Сегодня рынок интернет-торговли развивается гигантскими шагами. Добавьте к этому ситуацию с пандемией, если желание покупать есть, а пойти ради этого в какой-то магазин страшновато: мало ли чего подхватишь по дороге? Вот и получается, что покупка онлайн стала нашим сегодняшним спутником жизни: это безопасно с точки зрения социального дистанцирования, достаточно быстро, а для ленивых еще и комфортно (все-таки не нужно никуда идти, чтобы приобрести какую-то вещь). Но... Настолько ли это безопасно с другой точки зрения — финансового? Не сталкивались ли вы с тем, что в интернете предлагают одно, а по факту получается совсем другое — курьер привозит не то, что ожидали, или вещь не соответствует заявленным качествам? Что с этим делать и как защитить свои интересы, «МС» расспросило у начальника управления охраны прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инны ГАВРИЛЬЧИК.
Менять цену нельзя
Вначале моделируем ситуацию, с которой не так давно столкнулся наш читатель (разве что в такую историю мог попасть кто угодно): он хотел приобрести электроинструмент, который увидел на сайте одного из интернет-магазинов по приемлемой цене, заказал его, получил подтверждение заказа, но позже прислали сообщение, мол, цена повысилась, извините, покупайте по новому ярлыку. Так можно?
— Согласно статье 464 Гражданского кодекса (ГК) предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, которые отнесены к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если она содержит все существенные условия договора купли-продажи. Лицо, разместившее публичную оферту, обязано заключить договор на тех условиях, что были указаны, с любым, кто отзывается, — поясняет специалист.
По ее словам, продажа товаров в интернете считается продажей по образцам и должна выполняться только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре нашей страны. Согласно существующим правилам торговли, предложение товара по образцу признается публичной офертой.
Далее: Можно ли рассматривать подтверждение заказа как согласие для дальнейшего заключения договора на заявленных условиях? Да, утверждает собеседница, договор считается заключенным, если торговец получил от покупателя согласие на приобретение.
Что покупаем онлайн?
По данным Белстата, объем товарооборота интернет-магазинов в 2018 году составил 1,47 миллиарда рублей. Доля товарооборота виртуальных магазинов в общем товарообороте достигла 3,7 %.
«МС» поинтересовалось в Торговом реестре, что сейчас продается в интернет-магазинах? Как выяснилось, следующие группы товаров:
- продовольственные товары — 844 интернет-магазина (3,6 % от общего количества виртуальных магазинов);
- непродовольственные товары — 22 764 магазина (96,4 %);
- бытовые электротовары — 5435 (23 %);
- телерадиотовары — 2119 (9 %);
- одежда шитая — 1811 (7,7 %);
- одежда трикотажная — 1727 (7,3 %);
- телекоммуникационное оборудование — 1426 (6 %);
- обувь — 1189 (5 %).
Отметим напоследок, что некоторые интернет-магазины торгуют несколькими товарными группами одновременно.
— Таким образом, торговец обязан заключить договор купли-продажи на условиях, размещенных на сайте интернет-магазина, в момент заказа товара потребителем. А как он это сделал — положив в виртуальную корзину, позвонив или иным способом, — не имеет значения, — говорит Инна Гаврильчик. — Товар должен быть продан по цене, которая была заявлена на сайте на момент заказа его потребителем. Торговец не вправе изменять условия договора купли-продажи после получения заказа.
Варианты разрешения спора
Если такая ситуация все-таки случилась (как в случае с нашим читателем), что делать? Есть несколько путей для решения проблемы, говорит представитель Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
Первый — обратиться к торговцу с письменной претензией, указав требование о продаже товара по той цене, по которой потребитель заказывал товар, с приложением подтверждающих документов. Направить это требование нужно на почту с уведомлением или на электронную почту. Алгоритм письменной претензии можно также реализовать через запись в книге замечаний и предложений торговца.
Второй вариант — обратиться в местный исполком (или администрацию района) для урегулирования спора в досудебном порядке или составления искового заявления в суд (государственная защита потребителей). Кстати, обращаться можно в свой исполком или исполком, к которому относится по территориальному принципу торговец.
Третий — обратиться в общественное объединение охраны прав потребителей (общественная защита потребителей).
И последний вариант — самостоятельно обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор на первоначальных условиях или воспользоваться услугами адвоката.
Доверие в долг стоит дорого
Среди подводных камней есть еще один, который потребителям нужно знать, — и касается он способа оплаты. Специалист обращает внимание на то, что встречаются случаи, когда интернет-магазин оформляет заказ на доставку товаров, выбранных и отложенных в «корзину», только на условиях онлайн-оплаты банковской карточкой, то есть в безналичном виде. Некоторые интернет-торговцы осуществляют продажу товаров на условиях предоплаты. Можно ли считать это правильным?
— Согласно закону «Об защите прав потребителей» покупатель имеет право рассчитываться как в наличной, так и в безналичной форме, а торговец должен предоставить потребителю право выбора формы оплаты, — говорит собеседница. — Поэтому отсутствие возможности у потребителя рассчитаться наличными деньгами в интернет-магазине является неправомерным.
Между прочим, также торговец не имеет права закреплять разные цены в зависимости от формы оплаты товара.
Что касается интернет-продажи на условиях предоплаты, то нужно сказать, что договором купли-продажи может быть предусмотрен различный способ оплаты: или непосредственно в момент передачи товара потребителю, или через какое-то время после передачи товара (то есть продажа в кредит), или предварительная оплата заказанного товара — это не противоречит сегодняшнему законодательству.
