«Ваше педагогическое мнение: может ли поставить учитель ученику оценку «1» в восьмом классе по русской литературе?» — спросила недавно у своих коллег в профессиональном сообществе в социальной сети педагог. И вызвала горячую дискуссию. «Почему нельзя? Есть такая оценка!», «Не даром же разработали шкалу от 0 до 10. Если бы там не было одного балла — другой вопрос...» — говорили одни. «А что вас смущает? Низкая оценка или отсутствие знаний по литературе?», «1 балл ставится в случае, если текст литературного произведения прочитан частично, ученик не может его пересказать, речь у него не развита. Он допускает множество языковых и грамматических ошибок...», «А что сделал (и в принципе сделал ли что-нибудь) учитель, чтобы вывести школьника на более высокую оценку? Лично для меня отметка «1» — крайняя мера...» — доказывали другие. Надо добавить, что сам ученик, по словам учительницы, сильно удивился: как можно получить по литературе «единицу»?
Оценивание учащихся стало темой заключительного образовательного бранча. Организаторами серии неформальных встреч педагогов стали сооснователь академии креативных технологий IT Princess и частной школы ЅТЕАМ, преподаватель, ментор Валентина Чекан и руководитель IT-школы Mуfrееdоm, архитектор образовательных систем, адукатор Евгений ЛУФЕРЧИК.
РАБОТА ЗА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
— Работать будем над проблемой мотивации и, как мне кажется, манипулирования / спекулирования баллами в нашей школе. Какие сложности есть? Как они проявляются? Что можно сделать, не разрушая 10-балльную систему оценивания? Есть ли альтернативы? Как интегрировать в нашу систему образования лучший мировой опыт? Можем ли мы мотивировать без оценок и баллов? — очертил проблемное поле Евгений Луферчик.
— Зачем школьник учится? Что ему нужно от учреждения образования и педагога? Нужна ли ему отметка (оценка)? Безнравственность оценок — аспект, о котором я лично никогда всерьез не рассуждала. Может быть, пришло время? — подбросила аргументов в «огонь» дискуссии Валентина Чекан.
В обществе нередко обсуждается вопрос объективности (субъективности) школьных оценок. Сами педагоги признают, что как только в начальной школе вводится оценочная система, поведение ученика тут же начинает влиять на его оценки по разным предметам. Не нравится учителю что-то (ребенок раздражает его своей активностью (пассивностью), задает много вопросов, подвергает сомнению мнение учителя, на все имеет собственный взгляд), значит, страдают его оценки. Некоторые педагоги не ставят высший балл, потому что считают: в таком случае они лишат ученика стимула расти, и он будет почивать на лаврах. А есть и те, кто говорит: «На десять баллов я и сам не знаю»...
И все же давайте признаемся: мы не представляем себе школу без оценок. Учиться — означает для нас получать оценки. Оценить работу ученика — значит обязательно поставить ему оценку. Чтобы наказать или поддержать ребенка, выставляется отметка в дневник и журнал. Родители спрашивают у детей о том, что они получили в школе (а те думают, что ходят туда за отметками). В беседах с друзьями или коллегами интересуются, как учатся их дети... Главное в нашем обществе — иметь хорошие оценки. И эти ожидания передаются из поколения в поколение. Дети привыкают работать за вознаграждение.
Когда учителям во время образовательного бранча было предложено сформулировать проблемы мотивации, поставив себя на место ученика, и разобраться с тем, почему ему страшно, сложно, почему он не успевает, не понимает, зачем нужна вся эта информация, что дается на уроке, и так далее, они в итоге констатировали, что школьная система создает невротиков, и родители этому тоже способствуют. Им свойственна очень сильная привычка — оценивать все в баллах. Ребенок стремится соответствовать родительским ожиданиям. Он думает, что его не будут любить, если получит низкую оценку. А ошибку все рассматривают как катастрофу, как приговор, а не как точку роста. Дети панически боятся ошибиться.
— Мать в присутствии сына-одиннадцатиклассника говорит учителю: «Если он не поступит, это будет конец света!» И что думает при этом сын? — спрашивает Валентина Чекан.
— Многие проблемы современного общества вырастают из школы и страха, — констатирует учитель математики центра дополнительного образования «Образовательное пространство «Страна друзей», автор проекта «По ту сторону чисел» Егор ДОЛГОЛЕВЕЦ.
КНИГА — ПРИЧИНА ИНТЕЛЛЕКТА?
Между прочим, проведенное в четырех российских регионах исследование, охватившее 1,5 тысячи учеников, показало, что у учеников и учителей разные представления относительно системы оценивания на уроке и ее объективности, в том числе разное понимание критериев.
Не сомневаются в объективности оценивания лишь 43 процента школьников, причем с пятого до десятого класса уверенность в его объективности снижается. Между прочим, критерии оценивания понимают всего 49 процентов школьников. Зато 99 (!) процентов педагогов абсолютно уверены в собственной объективности!
«Что при оценивании учебных достижений учащихся является для вас наиболее важным?» — поинтересовались у педагогов. 71 процент из них ответили: «Наличие своей точки зрения». 69 процентов указали на важность умения использовать изученное на практике, 52 процента — на знание учебного материала, 47 процентов — на взаимодействие с другими учащимися... Причем всем этим заявлениям не нашлось подтверждения при опросе школьников.
Учащиеся более критично относятся к отметке. 88 процентов учителей считают оценку в баллах мотивирующим фактором. Среди школьников такое мнение разделяет лишь 35 процентов от общего числа опрошенных.
Евгений ЛУФЕРЧИК: «Что можно сделать, не разрушая 10-балльную систему оценивания? Есть ли альтернативы?»
