В прошлом году Гродно и его окрестности посетило свыше 52 тысяч безвизовых туристов. Они оставили в регионе более 12 миллионов евро. В среднем получается 220 евро на человека. Но все ли возможности задействованы, чтобы заставить иностранного туриста «раскошелиться»?
Безвиз — на выходные
С начала этого года безвизовый поток еще вырос. За квартал прибыло 20 тысяч туристов. Это почти вдвое больше, чем за такой же период прошлого года. И хотя среди гостей — представители 42 стран мира, подавляющее большинство — это ближайшие соседи, в основном литовцы и поляки. Путь от них недалеко, поэтому и срок пребывания невелик. Как правило, безвизовые туристы приезжают либо на один день, либо на уик-энд. А чем меньше срок, тем меньше и денег они потратят.
Многие посещают Гродно впервые. По словам директора гродненской туристической фирмы «Зет» Сергея Якшевича, некоторые приезжают "в разведку". А через некоторое время возвращаются вместе с группами и могут задержаться на выходные. Выгоду ощутили и турагентства — их количество значительно увеличилось. Но конкуренция в этом деле туристу только на пользу. В этом году фирма «Зет» вместе с польскими партнерами организовала доставку туристов из упрощенного пункта пропуска. К погранпереходу группу туристов подвозят поляки, а на пешем переходе через Августовский канал с белорусской стороны их встречает транспорт гродненской турфирмы.
— Наша задача — за минимум времени, то есть за выходные, показать как можно больше интересного в городе и окрестностях. Самыми популярными объектами, как всегда, являются Коложа и замки, домик писательницы Элизы Ожешко, агротуристический комплекс «Коробчицы». Теперь, с открытием сезона, есть возможность покататься на теплоходе по реке Неман и Августовскому каналу. По безвизу перевезли более 2 тысяч туристов.
«Загрузить» 2—3 дня интересной программой не проблема, уверен директор. А вот дальше туриста трудно задержать на одном месте. Поэтому многие гости по-прежнему предпочитают визовую систему, чтобы иметь возможность ехать дальше по Беларуси.
Есть где поспать и поесть
Кстати, многие туристические фирмы с введением безвизовой зоны изменили направление деятельности. Если в начале внутренним туризмом занималась всего несколько агентств, то теперь их около 70. Туристы, которые заинтересованы в более прочном знакомстве с Беларусью, как уже отмечалось, приезжают с визой. Это подтверждает и экскурсовод Анна Шеренда. Широким спросом у польских туристов пользуются маршруты, связанные с общей историей. Они едут из Гродно в Новогрудок, Пинск, посещают родину певца Чеслава Немана на Щучинщине, Брест.
Безвиз же сделал значительный вклад в развитие самого областного центра. Открываются новые кафе и рестораны, киоски с сувенирами, выросла целая улица ремесленников.
В Гродно появились новые гостиницы, отель-апартаменты, открыто несколько хостелов. Создано 400 рабочих мест. Только за первый квартал года появилось несколько пищевых объектов на 200 мест. Планируется открыть еще три хостела, и это не случайно: спрос на спальные места в городе увеличивается. Подсчитано, что половину средств, которые тратят в регионе безвизовые туристы, составляет именно оплата мест проживания. А вот квалифицированные экскурсоводы — это то, что можно назвать упущенной выгодой. Специалистов со знанием польского, английского, немецкого языков по-прежнему недостаточно, считает Анна Шеренда. Поэтому многие фирмы приезжают со своими экскурсоводами. Правда, индивидуальные туристы ходят с картами и имеют возможность с помощью смартфонов «читать» информацию с QR-кодов на объектах города.
Депутатов заинтересовала инфраструктура
Оценить туристическую обстановку на месте решили депутаты горсовета — во время выездной сессии. Целью посещения стали Августовский канал и окружающая инфраструктура. Это очень важный участок для безвизовых туристов, подчеркнул депутат Гродненского горсовета, заместитель председателя областной ассоциации местных Советов депутатов Сергей Коледа. На канале действует сезонный водно-пеше-велосипедный пункт пропуска. Сюда прибывают туристы на велосипедах и байдарках, проходят пешие группы. Обустройством веломаршрутов здесь занялись несколько лет назад. Недавно создан и промаркирован маршрут «По следам ятвягов», который длится 40 километров вдоль канал. На его протяжении установлено 15 мест отдыха с информационными табличками.
— Маршрут в нескольких местах пересекает канал, проходит по прекрасным живописным местам, удачно вписан в природный ландшафт, — рассказывает Сергей Коледа. — Можно проехать его частично, закольцевать в нужном месте. Многие туристы из Польши осваивают белорусскую сторону канала, приезжают на велосипедах. Кому нужно, может остановиться в агроусадьбе. Их здесь достаточно.
В нескольких километрах от канала стоит Гродненская крепость. Форты крепости имеют статус исторической ценности, недавно появилась возможность для их посещения.
Важным шагом стала прокладка дороги к самому большому форту, который был возведен в преддверии Первой мировой войны и не имеет аналогов в Беларуси. Его называют последним форпостом Российской империи. Действительно, сюда наведывался сам император Николай II вместе со своей семьей. Сейчас здесь выдают желающим специальные фонари, чтобы можно было побродить по подземным хранилищам.
По словам депутата, важно развивать активный отдых. В мире, особенно в Европе, на велосипедах и байдарках путешествуют целыми семьями. Гродно, который находится между польским Августовым и литовским городом-курортом Друскининкай, может стать важным звеном для трансграничных поездок. А это еще один шаг к увеличению количества туристов. Вот только «раскошелиться» им на канале негде. Разве что во время выходных, когда на одном из шлюзов иногда устраиваются праздники...