— Но, полагаю, торгуя через интернет-магазины на условиях предоплаты, можно потерять часть своих клиентов — не все готовы платить 100 % стоимости товара до того, как они его получат, — рассуждает собеседница.
«Не битый, не крашеный». А если наоборот?
Еще одним интересным аспектом при покупке в виртуальном пространстве является физическое состояние товара, иначе говоря, наличие дефектов или следов предыдущего использования. Да, бывшие в пользовании вещи тоже можно продавать через сеть. И здесь существуют свои правила, обязательные для торговцев.
— При реализации в интернет-магазинах бывших в пользовании товаров, а также вещей, в которых устранился дефект или непосредственно с ним (а иногда и не одним), такая информация должна быть доведена до потребителей вместе с наименованием товара на сайте интернет-магазина, — поясняет представитель МАРТ.
Этого требуют Правила продажи по образцам, утвержденные постановлением Совмина в 2009-м. В частности, еще до момента заключения договора продавец должен довести до покупателя эту информацию. Такое же требование закреплено и в законе «О защите прав потребителей», где прописано, что в случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка должны быть отражены в документе, подтверждающем факт покупки. О чем речь? Собеседница поясняет, что таким документом является кассовый ярлык или иной платежный документ в соответствии с законодательством.
— А если все-таки продавец утверждал: «не битый, не крашеный», а на самом деле это не так и товар куплен, что делать? — интересуемся мы.
Инна Гаврильчик обращает внимание на то, что при реализации покупателю бывшего в пользовании непродовольственного товара ненадлежащего качества, если торговец не сообщил о недостатках, покупатель имеет право на свой выбор предъявить требования, предусмотренные статьей 20 закона. Что за они? Например, покупатель вправе требовать заменить недоброкачественный товар другим товаром надлежащего качества. Или соразмерно снизить стоимость своей покупки. Еще можно требовать немедленно устранить недостатки товара, конечно же, бесплатно. Можно требовать возместить расходы по исправлению недостатков товара. Кроме того, согласно существующему законодательству потребитель имеет право расторгнуть договор розничной купли-продажи и требовать возврата своих денег.
Загляните в торговый реестр
Существует ли алгоритм безопасных покупок в виртуальном пространстве? Так, утверждает специалист министерства и рассказывает, как нужно покупать в интернете без ущерба для нервов и средств.
Прежде всего необходимо выяснить, зарегистрирован ли интернет-магазин в Торговом реестре нашей страны, а его доменное имя — в национальной доменной зоне .by, .бел — это главное условие существования такого вида торговли в Беларуси. Чтобы проверить регистрацию виртуального магазина, достаточно заглянуть на сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли www.mart.gov.by
— Не покупайте то, что предлагают в социальных сетях, — реализация товара через соцсети и мессенджеры недопустима, подчеркивает Инна Анатольевна.
Наконец, все моменты выяснены. Товар куплен. На пороге курьер.
— Он должен передать товар, качество которого соответствует образцу, описанию, размещенному на сайте интернет-магазина, а также требованиям законодательства, — обращает внимание собеседница.
Кроме того, курьер обязан по требованию покупателя ознакомить с документами, подтверждающими качество и безопасность товара (речь идет о сертификате качества, свидетельство о государственной гигиенической регистрации и подобные).
Вместе с покупкой курьер должен выдать необходимые документы: технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон, где указаны дата продажи, сведения о продавце и сервисном центре и поставлена подпись продавца. После демонстрации работоспособности товара обязательный пункт — выдача ярлыка.
— Мы всегда рекомендуем при приемке товара обращать внимание на наличие дефектов и проверку работоспособности, — советует специалист. — Сопоставляйте информацию о товаре и торговце, размещенную на сайте интернет-магазина, с информацией в документах на купленный товар: загляните в технический паспорт, гарантийный талон. И сделать это нужно до того, как уже подписан акт приема-передачи товара и гарантийный талон, тем более до окончательного расчета.
Ольга АНУФРИЕВА
В тему
Количество магазинов увеличилось вдвое
Сейчас в Торговом реестре Беларуси зарегистрировано более 23 тысяч интернет-магазинов, которыми владеют как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Причем последние даже в большей степени: на их долю приходится 53 % от всех зарегистрированных в Торговом реестре виртуальных магазинов. Остальными 47 % владеют юридические лица.
Нужно также обратить внимание на общую мировую тенденцию, касающуюся и нашей страны: за последние пять лет количество интернет-магазинов увеличилось почти вдвое — на 10 922 единицы.
Если анализировать по территориальному принципу, наибольшая их часть зарегистрирована в столице — чуть менее 15 тысяч единиц, либо 62,7 %. На втором месте пристоличный регион — в Минской области зарегистрировано более 3,5 тысяч интернет-магазинов (15,4 %). На долю остальных регионов приходится от 4 % до 6 %: в лидерах среди них Брестчина, замыкает список Витебщина. Подробнее смотри в нашей инфографике.
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/volga-anufryeva
[2] https://zviazda.by/ru/author/taccyana-tkachova
[3] https://zviazda.by/ru/ekanomika
[4] https://zviazda.by/ru/gandal
[5] https://zviazda.by/ru/tags/internet-magazin
[6] https://zviazda.by/ru/tags/onlayn-yarmarka