Вечером пройтись вдоль центральной улицы Первомайской в Могилеве одно удовольствие. Фонари освещают дорогу так, что, как поется в песне, хотя иглы собирай. Несколько шагов в сторону — и ты на улице Волгоградской, той самой, которая, по словам местных жителей, частично утопает в темноте. И действительно, в отличие от Первомайской, где светильники через каждые тридцать шагов, здесь ночью можно и ногу сломать, пока до очередного «светового островка» дойдешь.
А фонари — тусклые
Внимание на проблему обратил уже хорошо знакомый по предыдущим публикациям председатель микрозоны Виталий Гордеев. В разное время мы с принципиальным активистом боролись за дорожное покрытие на улице Краснодарской, против свалки на территории здешнего учреждения образования — на сегодня все недостатки устранены. И вот Виталий Гордеев снова позвонил в газету. Заверил, что уже воспользовался всеми другими способами добиться правды.
— Одна надежда на вас, — говорит он. — Если бы это было лето, мы возможно, не стали бы так решительно действовать. Но за детей страшно, которые по мрачным улицам домой идут. Сейчас же после пяти уже темно. Я не говорю о тех, кто по долгу службы возвращается с ночной смены. Здесь вообще только собственный фонарик и выручает.
Действительно, зимний день короткий, а по улицам частного сектора гулять в темноте очень опасно. Сами понимаете, даже в городе это почти что деревня, где редко встретишь тротуары. Улица Волгоградская — не исключение. Нашим читателям она уже немного знакома: несколько лет назад активист приводил нас сюда показать архаичные деревянные световые опоры. Надо отметить, что приятные изменения все-таки произошли. Вместо деревянных столбов стоят новые — железобетонные. Недовольство вызывает только то, что светильники на них через один. Зачем пустые столбы — непонятно. Жители тоже не в курсе. Только смеются, мол, коммунальщики подготовили запасные на случай, если первые выйдут из строя. Зато проблем с освещением сначала не было. Опоры почти в два раза выше деревянных, лампочки на них светодиодные — светят качественно и далеко. Но радовались недолго.
— В июне была гроза, и все фонари погасли, — вздыхает Виталий Федорович. — Руководитель предприятия «Горсвет» успокоил, что они все отремонтируют и мы снова будем со светом. Но через месяц сказали, что отремонтировать не удалось, и лампочки частично заменили другими — тусклыми.
Ложка дегтя
Полностью исправить ситуацию никто не спешил, и Виталий Гордеев напомнил о проблеме на встрече с жителями района, где, кроме директора предприятия «Горсвет» Александра Пашкевича, присутствовал еще и глава администрации района Алексей Богайчук. Директор коммунального предприятия дал слово, что проблему решит. Вот только когда, не уточнил.
Переписки у Виталия Федоровича — целый том: здесь и о дорогах, и об аптеке, и о киоске «Табакерка», и о пешеходном переходе. Виталий Гордеев не любит, когда на его территории нет порядка. Пока ищет нужные бумаги, дает небольшие комментарии на другие темы. Перенести сигаретный киоск не удалось, мол, там все по закону. А вот помещение под аптеку все еще продолжают искать. Ближайшая на железнодорожном вокзале, а это несколько остановок на троллейбусе.
Наконец бумага найдена. На официальном бланке написано, что участок дороги от Волгоградской до Одесской подсветят к 1 октября. На календаре уже декабрь, а коммунальщики молчат. Людей такие отношения только раздражают. И они не стесняются об этом говорить вслух.
— До ближайшей улицы Одесской всего где-то 125 метров. Казалось бы, сколько там того кабеля нужно, чтобы обеспечить свет, но на предприятии отвечают: кабеля нет и денег на него тоже, — сетует председатель микразоны. — Вот и получается, что мы хоть и не такая отдаленная окраина, а живем, как в каменном веке. А те лампочки, что поменяли, едва светят. Раньше у нас были качественные светодиодные, а теперь какие-то непонятные. Для них эти железобетонные столбы слишком высокие. Лампочка горит, но от нее никакой пользы.
Принципиальный председатель микрозоны сражается за освещение родной Чапаевки уже полгода.
— Осталось шесть фонарей со светодиодными лампочками, остальные столбы или бездействуют, либо на их обычные лампочки. Всего на улице около 14 фонарей, — говорит он.
— Это издевательство какое-то, — не скрывает своего гнева местная жительница, пожелавшая остаться неизвестной. — И звонили, и писали — никакой реакции.
— Лампочки тусклые, ничего не видно, — возмущается еще одна женщина. — В начале Волгоградской обязательно нужно фонарь поставить. А то с лета катавасия тянется. Один столб поставили, и тот наклонен. Внучка, сын приходят домой поздно, вокруг такая тьма, что убиться можно.
— Живу на улице Волгоградской, работаю таксистом, со смены домой возвращаюсь в два часа ночи. Едешь, и дороги не видно, — возмущается еще один житель Чапаевки Андрей Борисович.
