Есть прямая связь между уровнем знаний и уровнем скуки на уроке. Школе надо обязательно меняться! Визуализация, геймификация и нейротехнологии — те тренды в образовании, которые просто нельзя игнорировать. В этом уверены будущие педагоги, которые пока еще сами не оставили школьные стены. На днях в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка прошла интереснейшая форсайт-дискуссия.
Педагогическая футурология
— Ровно год назад в нашем университете были подведены итоги республиканского конкурса для учащихся педагогических классов «Будущие педагоги — о школе будущего». Его участники представляли различные ее модели. Многие конкурсанты говорили о том, что ключевой фигурой в технически оснащенной школе будущего останется педагог, который «очеловечивает» образовательный процесс, является для своих учеников примером, в том числе и в отношении к профессии. Тогда у нас, организаторов, возникла идея: приступить к долговременной серьезной работе с учащимися педагогических классов в области педагогической футурологии, — рассказала проректор по научной работе БГПУ, доктор педагогических наук, профессор Анна ТОРХОВА. — В продолжение темы мы предложили старшеклассникам поискать ответ на вопрос: «Как же подготовить педагога, который сможет эффективно работать в школе будущего?»
Опробовать новую для нашей страны форсайт-технологию было предложено командам школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. Надо заметить, что из 14 школ-лабораторий откликнулись на предложение не все, а только 9: все-таки для того, чтобы сформулировать и озвучить свои идеи, требуются интеллектуальная смелость, способность к проектно-инновационному мышлению и готовность работать в команде.
Задача спикеров была не из легких. В течение пяти минут они должны были ёмко и лаконично представить свои форсайт-идеи. В результате старшеклассники обосновывали возможные, вероятные и желательные события и изменения в области технологий профессиональной подготовки педагогов с разных субъектных позиций: учащегося педагогического класса, студента педагогической специальности и молодого специалиста, который работает в сфере образования.
Генератор идей и новатор
«Мы живем в современном мире, где требования к педагогу очень высоки. Педагог — не только носитель современных знаний, но и создатель новаторских идей и процессов, готовый менять и реформировать педагогические технологии, — в этом уверена команда учащихся Слонимской средней школы № 8, которую представляла на форуме десятиклассница Мария АНИКЕЕНКО. — Педагог мультипрофильного плана должен обладать несколькими специальностями и сочетать профессиональную подготовку и коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой деятельности. Модель универсального педагога видится нам следующим образом: это лидер, высококвалифицированный специалист, который хорошо разбирается в психологии, интеллигент, умелый коммуникатор и администратор, менеджер, а еще он актер, сценарист, режиссер и писатель в одном лице».
— Наша фантазия может доставить нас куда угодно, поэтому технологии визуализации в обучении очень актуальны, — рассуждает Александр ЛЕНКОВЕЦ, ученик 10 класса Сновской средней школы. — Не менее важна в подготовке будущего педагога и психология: она помогает ему стать более устойчивым к различным провокационным ситуациям. «Самая главная формула успеха — знание, как общаться с людьми», — утверждал Теодор Рузвельт. Сравнивая образ современного педагога и мое собственное представление о том, каким он должен быть, я считаю, что наиболее востребованы будут эвристические умения, исследовательские навыки и такие качества, как умение сопереживать, рефлексировать, слушать и слышать другого, творческая активность, открытость, настойчивость, гибкость, мобильность, умение работать с интернет-ресурсами... Будущему педагогу надо учиться создавать проблемные ситуации, организовывать учебно-исследовательскую деятельность, интересоваться педагогическим опытом других. Успешность и конкурентоспособность специалиста зависит и от умения воспринимать новое и учить новому, вести собственный блог и виртуальный кабинет, работать с проблемными детьми и родителями учеников. Таким образом, наиболее эффективными технологиями подготовки учителя в будущем являются интернет-технологии, технологии виртуализации и практикоориентированная среда. Надо пытаться искать, так как никто не знает, какой путь окажется наиболее результативным.
