Каким должно быть детское питание: вкусным или полезным? А можно ли сделать его одновременно и вкусным, и полезным, особенно в школьной столовой? В Научно-практическом центре НАН Беларуси по продовольствию решили с помощью анкетирования расставить все точки над «і».
— Мы договорились с Министерством образования, что в анкетировании будут участвовать почти все школы, — рассказал начальник отдела питания НПЦ по продовольствию Валерий Шилов. — Нас интересует, как оценивают школьное питание сами ученики, их родители и педагоги, и на основании полученной информации будем делать выводы.
Авторов анкеты, в частности, интересует степень удовлетворенности качеством питания в школе, составлением меню, организацией режима питания, санитарным состоянием столовой... Заполнить анкету можно на сайте Научно-практического центра НАН по продовольствию.
По мнению Валерия Шилова, школам нужно активнее внедрять такую систему организации питания, как шведский стол.
— В учебных заведениях, где дети могут выбирать из предложенных блюд, отходов практически не бывает. Кроме того сохраняется принцип разнообразия — один из основных в здоровом питании, — подчеркнул специалист. — Думаю, что нужно задуматься и о введении контейнерного питания, которое могло бы решить ряд проблем: и с безопасностью питания, и с коррупционной составляющей организации этого процесса...
Но не все разделяют его мнение.
— Школьное питание несет еще и воспитательную функцию: сервировка столов, столовые приборы, салфетки — все направлено на воспитание культуры питания у учащихся, — подчеркивает исполняющая обязанности заведующего отделением гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ирина Позняк. — Салат, по нашим требованиям, обязательно должен быть в отдельной посуде. Определенная температура блюд также влияет на вкусовые рецепторы. Что касается шведского стола, то эту модель проблематично применить на перерыве, который длится 10-15 минут. Чтобы школьники успели за это время подкрепиться, столы им накрывают заранее.
В столице есть примерно 5-7 учреждений образования, где действуют элементы шведского стола: это модель больше подходит для старших школьников, которые не будут толкаться в очереди, которые уже могут сделать осознанный выбор. Она мало подходит для учеников средних классов и совершенно не подходит для младших школьников.
Между прочим, выборочное анкетирование, проведенное санитарной службой несколько лет назад, показало, что на первом месте среди причин, по которым дети отказываются питаться в школе, стоит внешний вид поваров. Если ребенок увидит неаккуратного работника столовой или у повара будут грязные руки, он никогда не будет там питаться. Эстетическая сторона (внешний вид обслуживающего персонала, сервировка столов, посуда, оформление помещений столовых, мебель) на самом деле очень важны.
А знаете ли вы, почему дети отказываются пить в школьной столовой чай или компот? Потому что они им кажутся слишком сладкими. И совсем небезосновательно...
— Пищевые привычки меняются. Это раньше мы все пили чай с двумя ложками сахара, — рассуждает заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова. — А кто сейчас так делает дома? Поэтому наша рекомендация — уменьшить в рационе школьников содержание сахара. Мы направили письмо в адрес всех государственных органов — Министерства антимонопольного регулирования, областных исполкомов, Министерство образования — с рекомендацией в рецептурах блюд для школьников уменьшить содержание сахара на 30-35 процентов и соли — на 20-25 процентов. Ежегодно в стране среди детского населения регистрируются 300 новых случаев сахарного диабета и 400 случаев гипертензии. С этим надо что-то делать!
Алла Малахова уточнила, что по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, дети должны получать 5-6 граммов соли в сутки, а в Беларуси в нормах питания прописаны 8-9 граммов. Также в связи с тем, что дети недостаточно получают у нас молока и, соответственно, кальция, сейчас обсуждается на уровне министерств введение в рацион школьников дополнительного молока или кисломолочных продуктов. Родителям, дети которых питаются за собственные средства, также будет предложено дополнительно использовать в рационе молоко и молочные продукты.
Специалист напомнила, что перерывы между приемом пищи у детей не должны превышать 3,5-4 часа. Об этом должны помнить родители, которые отправляют своего ребенка в школу. А если ученик находится в учреждении образования до вечера, то нужно позаботиться о дополнительном приеме пищи, неважно где: в столовой, буфете или в школьном кафе. Семь-восемь часов без питания — это просто недопустимо!
Что касается школьных буфетов, то не секрет, что часто там продаются продукты, которые не имеют никакого отношения к здоровому питанию:
— Самая главная проблема в том, что директора школ не считают школьный буфет своей территорией, — констатирует Алла Малахова. — А именно руководитель учреждения должен диктовать, что там продавать. Надо встать на позиции здорового питания, уменьшить там присутствие кондитерских изделий, сладостей и другой бесполезной пищи.
В ассортименте буфетов должны присутствовать соки, фруктовые или плодовые нектары, овощные, молочные, кисломолочные продукты, в том числе обогащенные микронутриентами. Рекомендуется также продажа гематоген, мармелада и зефира. А вот ассортимент конфет, шоколадных батончиков, карамели, печенья нужно ограничить.
Заместитель начальника отдела общественного питания главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Марина Дьякова рассказала, что в Минске к новому учебному году разработали единое для всех школ двухнедельное меню. Рацион разработан для различных возрастных групп учащихся: от 6 до 10 лет, от 11 до 13 и от 14 до 17 лет. При составлении меню учитывались требования в плане соблюдения сезонности, рационального распределения общей калорийности суточного рациона, оптимального соотношения пищевых веществ (белков, жиров и углеводов), использования продуктов, разрешенных для питания детей. Также блюда не могут повторяться в меню два дня подряд. В столице питание учеников организуют девять районных комбинатов школьного питания. Они обслуживают 251 объект при учреждениях общего среднего образования. Горячим питанием охвачено 96 процентов школьников.
Надежда НИКОЛАЕВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/solovaya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/shkola
[5] https://zviazda.by/ru/tags/uchashchiesya
[6] https://zviazda.by/ru/tags/shkolnoe-pitanie
[7] https://zviazda.by/ru/tags/eda