Валерий Новицкий тоже поддерживает своего соседа. Живет он на Одесской и страдает от той же проблемы.
— На въезде на Волгоградскую хоть глаз выколи, и при повороте на нашу улицу тоже темно, — жалуется он. — Кажется, и фонари есть, но толку от них никакого. Было нормально, а с лета неизвестно что с теми фонарями происходит. Коммунальщики делают вид, что провели работу, а на самом деле — ни себе, ни людям.
— Светодиодные лампочки российского производства яркие, их через одну опору ставили, и света хватало, — говорит Виталий Гордеев. — Но, когда они сгорели, нам дали то, что было в подменном фонде. Светильник работает, но не светит.
Ложка меда
Справедливости ради надо отметить, что Виталий Гордеев жалуется не всегда. Если есть за что, может и поблагодарить. Вот, например, пока мы шли по этой многострадальной Волгоградской улице, он столько комплиментов наговорил дорожно-мостовому предприятию (ДМП), что я даже засомневалась, а зачем тогда фонари — если дорога ровная, можно и на ощупь к дому добраться. Смеюсь, конечно. ДМП действительно делает свое дело качественно, всегда приятно посмотреть на работу профессионалов.
— Раньше на въезде на Волгоградскую лужи были такие, что не проехать, — говорит председатель микрозоны. — ДМП с помощью асфальтобетонной крошки «приподняло» дорогу — и теперь никаких проблем. И за состоянием дорожной сети следит: как только ямки появляются, грейдерами пройдутся — и все нормально. Молодцы! В этом году привели в порядок улицы Одесскую, Филатова и Томскую — последняя к нашей микрозоне не относится, но жители очень просили помочь. Я обратился на предприятие, и там сразу же отреагировали. Даже сами договаривались с управлением капитального строительства относительно асфальтовой крошки. Обязательно поблагодарите от нас директора Андрея Климова, главного инженера Константина Рыжова и сотрудницу Ольгу Зинкевич.
— Нельзя говорить, что власти ничего не делают. Они и остановку около девятого лицея сделали как надо, хотя долгое время навес находился в 25 метрах до того места, где тормозили троллейбусы. Сейчас никаких претензий. Но такого, чтобы замечаний вовсе не было, наверное, никогда не будет, — вздыхает Виталий Гордеев и снова оживляется. — А знаете, еще одна проблема есть. Нам нужен светофор!
Вопрос, кстати, к пешеходному переходу в районе лицея № 9.
— Там моя дочь однажды чуть под машину не попала, — переживает Виталий Федорович. — Трасса оживленная, машины несутся, и некоторые даже скорость не сбавляют. «Лежачих полицейских» здесь нет, а светофор уже несколько месяцев ставят. И все никак.
Напротив магазин, где торгуют запчастями для автомобилей. Продавец Евгений председателя микрозоны поддерживает.
— Сделали некачественно, — говорит он о переходе. — Когда дождь идет, его сильно подтапливает, стоят лужи. Здесь должна быть ливневка, но ее просто не стали делать. Сначала подняли асфальт, начали копать, а там кабели. Они рукой махнули и снова закопали — оставили все как есть.
Светофор, наверное, когда-нибудь появится, но людям не нравится жить в состоянии бесконечного ожидания.
Комментарий в тему
Александр Пашкевич, директор могилевского городского предприятия «Горсвет»:
— К 20 декабря мы обязательно установим светильник на опору по улице Волгоградской. Вообще, освещение на этой улице сделано в соответствии с проектом и существующими стандартами. Действительно, первоначально были установлены светодиоды, которые потребляли много электроэнергии. Взамен мы ставили энергосберегающие лампы, предусмотренные для дворовых территорий и частного сектора, где освещенность должна быть до 4 люкс, они норматив обеспечивают. Конечно, людям нравилось, когда стояли светильники большей мощности, но это дополнительные расходы — сверхнорматив. Энергосберегающие мы ставим по городу уже пять лет, в стране существует программа по энергосбережению, и этой программой предусмотрены именно вот эти светильники — ДСУ.
Я обязательно еще раз побываю на улице Волгоградской, но, как свидетельствуют работники предприятия, которые там были, норматив по освещенности выполняется. Столбы установлены согласно проекту, этим занимались электросети. Мы же только обслуживающая организация.
Кстати, Александр Пашкевич пояснил также, почему светильники есть не на каждом столбе, а через один.
— На так называемые пустые столбы накинуты провода, обеспечивающие частные дома электричеством. Другими словами, основная линия обеспечивает электроэнергией жилые дома. Поэтому опоры находятся на расстоянии 35–40 метров друг от друга. А норматив по нашим светильникам 100–120 метров. Поэтому они и висят через опору.
Нелли ЗИГУЛЯ, фото автора
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/neli-zigulya
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/svet
[4] https://zviazda.by/ru/tags/osveshchenie
[5] https://zviazda.by/ru/tags/mogilev
[6] https://zviazda.by/ru/tags/problema
[7] https://zviazda.by/ru/tags/ulica
[8] https://zviazda.by/ru/tags/fonari