Как вы думаете, нужно ли высшей школе учитывать особенности поколения Z, представители которого поиск информации в интернете усвоили раньше, чем цифры и буквы? Для цифрового поколения характерно клиповое мышление и невозможность сконцентрироваться на лекциях, где внимание студентов очень быстро переключается на гаджеты... Но в то же время они с удовольствием могут вести переписку с преподавателями по поводу интересных моментов лекции. Необходимость цифровой трансформации образования напрашивается давно. А дистанционное обучение — это тот тренд, который нельзя игнорировать, так как в противном случае можно остаться неконкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Об этом шла речь на международной конференции «Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века», которая прошла в БГУИР.
Серьезный вызов
— Развитие дистанционного образования влечет за собой большой пласт междисциплинарных исследований, связанных как с разработкой и развитием информационных систем, коммуникационных технологий, так и с взаимодействием в системе «человек — компьютер», — подчеркивает ректор БГУИР Вадим БОГУШ. — Поэтому было бы ошибкой сосредоточивать наше внимание только на технических и технологических вещах. Нельзя упускать из виду и социальный эффект от внедрения новых образовательных технологий. В одном американском университете поручили искусственному интеллекту консультировать студентов. Как вы думаете, чем закончился эксперимент? 60 процентов студентов не поняли, что их консультировал не человек.
Высокий темп жизни, необходимость постоянно повышать квалификацию и развитие компьютерных технологий привели в последнее десятилетие к массовому распространению онлайн-обучения, причем речь идет не только о краткосрочных курсах. Сегодня есть возможность получить онлайн и полноценное высшее образование.
В 2017 году на специальных образовательных платформах было размещено более 9000 курсов от 800 университетов мира. В США треть студентов зарегистрирована хотя бы на один онлайн-курс. 80 процентов высших учебных заведений в этой стране обеспечивают полное или частичное онлайн-образование. Например, Бостонский университет предлагает дистанционное обучение на уровнях бакалавриата, магистратуры и даже докторантуры
Некоторые считают, что образование может быть либо очным, либо онлайн. На самом деле, есть возможность комбинировать различные формы, сочетать технологии в зависимости от поставленных задач.
— Сейчас происходит глобальная цифровая трансформация общества. При этом технологии, ритм жизни и деловой активности настолько ускорились, что никакая однажды полученная в учреждении образования специальность не дает гарантии куска хлеба на всю оставшуюся жизнь, — рассуждает проректор по учебной работе БГУИР Валерий ПРЫТКОВ. — Это раньше образование получалось «раз и навсегда». А теперь полученный в вузах набор компетенций «сгорает» в течение трех-четырех лет, и надо быть готовым к тому, что придется как минимум два-три раза за свою жизнь радикально изменить профессию или круг своих обязанностей. Неслучайно была сформулирована концепция обучения на протяжении всей жизни (lіfe-long learnіng).
Таким образом, общее число людей, которые на разных жизненных этапах будут нуждаться в том или ином образовании, тех или иных знаниях, возрастет многократно. Особенно это актуально для промышленного сектора, поскольку в высококонкурентной среде компании вынуждены постоянно переобучить персонал с целью освоения новых инструментов. Более того, число тех, кто нуждается в переобучении, будет расти непропорционально быстрее, чем количество преподавателей, и повлечет за собой значительное увеличение на них учебной нагрузки. Это очень серьезный вызов системе образования в целом, и без использования новых эффективных методов обучения здесь не обойтись. Одним из способов преодоления такого разрыва является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих масштабировать процесс обучения.
Так, массовый открытый онлайн-курс повышенной сложности Массачусетского технологического института по электрическим цепям и электронике в первый год после его запуска изучали 155 тысяч слушателей из 162 стран. Полностью завершили обучение из них только 7200. А в 2019 году число слушателей достигло уже 500 тысяч. Платформы массовых открытых онлайн-курсов позволяют обучаться в удобное время в удобном месте, а их использование в учебном процессе существенно повышает гибкость и создает предпосылки для реализации индивидуальных образовательных траекторий. Платформ такого типа насчитывается уже несколько десятков (среди них Coursera, Udacіty, EdX и другие), и постоянно появляются новые.