Старшеклассники Гресской средней школы предлагают с первого курса для каждого студента педагогической специальности разработать индивидуальную траекторию личностного развития под руководством тьюторов. Основными трендами в подготовке педагогов будущего являются, по их мнению, индивидуализация и вариативность обучения с применением информационно-коммуникационных технологий.
«Мы сторонники педагогической интернатуры, — говорит одиннадцатиклассница Валерия РАХИНСКАЯ. — В этот период у педагога-интерна будет возможность опробовать на практике тему дипломной работы и скорректировать свои теоретические знания. Молодой специалист в обязательном порядке ведет свой блог для интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Особое внимание следует уделять развитию риторики, поскольку мы живем в цифровом и клиповом мире, поэтому, к сожалению, разучились красиво разговаривать. Мы уверены, что образованию нужны люди, которые не только идут в ногу со временем, но и опережают его».
Вход в профессию
«Для нас мало, чтобы каждый ученик педагогического класса профессию учитель «любил и уважал». Мы хотели бы, чтобы все увлеклись педагогическим поиском. Главный педагогический поступок — это переход от теории к практике», — считает команда из витебской гимназии № 5, которая именно так и назвала свою идею — «Педагогический поступок». И первый шаг — это вход в профессию еще на стадии обучения в профильном классе.
— Учащиеся педкласа не проводят самостоятельно уроки, а выступают в роли консультантов или репетиторов для младших школьников, — объясняет Дарья БЕЛЯЕВА, ученица 10 класса. — Таким образом будущие педагоги нарабатывают практические навыки объяснения непонятных для младших тем, пользуясь при этом своим ученическим опытом. А сложности, с которыми они столкнутся, подтолкнут их к поиску решения педагогических ситуаций через изучение основ педагогики, методики и опыта своих педагогов. У каждого студента педагогического вуза с первого курса и до окончания университета должен быть свой тьютор (классный руководитель) и свой подшефный класс в конкретной школе.
Нужно использовать индуктивные методики и технологию безоценочного обучения. Смысл индуктивных методик заключается в том, что мы движемся не от теории к практике, а наоборот. Студенту, который пришел на практику, дают задание, он не совсем понимает, что нужно делать, но пытается, ошибается, начинает исправлять свои ошибки и постепенно приходит к правильному пониманию. Вместо того, чтобы ставить оценки, сравнивая каждого с эталоном, лучше опираться на критерии — минимальный результат, который ожидают от студента. Такая оценка будет зависеть от сложности умений, которыми обладает студент, включая его умение синтезировать новые знания. Это поможет будущим педагогам стать учителями для самих себя — они смогут следить за тем, чего достигли, и чему им еще предстоит научиться, а не ориентироваться на систему оценок, которая не имеет никакого отношения к их личному педагогическому опыту.
В традиционной модели педагог получал в вузах преимущественно теоретическое образование, а мы предлагаем эту систему переврнуть: максимум практики в педкласе и непрерывной практики во время обучения в вузе за счет уменьшения теории до необходимого минимума. Остальное студент изучит в процессе непрерывного самообразования, когда будет сталкиваться с конкретными проблемами на практике.
По окончании вуза выпускник должен будет сдать такой экзамен, в ходе которого он продемонстрирует свои педагогические компетенции, а не уровень теоретической подготовки. Например, подготовит и защитит перед комиссией план урока по теме с экзаменационного билета и решит конкретную педагогическую ситуацию. Только так можно будет оценить готовность выпускника стать учителем, а не объем его памяти, благодаря которому он смог заучить теорию по педагогике и методике.
