бетонного титана составит примерно три километра. Эстакада возводится над пятью железнодорожными переездами на пересечении шести городских улиц.
Следует отметить, что введение в строй Западного обхода не только решит проблему заторов на железнодорожных переездах северной части города и освободит центральные улицы от большегрузов. В перспективе магистраль соединит автодороги Р-17 Брест — граница Украины и М1 Брест — Москва, а также международные автомобильные пункты пропуска «Брест — Тересполь» и «Козловичи — Кукурыки».
В настоящее время основная строительная площадка располагается на пересечении улиц Лейтенанта Рябцева и Брестских Дивизий. В нескольких местах этот автомобильный узел пересекают железнодорожные пути. Привычной для города картиной стали большие очереди перед закрытыми шлагбаумами. Горожане, живущие в этом районе, научились подстраиваться под движение поездов. Казалось, так будет вечно. Но с началом строительства стало ясно, что проблема закрытых шлагбаумов и долгого стояния перед ними будет окончательно решена.
Тем временем завершается строительство двух десятков домов усадебного типа. Скажете: при чем здесь жилье? А оно — продолжение вышеназванного проекта. Дело в том, что жителей частного сектора по улице Поплавского, где пройдет новый путепровод, пришлось отселить. Как нередко бывает в таких случаях, решение далось нелегко обеим сторонам. Прошло несколько собраний, в том числе в горисполкоме. Были слезы, эмоции, претензии. Но консенсуса, в конце концов, удалось достичь. Людям предложили новые дома в другом месте взамен тех, которые стояли фактически впритык к оживленной трассе. И абсолютное большинство хозяев только выиграет от быстрого переселения. А некоторые вообще из старых крошечных домишек переедут в новые красивые благоустроенные коттеджи. Такой вот подарок им выпал по случаю 1000-летнего юбилея родного города.
Кобринский мост
Вышеуказанная транспортная развязка вступит в строй к концу юбилейного 2019-го года. Как и Кобринский мост. Это сооружение особенное для города. Оно было возведено на восточной окраине Брест-Литовска в начале ХХ века, по нему фактически проходила граница города и района. Сейчас мост находится в самом центре города. Его восточный съезд связан с улицей Московской, которая переходит в трассу М1. Интересно, что путепровод делит улицу на две части, одна из которых называется, как было сказано, Московская, вторая в 1990-х годах стала проспектом Машерова.
Так вот, последнюю свою реконструкцию Кобринский мост пережил в 1960-е годы — тогда у сооружения появилась пешеходная часть. Он служил многим поколениям горожан. И нынешние специалисты отдают должное предшественникам, которые сто лет назад с тогдашними технологиями, материалами, техникой возвели объект, что и сегодня служит. Но ведь понятно, что он давно устарел и морально, и физически.
Пришла и его очередь. Утвержден проект, и начались подготовительные работы к реконструкции, которая пройдет в два этапа. «Подготовительный этап — это перенос коммуникаций — теплотрассы, водопровода, канализации, сетей связи, — рассказывает главный инженер предприятия «Брестдорпроект» Руслан Горбачук. — Уже ведется демонтаж строений, сносятся деревья, которые стоят на пути будущего объекта».
Мост находится на самой оживленной трассе города. Его замену строители взялись провести без прекращения движения по существующим. Поэтому путепровод будет создаваться из двух частей. Первая появится с левой стороны (в направлении из центра). Как только первую часть сдадут в эксплуатацию, сюда переместится транспортный поток, начнется разборка старого моста и строительство второй части нового. В обоих направлениях нового моста будет по три полосы шириной 3,5 метра каждая плюс полоса безопасности в полметра и трехметровые тротуары с обеих сторон. Светофор на съезде с путепровода в центр будет ликвидирован, чтобы не тормозить движение. Зато здесь появится подземный переход. Предусмотрены лестничные сходы с моста для пешеходов. Выводить они будут в сторону прилегающих улиц. Также появится пролет для съезда на улицу Октябрьскую к Полесскому вокзалу. Одним из моментов улучшения Московской станет упорядочение движения на проблемных участках выездов с улиц Сикорского и Генерала Попова.
Нынешние проектировщики уверяют, что новый объект станет не только комфортным транспортным сооружением. Путепровод будет настоящим архитектурным украшением города и послужит многим поколениям. Ради этого стоит и потерпеть неудобства. На время строительства планируется пропускать по старому мосту только общественный транспорт и машины экстренных служб, остальным придется двигаться в объезд.
Есть такая концепция
Помимо реализации масштабных проектов, которые были названы, запланирована еще большая предъюбилейная работа. Недавно порядок ее обсудили депутаты городского Совета на своей сессии. Они утвердили концепцию празднования юбилея города. По информации заместителя председателя горисполкома Николая Якубовского, на капитальный ремонт жилых домов уже выделено 10 миллионов рублей. За три года их будет отремонтировано более 200, например, раньше приходилось обновлять около 25 многоэтажек в год. Модернизация ожидает многие улицы, дворовые территории, парки и скверы. В программу подготовки к юбилею вошло также строительство нового автовокзала, медицинских, спортивных, образовательных учреждений.
В программу-концепцию празднования включен ряд мероприятий: фестивали, конкурсы, различные конференции, историко-культурные и спортивные мероприятия, торжественные открытия новых объектов. Их проводится немало. Например, горожане активно участвовали в выборе эмблемы 1000-летия города. И она уже есть.
Кульминацией празднования должно стать красочное шоу под названием «Миллениум» в сентябре. Запланирована презентация нашего областного центра в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже где-то на октябрь-ноябрь 2019 года.
Все это прекрасно. Но нельзя не согласиться с председателем Брестского городского Совета депутатов Николаем Красовским, который подчеркнул, что на пути подготовки очень важными выглядят инициативы самих горожан и активное участие каждого в предпраздничном улучшении родного города... Например, жители подъезда, где живет автор этих строк, собрали деньги на ремонт первого этажа, и работы начались. Если мы не остановимся на достигнутом и одолеем ремонт всего подъезда, то есть обновим пространство своего повседневного существования, то и настроение в юбилейные дни будет гораздо лучше.
Светлана ЯСКЕВИЧ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/svyatlana-yaskevich
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] mailto:yackevіch@zvіazda.by