Прибыльная индустрия
На конференции в БГУИР была озвучена следующая информация: общий объем дохода от образовательных ресурсов в мире составил в 2018 году более 4,5 трлн долларов. По аналитическим прогнозам, в ближайшие годы эта цифра должна возрасти до 7 трлн долларов. А доля онлайн-образования в нем составляет около 3%, или 165 млрд долларов. Ежегодный прирост прибыли от дистанционного образования — приблизительно 5%. Опираясь на этот показатель, можно составить прогноз увеличения дохода от онлайн-образования на ближайшие пять лет, получив в 2023 году цифру в 210 млрд долларов. Дистанционное образование ежегодно становится все более популярным и востребованным (онлайн-обучение существенно сокращает финансовые затраты как самих студентов, так и университетов), а это, в свою очередь, привлекает к нему большое количество инвесторов, превращая в прибыльную индустрию.
Будут ли белорусские вузы конкурентоспособны на мировом рынке услуг?
Наша высшая школа находится на передовых позициях в области программной инженерии, компьютерных сетей, операционных систем и баз данных. Такая ситуация создает благоприятную среду для развития дистанционных образовательных технологий в стране.
БГУИР развивает дистанционное обучение с 2002 года. Сейчас на этой форме в университете обучается 590 студентов по десяти специальностям. Также на уровне университета организовано изучение отдельных дисциплин учебных планов с использованием дистанционных технологий. Такой возможностью студенты всех факультетов БГУИР и внешние слушатели воспользовались в течение учебного года 2831 раз.
Валерий Прытков отмечает, что развитие дистанционного образования невозможно без создания в университете соответствующей ІТ-инфраструктуры: средств компьютерной и телекоммуникационной техники, центров обработки данных, программного обеспечения, компьютерных сетей, баз данных, высокоскоростного интернета и т д. В частности, ІТ-инфраструктура БГУИР включает корпоративную сеть, объединяющую более 2600 компьютеров. Ее функционирование поддерживают 18 серверов и более 270 коммутаторов. Зону Wі-Fі поддерживают 60 точек доступа, при этом 20 из них введены за последний год, а протяженность оптоволоконных линий корпоративной сети составляет 9 километров. Но наличие соответствующей инфраструктуры недостаточно — ее должны сопровождать высококвалифицированные специалисты...
К другим важным проблемам, которые не способствуют дальнейшему развитию дистанционного образования, Валерий Прытков относит и невысокое качество учебных материалов, включая их быстрое старение по ряду предметных областей, и невысокую скорость разработки качественного контента. Дистанционная форма диктует новые требования: наличие видеоконтента, причем в формате коротких тематических роликов, модульное разделение курса, тестирование после прохождения каждого модуля, наличие сетевых средств взаимодействия как с другими учащимися, так и с преподавателем (форумы и т д.). Но преподавателей, готовых к разработке учебных материалов в новом формате, пока не хватает. К тому же и стоимость их разработки «кусается». Представитель компании EPAM назвал следующую цифру: одна минута видеоролика стоит примерно 100 долларов.
В текущем учебном году в БГУИР реализуется экспериментальный проект «Апробация дистанционной формы обучения по ІТ-специальностям в рамках трансформации БГУИР в «Цифровой университет», результаты которого позволят заложить основу для перехода к смешанному обучения и использованию договоров публичной оферты по оказанию образовательных услуг, которые активно используются в большинстве массовых образовательных онлайн-курсов.