Авторы идеи «Педагогический поступок» считают, что обучение учителя должно стать намного более практичным и технологичным. Молодой педагог, который закончил вуз, должен эффективно применять в своей работе современные информационные технологии и устройства, а этому его нужно научить. Он должен уметь решать конфликтные ситуации, владеть приемами активного слушания, эффективной коммуникации, знать все последние инновации в образовании. Но чтобы это осуществить, необходимо не только изменить подготовку будущих учителей, но и систему организации труда и оплаты деятельности учителя, поскольку на сегодняшний день неизмеримое количество обязанностей просто не позволяет учителю быть в тренде и найти силы и время для составления каждому своему воспитаннику образовательного маршрута.
Лекарство от школьной рутины
— Многие знания, которые мы получаем в школе, оказываются бесполезными и плохо запоминаются. Школьникам неинтересно учиться. Мы считаем, что нужно использовать в процессе обучения элементы игры. Будущее — за геймификацией, — поделились видением ситуации спикеры от столичной школы № 126 ученики 10 класса Леонид ЛАРИН и Александр ДАНИЛОВ. — В школе за ошибки всегда наказывают. Основное же отличие геймификации от стандартного обучения — это отношение к ошибкам. Все знают выражение «учиться на своих ошибках»... Для компьютерных игр это главный принцип. Ничего страшного в неудачах нет. Ты ошибаешься, отправляешь свою ошибку и двигаешься дальше. При геймификации дополнительные игровые правила внедряются в школьную действительность. Каждый семестр ученик начинает с нуля баллов, а потом начинает их постепенно набирать, совершая определенные ходы и достигая нужных результатов. Он получает бонусы в игре, а на финише его ждет главный приз...
Известно, что игра способна захватить все внимание и не отпускать долгое время. Вот бы с такой же одержимостью школьники хотели учиться... К тому же можно играть-учиться не одному, а в команде, а это уже совсем не скучно... «Если поставить перед учеником интересную цель, поверьте, он захочет учиться!» — уверяют юноши.
Форсайт-идея учащихся с минской средней школы № 6 была посвящена использованию в образовании технологий дополнительной реальности.
— Сегодня уже никого не удивишь умением показать презентацию или применением интерактивной доски. Не за горами тот день, когда новый тренд — внедрение сетевого серфинга в обучение — прочно займет свои позиции, — рассуждает одиннадцатиклассница Александра КОЛТОВИЧ. — Учащиеся смогут с легкостью обратиться к нужному учебному материалу, точно ранжировать источники информации, повысится гибкость и мобильность знаний. В будущем будет востребован педагог-куратор онлайн-пространства, обладающий компьютерным моделированием и способный научить основам сетевой безопасности.
Погружение в виртуальную реальность станет неотъемлемой частью многих уроков. Определить уровень восприятия и подготовки ученика можно будет благодаря сканированию сетчатки глаза. Люди будут воспринимать информацию в десятки раз быстрее и эффективнее благодаря 3D-визуализации: школьники смогут оказаться где угодно — в тропическом лесу или в Букингемском дворце. Появится и новая специальность — веб-психолог. Но техника в школе будущего все-таки никогда не заменит контакт с учителем, даже самый совершенный робот так и останется всего лишь накопителем информации.
В принципе все участники сошлись во мнении, что учитель — в прошлом, настоящем или будущем — это любовь, понимание и терпение. Учитель — прежде всего человек (пусть даже и из другой галактики)! Результатом совместной работы стала резолюция, в которой отражены самые актуальные тренды и тенденции в педагогическом образовании и определены пять технологий, которые, по мнению участников, будут эффективны в подготовке педагога нового поколения.
Надежда НИКОЛАЕВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/bgdpu
[5] https://zviazda.by/ru/tags/pedagogicheskie-klassy
[6] https://zviazda.by/ru/tags/forsayt-forum
[7] https://zviazda.by/ru/tags/forsayt-diskussiya
[8] https://zviazda.by/ru/tags/pedagogicheskaya-futurologiya
[9] https://zviazda.by/ru/tags/geymifikaciya
[10] https://zviazda.by/ru/tags/virtualnaya-realnost
[11] https://zviazda.by/ru/tags/pedagogicheskaya-internatura