А как с рекламой?
Весь сервис — от проживания до развлекательной программы — обеспечивает турагентство. Мариуш, бизнесмен из Польши, рассказал, что он приехал в Гродно с группой в составе 14 человек. Это деловые люди из Августова и Варшавы. Мариуш не первый раз в Гродно и решил показать город своим партнерам. По его словам, посещение региона с соответствующей программой обходится гораздо дешевле, чем, например, в Европе.
Туристам из Польши предложили катание на теплоходе по Неману, белорусскую кухню с драниками, посещение агротуристического комплекса «Коробчицы», экскурсию по городу. Со своей стороны польские туристы выразили мнение по поводу потенциала региона. По их мнению, главная привлекательность Гродненщины и всей страны — это природа.
— Сюда можно привлечь туристов со всего мира — именно красотой природы, отдыхом на озерах и реках... Потенциал безвизовой зоны большой, но он используется недостаточно, — считает Мариуш.
Не много и рекламы за рубежом. Между тем многим туристам из Польши отдых пришелся по душе. Они чувствуют гостеприимство белорусов и, что важно, безопасность.
Кстати, что касается рекламы, уже есть договоренность городских властей с польской стороной об установке в Белостоке и Августове билбордов о безвизовой зоне. Такое предложение направлено и в литовский Друскининкай.
— Опыт показал, что на туризме можно зарабатывать. Поэтому в регионе разработана программа по совершенствованию туристического сервиса в Гродно и Гродненском районе на следующие два года. Обращается внимание на развитие инфраструктуры, проведение маркетинговых мероприятий, создание условий для малого и среднего бизнеса, — рассказал Сергей Коледа. — Все это должно дать толчок к росту туристического продукта.
Маргарита УШКЕВИЧ
Фото Аллы БЕЛОВОЙ
Приглашаем в Беларусь!
В нашей стране нет настоящих гор и моря, но если поразмыслить, то за этим не нужно ехать за границу. Море белорусам заменяют Браславские озера, горы — солигорские терриконы. Башни и дворцы, которые остались в наследство, не уступают в величественности и красоте архитектурным шедеврам главных европейских столиц. Беларусь имеет ресурсы для развития туристического потенциала, но в какую сторону для этого нужно двигаться?
Николай КРАСОВСКИЙ, председатель Брестского городского Совета депутатов:
— Упор надо делать на безвизовый режим. Он у нас существует. Посещать территорию туристско-рекреационной зоны «Брест» без визы можно до 10 дней. Эти правила начали действовать с 1 января. Мы ведем еженедельную статистику по количеству туристов, которые, согласно правилам, прибывают к нам. Приехало уже более 3500 гостей.
Интересным ресурсом является и инвестиционная привлекательность Бреста. Она обусловлена празднованием 1000-летия города, которое состоится. Мы рассчитываем, что известность региона в рамках подготовки к празднику, проведения мероприятий и информирования об этом на международном уровне будет способствовать туристическому потенциалу. Конечно, привлекают иностранных гостей (основное количество — россияне) в первую очередь наши бренды — Брестская крепость, Беловежская пуща. Агроэкотуризм более характерен для районов — Брестского, Каменецкого. Они также расположены в зоне безвизового доступа.
Валентина КРУПЦА, хозяйка агроусадьбы, Быховский район:
— Для развития агроусадебного бизнеса большое значение имеет личность хозяина. В первую очередь он должен быть энергичный и терпеливый: все-таки это работа с людьми. Чтобы привлечь клиента, владельцы имений должны участвовать в работе. Знаю некоторых соседей, хозяев усадеб, которые только собирают деньги. Но качественно и преданно чужие люди на селе работать не будут. Бывают досадные случаи, когда гости, например россияне, договариваются, приезжают, но не могут даже разместиться — всему виной безответственность хозяев. Слава богу, это единичные случаи, но они есть.
На популярность усадьбы влияет и место ее размещения. Мы находимся на берегу водохранилища. Люди могут ловить рыбу, проводить время, катаясь на катамаране, водных лыжах, катере. Много чего можно придумать, поэтому важный ресурс — креативность хозяина. Нужно развивать и активный отдых: есть площадка для мини-футбола, волейбола, спортивный городок.
Основные гости в последнее время — белорусы. Рада, что наши люди могут себе позволить выехать на природу. Правда, хочу отметить как предприниматель: хотелось бы большего внимания к нам и нашим проблемам со стороны местных властей.
Марина ГНЕДАЯ, директор белорусского туроператора частного научно-практического унитарного предприятия «Автоматизированные технологии туризма»:
— В первую очередь нужно отметить потенциал наших санаториев. А теперь отличное соотношение цены и качества. Санатории очень популярны среди иностранных граждан. Иностранцы готовы ехать на лечение, оздоровление в Беларусь. Но на сегодня срок безвизового режима через Национальный аэропорт составляет только 5 дней, а этого очень мало для лечения. Чтобы получить эффект для здоровья, необходимо увеличить количество дней пребывания по безвизовому режиму до 10—14.
Если говорить о познавательном туризме, то для его развития необходима популяризация Беларуси не только на международной арене, но и среди наших граждан, подростков. Важная задача — сохранение историко-культурного наследия страны.
Еще отмечу, что у нас мало аттестованных гидов-переводчиков. Это актуально особенно сейчас, когда каждый гид должен аттестоваться по каждой экскурсии отдельно. Существует в городе Минске проблема и со стоянками для экскурсионных автобусов.
Мария ДАДАЛКО
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/margaryta-ushkevich
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/regiyony-0
[4] https://zviazda.by/ru/tags/mestnoe-samoupravlenie