В общем, ряд проблем нормативно-правового характера, которые бы упростили дальнейшее распространение дистанционной формы обучения и способствовали расширению экспорта дистанционных образовательных услуг, по-прежнему ждут своего решения. Конкретные «правила игры» не установлены, а зона неопределенности — слишком велика. Пока что каждый шаг в развитии дистанционных технологий в нашей стране — это какое-то уникальное действие. Известно, что в новой редакции Кодекса «Об образовании» дистанционную форму получения образования пропишут отдельно, так как теперь она является лишь видом заочной.
Самодисциплина и ответственность
Между прочим, участники конференции из Казахстана сообщили, что в их стране с 1 января 2019 года заочное обучение в университетах страны было прекращено — с целью повышения качества образования. Анализ показал, что так называемые «заочники» осваивали всего 65 процентов от объема, который давался студентам очной формы обучения. Сейчас высшее образование в Казахстане можно будет получить по системе part-tіme с использованием дистанционных технологий обучения и гибкого графика, при котором часть курсов проходит по вечерам и в выходные дни. Кроме того, был исключен термин, который дается на освоение образовательных программ высшего образования. Соответственно, вузы смогут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы непосредственно с учетом результатов обучения каждого из студентов, которые предусматривают завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме. Но, например, выпускникам школ нельзя обучаться дистанционно. Законодательство исключает такую возможность на базе программы общего среднего образования. В случае с выпускниками колледжей и средних специальных учебных заведений каждый вуз сама определяет возможность обучения на дистанции.
Говорили на конференции и о том, что многие фирмы и учреждения пока еще не признают онлайн-обучение. И если разговор по вакансии проходят два кандидата, один из которых учился в университете на очной или заочной форме обучения, а второй — дистанционно, то часто предпочтение отдается претенденту, который учился по привычной для работодателя системе.
А вот еще информация для размышления: в 2015 году группа исследователей из Израиля изучала поведение более чем 13 000 студентов, которые записались на дистанционный курс по нанотехнологиям. Из них только 4% дошли до конца. Оказалось, что у тех, кто не закончил курс, «хромает» самомотивация и уверенность в своей способности освоить дисциплину. Все эти проблемы связаны с отсутствием в образовательном процессе человека. Мы привыкли к учителям, одноклассникам и однокурсникам, к элементам соревнования в учебе и личным отношениям.
Обучение онлайн на самом деле является рациональным решением для людей, у которых физически не хватает времени на посещение университета, которые хотят совмещать учебу с карьерой, путешествиями и самореализацией. Кроме того, такая форма образования практически единственная возможность для людей с ограниченными возможностями усвоить специальность и социализироваться в обществе. Но при этом надо иметь в виду, что получить профессию дистанционно не получится, не обладая такими качествами, как самодисциплина, усидчивость, трудолюбие, внимательность и ответственность, так как рядом не будет преподавателя, готового оказать поддержку, и перед которым студенту не будет стыдно. Поэтому следует взвешивать все «за» и «против». А специальности, которые требуют более практических знаний, чем теории, вообще не могут быть получены на расстоянии.
Надежда НИКОЛАЕВА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/distancionnoe-obuchenie
[5] https://zviazda.by/ru/tags/distancionnoe-vysshee-obrazovanie
[6] https://zviazda.by/ru/tags/obrazovatelnaya-sreda-xxi-veka
[7] https://zviazda.by/ru/tags/bguir
[8] https://zviazda.by/ru/tags/valeriy-prytkov
[9] https://zviazda.by/ru/tags/vadim-bogush
[10] https://zviazda.by/ru/tags/vysshaya-shkola
[11] https://zviazda.by/ru/tags/chelovek-kompyuter
[12] https://zviazda.by/ru/tags/onlayn-obuchenie
[13] https://zviazda.by/ru/tags/obrazovatelnye-platformy
[14] https://zviazda.by/ru/tags/massovye-obrazovatelnye-distancionnye-kursy
[15] https://zviazda.by/ru/tags/studenty-0
[16] https://zviazda.by/ru/tags/obrazovanie-cherez-vsyu-zhizn
[17] https://zviazda.by/ru/tags/cifrovoy-universitet