Евгений Луферчик рассказал, что в США в 1990-х годах проводилось масштабное исследование. Отобрав более двадцати тысяч учеников начальной школы по всей стране, исследователи изучали их успеваемость и собирали подробные сведения о семье и внешкольной жизни. Ученые использовали самые разные методы — проводили анкетирование, а также личные беседы с родителями, детьми, школьными учителями. В результате в их распоряжении оказался огромный массив данных, которые нужно было точно трактовать.
А теперь посмотрите на восемь факторов, которые, согласно результатам этого исследования, не имеют никакой взаимосвязи с успеваемостью:
1. Ребенок растет в полной семье.
2. Его родители недавно переехали в более престижный район.
3. Мать ребенка не работала после его рождения и до поступления в детский сад.
4. Ребенок посещал программу Head Start (дошкольная образовательная программа для детей из малообеспеченных семей в США).
5. Родители регулярно ходят с сыном или дочерью в музеи.
6. Ребенка регулярно бьют.
7. Ребенок много времени смотрит телевизор.
8. Родители ребенка читают ему вслух практически каждый день.
Некоторые из выводов вызывают удивление. Казалось бы, всем понятно, что длительное сидение перед телевизором вредит учебе. Но это только мнение, а если говорить о статистических данных, то между суммарным временем просмотра телевизора и результатами школьных тестов никакой корреляции ученые не нашли...
Зато была установлена корреляция между успеваемостью ребенка (мотивацией к обучению) и образованием его родителей. У образованных родителей ребенок с большой вероятностью будет хорошо учиться в школе. Этому способствует и унаследованная тяга к знаниям, и среда, в которой малыш растет, а также то, что родители понимают ценность образования и передают свои жизненные приоритеты ребенку. Установлена также связь между успеваемостью и наличием домашней библиотеки. Дети, у которых дома много книг, учатся хорошо. Можно возразить, что если у ребенка много книг, это не всегда значит, что он их читает... Но, как ни странно, и статистика это подтверждает, на отметках ребенка положительно сказывается даже физическое присутствие книг в доме. Обстановка вдохновляет на учебу и интерес к знаниям. Между тем, не стоит надеяться, что, заставляя ребенка читать книги, вы сможете улучшить его школьные оценки. Книга является в большей степени не причиной интеллекта, а его результатом...
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
А может ли мотивировать к обучению низкая оценка? Вопрос совсем не риторический...
— Мне видится необходимым отказаться от «накопления» оценок и выведения среднего балла за четверть, поскольку он не отражает рост учащегося в течение учебной четверти и таким образом демотивирует. Скажем, некий ученик «нахватал» в начале четверти плохих оценок. Потом взялся за ум, подтянулся, усвоил материал и успешно закончил четверть. Но средняя оценка отбрасывает его обратно, и у учащегося возникает ощущение, что сколько ты ни старайся, все равно хорошую оценку тебе не поставят, — рассуждает преподаватель английского языка Валентина ГОЛУБЕВА.
В мировой образовательной практике мейнстримом в последнее десятилетие стало формирующее оценивание. В Беларуси уже более десяти лет в учительскую практику внедряется активная оценка (АО). При определенных различиях сущность и цели технологий общие — создание обратной связи для построения индивидуальной траектории обучения. Вместо отметки в баллах учитель комментирует деятельность учащегося на уроке, осуществляет обратную связь, которая должна поощрять к дальнейшей работе. Активная оценка — более информативна, она подсказывает ученику, в каком направлении ему двигаться дальше, позволяет эффективно мотивировать воспитанников, заставляет их брать на себя ответственность за свое обучение. Ученику говорят, что у него получается, а над чем еще нужно работать или что нужно доработать, где найти нужный материал (конкретную страницу параграфа, ссылку на интернет-ресурс и так далее). Одна из стратегий АО — учимся на ошибках. Когда педагог дает возможность ошибаться, существенно меняется поведение ученика, дети смелее начинают высказываться, делиться интересными идеями, задавать вопросы, озвучивать гипотезы. Есть еще один важный момент — активная оценка принципиально избегает конкуренции, на которой пока что базируется наша школа. При этом она вписывается в нашу десятибалльную систему — не отменяет ее, а дополняет. По времени она опережает итоговую.
Валентина ЧЕКАН: «Безнравственность оценок — аспект, о котором я лично никогда всерьез не рассуждала. Может быть, пришло время?»
Между прочим, австралийский профессор Джон Хэтти проанализировал за 15 лет результаты более чем 50 тысяч исследований во всем мире с суммарным охватом свыше 86 миллионов школьников и разработал своеобразный «барометр», показывающий влияние конкретных факторов на обучение. Наиболее высоко он оценил существование обратной связи между учителем и учеником (только развернутая обратная связь существенно коррелирует с высокими достижениями), ну и, конечно, учительские ожидания. «Педагог должен верить, что все дети могут учиться и развиваться, что учебные результаты любого из них могут измениться к лучшему, так как не являются раз и навсегда заданной величиной», — утверждает Джон Хэтти.
Подводя итоги четырех неформальных встреч, Евгений Луферчик отметил: «Для меня образовательные бранчи стали источником новых ресурсов в работе, открыли новые точки зрения на развитие нашей системы школьного образования, а еще познакомили с большим количеством выдающихся неравнодушных людей, стремящихся изменить ситуацию к лучшему. Это были острые дискуссии, множество правильных слов, инициативность, креативность, коллективное творчество и профессиональная работа над самыми сложными кейсами».
Надежда НИКОЛАЕВА, фото автора
Превью: 34.ua
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/nadzeya-nikalaeva
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/shkolnaya-ocenka
[5] https://zviazda.by/ru/tags/motivaciya
[6] https://zviazda.by/ru/tags/evgeniy-luferchik
[7] https://zviazda.by/ru/tags/valentina-chekan