В списке дел сестры милосердия самые разные занятия — доставить лекарства и продукты, приготовить обед, обработать пролежни и поставить укол, принести воды, сделать уборку, поделиться последними новостями с подопечным, подбодрить и успокоить. И нет времени болеть, и невозможно что-то отложить на завтра. Ведь нередко милосердная сестра милосердия — единственный человек, который заботится об одиноком человеке пожилом возрасте. Последние же, как правило, люди тяжело больны, даже прикованы к постели. Для них медицинская сестра — самый близкий и родной человек, а также единственная связь с внешним миром.
Рассчитывать на их помощь всегда могут ветераны-железнодорожники. Единственная отраслевая организация Красного Креста в Беларуси действует как раз на Белорусской железной дороге. В этом году ей, кстати, исполнилось 60 лет. Еще с 1964 года здесь работает служба сестер милосердия (ныне медико-социальная служба Красного Креста «Помощь»). И когда создавалась она для ухода ветеранов Великой Отечественной, то впоследствии список получателей помощи вырос — это одинокие и одиноко проживающие пожилые люди и инвалиды, работавшие на железной дороге и нуждающиеся в уходе. В 90-е деятельность организации серьезно расширилась — в штате было около полусотни медсестер, которые ухаживали около 700 бывших железнодорожников. В новом веке хотя и сократились масштабы, но своих принципов организация не изменила: все нуждающиеся помощь обязательно получат. С 1992 года и по сегодняшний день дорожная организация функционирует за счет спонсорской помощи Белорусской железной дороги.
— Деятельность нашей организации определена программой «Забота» по адресной социальной поддержке неработающих пенсионеров, которая ежегодно утверждается начальником Белорусской железной дороги, — говорит председатель дорожной организации Красного Креста Николай Крысенко. — И предыдущий начальник дороги Анатолий Сивак (ныне — вице-премьер. — «Зв».), и нынешний Владимир Морозов всегда выступали за сохранение медико-социальной помощи пожилым людям. Благодаря им наша организация сохранилась и активно работает.
Сегодня дорожная организация Красного Креста насчитывает 169 первичек в самых разных коллективах Белорусской железной дороги. Сестры милосердия работают на всех 17 железнодорожных узлах — в Осиповичах, Бресте, Барановичах, Витебске, Волковыске, Гомеле, Гродно, Жлобине, Калинковичах, Кричеве, Лиде, Лунинце, Минске, Могилеве, Молодечно, Орше, Полоцке. Это 26 медицинских сестер, и в каждой — по 8–10 подопечных. Всего они ухаживают за 235 одиноких стариков, причем более сотни из них — старше 80 лет.
— Есть среди них люди, которые не поднимаются с кровати. Медсестры приносят продукты, готовят еду, помогают поесть, выполняют медицинские манипуляции. Для наших подопечных это абсолютно бесплатно. Очень помогают поликлиники, с участковой службой у нас сложилось сотрудничество, — говорит Николай Крысенко.
Свои коррективы в работу дорожной организации внесла пандемия. Сестры милосердия по-прежнему проходят обучение — по профилактике и обработке пролежней, уходу подопечными в условиях COVID-19, психологической поддержке. Правда, сейчас такие курсы настроены в онлайн-режиме. Кроме того, все медицинские сестры милосердия и волонтеры еще в первую волну распространения коронавируса получили средства профилактики и дезинфекции: маски, респираторы, перчатки, антисептики, одноразовые халаты, бахилы, бесконтактные термометры и пульсоксиметры.
— От «Объединенной транспортно-логистической компании — Евразийский железнодорожный альянс» мы получили один миллион российских рублей. И вовремя подготовились — уже в начале марта закупили все необходимые средства индивидуальной охраны и передали медицинским сестрам. Для них были закуплены велосипеды, сумки-укладки, халаты, аппараты для физиопроцедур, материалы, необходимые для ежедневной работы с подопечными, — говорит Николай Крысенко.
Кстати, средствами индивидуальной защиты обеспечили и стариков, четко разъяснили им правила безопасности, в частности, об опасности выхода из дома. Часть забот медсестер весной разделила молодежь — представители железнодорожных первичек БРСМ, а также волонтеры-ветераны. Последние взяли на себя психологическую поддержку по телефону. И во время первой волны на коронавирусную инфекцию в дорожной организации не заболела ни одна медсестра и ни один из подопечных.
Во время второй волны посчастливилось меньше — коронавирусную инфекцию перенесли шесть медицинских сестер. Правда, все они застрахованы и получат соответствующую денежную помощь.
— Наши медицинские сестры — особенные женщины, для которых милосердие и забота — не просто слова и даже не столько работа, сколько образ жизни, призвание, — считает Николай Крысенко. — В 2013 году руководитель нашей службы милосердия Изольда Семушина была удостоена высшей международной награды медицинских сестер — медали имени Флоренс Найтингейл. Также ее заслуги оценило и руководство Минска — она получила звание «Минчанин года-2013».
Николай Крысенко возглавляет дорожную организацию Белорусской железной дороги Белорусского Красного Креста с 2010 года. Он и сам медик по образованию, после окончания Витебского мединститута был направлен в Забайкалье, служил там военным врачом. После вернулся на родину, окончил клиническую ординатуру по онкологии, работал хирургом-онкологом в Светлогорске и на Сахалине. В 1986 году незадолго до катастрофы на Чернобыльской АЭС его позвали на должность заместителя заведующего в Гомельский областной отдел здравоохранения. И в первые дни после катастрофы он уже работал «на местах» — в Хойниках, Брагине, Наровле.
— Я с гордостью могу сказать о тогдашнем правительстве. Несмотря на то что все было секретно и ситуация была сложнейшая, они прислушивались к ученым и врачам. Радиационную медицину тогда мало кто знал, мы были не готовы. Многое делали хоть и интуитивно, но правильно.
С 1990-го по 1997 год Николай Крысенко работал заместителем министра здравоохранения. На этой должности также отвечал за Чернобыльскую проблематику. Был одним из инициаторов создания РНПЦ радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, строительство которого началось в 1992 году.
— Мы видели, как выросло количество заболеваний раком щитовидной железы у детей. В Гомельской области за десять лет после аварии столкнулись с 400 случаями, а до этого за 10 лет был всего один. С тех пор и началась массовая УЗИ-диагностика, скрининг, и очень требовалось медицинское учреждение, чтобы следить за состоянием здоровья людей с пострадавших территорий, — вспоминает Николай Александрович.
Есть чем гордиться ему и на нынешней работе:
— Нам удалось сохранить медико-социальную службу на Белорусской железной дороге, развить ее и упорядочить. Наши медицинские сестры получают достойную заработную плату, мы проводим их постоянное обучение, они обеспечены смартфонами, чтобы держать связь с подопечными и главной медицинской сестрой. На мой взгляд, мы создали хороший коллектив, который уверенно и спокойно делает свое дело.
Елена КРАВЕЦ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/alena-kravec
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/sacyyalnaya-padtrymka
[4] https://zviazda.by/ru/tags/sestry-miloserdiya
[5] https://zviazda.by/ru/tags/pozhilye-lyudi
[6] https://zviazda.by/ru/tags/pomoshch