Стоит ли педагогам создавать аккаунты в социальных сетях? Каким должен быть профиль учителя: закрытым или открытым? Что можно публиковать на своей странице, а что нет? Нужно ли добавлять учеников в «друзья»? Что может позволить себе учитель в коммуникации со своими воспитанниками в интернете? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, в том числе и молодые, которые завели свои страницы «ВКонтакте» еще в школьные или студенческие годы. В рамках международной выставки-форума «Информационные технологии в образовании» перед белорусскими педагогами выступила кандидат психологических наук, внештатный сотрудник Фонда развития интернет, доцент Виктория ИЗМАГУРОВА, которая рассказала об «азах» ответственного поведения учителей в социальных медиа.
Агенты инфосоциализации
— В принципе существуют две линии поведения. Первая, когда педагог ценит свое внутреннее пространство, а потому не выходит в социальные сети, или если он и имеет свой аккаунт, но не добавляет учеников в «друзья». Вторая линия — педагог включает в круг интернет-«друзей» своих воспитанников и контактирует с ними в социальных сетях. Вторая линия поведения однозначно более приоритетная, — считает специалист, — хотя она и требует от педагога высокого уровня информационной культуры. Невозможно забывать, что вы педагог, даже если вы заходите на свою собственную страницу, делаете в интернете какие-то публикации, — вы все равно остаетесь педагогом. И так теперь будет всегда!
Виктория Измагурова рассказала о таком новом феномене, как инфосоциолизация. Вливание молодежи в социум происходит сейчас преимущественно в интернет-среде, поэтому у современных педагогов появилась новая задача — стать для подрастающего поколения агентами инфосоциолизации.
Информационная культура вообще стала неотъемлемой частью общей культуры человека. Но что под ней подразумевается? «Прежде всего, это способность отбирать качественную информацию в интернете, уметь оценивать ее достоверность, важность, а также умение моделировать свое поведение в интернете, чтобы оно было максимально эффективным, конструктивным и не затрагивало ничьих интересов, — объясняет специалист. — А если говорить об информационной культуре педагога, то она включает также способность влиять на информационную культуру ученика, формировать ее. При этом учитель должен сам хорошо владеть интернет-технологиями плюс обладать высокими морально-этическими качествами».
Если педагог сегодня не представлен в интернет-среде, в глазах своих учеников он сразу теряет очки. Цифровое поколение этого не может понять. Поэтому учителю нужно идти в социальные сети — туда, где проводят по несколько часов в день его подопечные.
Лаборатория Касперского провела исследование, которое установило, что 90 процентов российских педагогов используют социальные сети в личных целях. 73 процента добавляют учеников в «друзья». Открытый аккаунт из них имеют 67 процентов. А 25 процентов тех, кто дружит с учениками в сети, не проводят на этих площадках никакой педагогической работы. Детям, между прочим, требуется какой-то ориентир, эталон поведения.
Отношения в социальных сетях имеют много особенностей, которые учителю всегда надо иметь в виду. Невидимость субъектов коммуникации, анонимность и слабая регламентированность поведения в интернете создают у детей впечатление вседозволенности, когда им кажется, что стираются границы между статусом, что не нужно соблюдать правила субординации, они переходят на сленг. «Интернет — это абсолютная свобода без ограничений и запретов» — так считают очень многие подростки и направляются туда, где их никто не контролирует. К тому же часть пользователей любит создавать виртуальные личности — это когда в сети отыгрывается определенный жизненный сценарий, важный для конкретного человека. То, что он никогда не позволит себе в реальной жизни, с легкостью позволяет себе в интернете. Виртуальный образ жизни оказывается важнее реальности.
Спам не приветствуется
Виктория Измагурова рассказала об основных правилах профессиональной этики, которые педагогам рекомендуется выполнять, когда они заходят в социальные сети. Главный принцип — необходимость придерживаться тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. «Образ учителя в классе, школе и в социальных сетях должен совпадать. Это очень важно для формирования доверия между ним и учащимися. Поэтому берегите свою репутацию. Для педагога недопустимо использование ненормативной лексики, сомнительных фотографий и текстов в интернете, — подчеркивает психолог. — Случается, что человек в эмоционально подавленном состоянии или, наоборот, во время сильного потрясения пишет странные тексты, что учителю категорически запрещено делать. Сильная эмоция — не повод поделиться ей со всем миром».
Помните, что в соцсетях вы разговариваете с людьми. Имеется в виду, что в интернет-переписке нужно руководствоваться принципом «Сказал бы я то же самое человеку в лицо?».
Впрочем, принципы информационной этики общие для всех, а не только для педагогов. Это сохранение права на частную переписку. Выкладывать переписку с другим человеком в общий доступ или пересылать ее другому «другу» по социальной сети недопустимо.
Надо уважать время и возможности других, поэтому не рекомендуется «спам»: распространять «вирусный» контент, фейковые новости, скрытую рекламу и другой интернет-мусор. В общем распространение ненужной информации приводит к тому, что к ней перестают серьезно относиться, и это провоцирует снижение авторитета того человека, который ее рассылает.
Нельзя просить репостить информацию, размещенную на вашей странице. Это элементарная сетевая этика: если человек заинтересуется, он сам добровольно сделает репост.
Не рекомендуется также отмечать друзей на снимках без их разрешения, размещать фото и поздравления на чужих страницах без разрешения их хозяев, злоупотреблять хэштегами.
Признаком дурного тона считается и чрезмерное увлечение селфи. Более того, психиатры уже относят эту вроде бы безобидную «забаву» к психическим расстройствам. Также не рекомендуется часто выкладывать фото с мест, которые вы посетили, потому что таким образом вы транслируете в сетях онлайн свою частную жизнь.
Самопрезентация в сети
Педагогам ни в коем случае нельзя вмешиваться в публичные конфликты. Все написанное остается в сети, поэтому через некоторое время слова и комментарии могут вырвать из контекста и направить против учителя. Не пытайтесь переспорить тролля и помните, что вы можете неправильно понять через экран эмоции и интонации других людей, как и другие люди могут ошибиться в ваших.
Писать в сетях педагог должен правильно и без сокращений, потому что всему, что он делает, уделяется особое внимание. Учитель всегда находится «под прицелом».
Еще одно правило — помогайте другим там, где это можно сделать. Надо участвовать в различных сетевых сообществах, в том числе профессиональных, организовывать группы по интересам.
Если в социальных сетях учитель дружит со своими учениками, то следует в настройках убрать возможность видеть список друзей на странице другим пользователям. Если учитель со своими учениками создает группу, то она должна быть закрытой, чтобы присоединиться к ней можно было только по приглашению членов этой общины.
Публиковать фото детей без их согласия запрещается. Исключение — групповое фото, когда лица видно только издалека.
— Учебное взаимодействие с детьми, обмен с ними актуальной информацией должны быть не только в школе, но и в онлайн-пространстве, — подчеркивает Виктория Измагурова. — Вот только сфера влияния педагога здесь расширяется, так как в интернете дети сталкиваются совсем с другими рисками, и учитель должен быть готов им помочь.
Некоторое время назад проводилось исследование, которое установило, что на первое место по значимости полученной информации школьники ставят родителей, на второе место — интернет, а учителя занимают лишь третью позицию. Поэтому ролевой репертуар педагогам сегодня советуют расширить и ввести в его роль навигатора в медиапространстве. Учитель должен помогать ученикам отбирать качественный контент и формировать нормы оценивания информации.
— Участие педагога в интернет-жизни учеников требует большой ответственности, он фактически лишен частной жизни в социальных сетях. Это надо понять и принять, — констатирует Виктория Измагурова. — Личная страница — это его самопрезентация в интернете, поэтому очень важно правильно управлять этим ресурсом.
В каждой сети — свой статус
— Имидж педагога — в его руках, — уверена заместитель председателя Общества белорусской школы, редактор портала nastaunik.info Тамара МАЦКЕВИЧ. — Различные социальные сети имеют разный социальный статус. Если ваша основная персональная страница находится в «Одноклассниках», то вы, скорее всего, в глазах ваших учеников принадлежите к более низкому классу. Дети называют эту сеть «одноглазники».
Белорусские школьники и студенты по привычке живут «ВКонтакте». Если вы молодой учитель и ученики вас считают за своего, можете завести аккаунт там.
Белорусский сегмент «Фейсбука» принято считать интеллектуальным, он «заселен» интеллигенцией и условным средним классом. Там, в отличие от «Одноклассников», не принято ежедневно делиться рецептами пирогов, графоманскими стихами, чудодейственными иконами, букетами и ностальгировать по напрасно прожитой молодости... Хотя при переселении из «Одноклассников» их «жители» иногда переносят в «Фейсбук» и старые привычки. Учителя, например, очень любят делиться неглубокими статьями из сомнительных сайтов, созданными для вирусной рекламы, всякими объявлениями о помощи и сочувствии «несчастным людям», которых они лично не знают.
К тому же в «Фейсбуке» действует много площадок для профессиональных отношений педагогов, можно присоединиться к группам по интересам, подписаться на страницу любых изданий из любой страны: от «Учительской газеты» к Washington Post.
Если вы имеете страницу на Google+, то сразу попадаете в число «продвинутых профессионалов». Ваши ученики будут знать, что вы пользуетесь всеми современными google-сервисами для обучения, хранения информации, обмена профессиональными (и не только) материалами, в том числе и собственным каналом YouTube.
Если вы любите фотографировать, то вам подходит «Инстаграм». Присутствие в этой сети (как и наличие хобби) добавит много бонусов в глазах школьников. «Инстаграм», пожалуй, самая престижная сеть у молодого поколения.
А не завести ли учителям два аккаунта: один публичный, а второй — для родных и друзей, чтобы «сохранить частную жизнь», поинтересовались мы у Тамары Мацкевич. «Здесь каждый решает сам, — ответила она. — Однако дети хорошо чувствуют двойную жизнь. Они либо не будут уважать вас, или, еще хуже, переймут такую модель поведения. Это может слишком дорого стоить и неприемлемо для педагога».
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Марины БЕГУНКОВОЙ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] mailto:nikalaeva@zviazda.by
[5] https://zviazda.by/ru/tags/chyrvonaya-zmena-0
[6] https://zviazda.by/ru/tags/socialnye-seti
[7] https://zviazda.by/ru/tags/uchitelya
[8] https://zviazda.by/ru/tags/imidzh-pedagoga-0
[9] https://zviazda.by/ru/tags/tamara-mackevich-0
[10] https://zviazda.by/ru/tags/viktoriya-izmagurova
[11] https://zviazda.by/ru/tags/internet-zhizn
[12] https://zviazda.by/ru/tags/onlayn-prostranstvo
[13] https://zviazda.by/ru/tags/internet-perepiska
[14] https://zviazda.by/ru/tags/informacionnaya-kultura
[15] https://zviazda.by/ru/tags/odnoklassniki
[16] https://zviazda.by/ru/tags/google-0
[17] https://zviazda.by/ru/tags/youtube
[18] https://zviazda.by/ru/tags/instagram-3