Президиум Совета Министров рассмотрел проект программы развития электротранспорта в Беларуси на ближайшие пять лет.
Документ разработан Национальной академией наук по поручению правительства после соответствующего распоряжения главы государства. Толчком для работы ученых стало посещение [4] Президентом полигона института машиностроения НАН для испытания мобильных машин в мае прошлого года.
«Никого не надо убеждать в том, что развитие электротранспорта — это современная тенденция, от которой нельзя уйти, она сама входит в нашу жизнь, — заметил премьер-министр Беларуси Роман ГОЛОВЧЕНКО в начале заседания президиума. — Для нашей страны это актуальный вопрос еще и в силу ввода в эксплуатацию Белорусской атомной станции. В соответствии с поручением правительства Национальная академия наук Беларуси совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработала и внесла проект постановления Совета Министров о комплексной программе развития электротранспорта в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.».
Проект программы рождался непросто, и до сих пор имеются разные взгляды, в первую очередь в части позиции областных исполнительных комитетов по закупке электротранспорта, признался Роман Головченко.
Он заметил, что в стране всего около 5,5 тысячи единиц общественного транспорта, которые выполняют регулярные пассажирские перевозки. Общий парк автобусов составляет около 32 тысячи единиц. Имеется также распоряжение главы государства от 1 июля 2020 года, в котором установлены индикативные показатели по восстановлению пассажирского общественного электротранспорта, выполняющего регулярные пассажирские перевозки для областей и города Минска, в объеме почти 2600 единиц.
«Хотелось бы услышать, как планируют области и город Минск обеспечить выполнение этого распоряжения главы государства», — обратился он к участникам заседания.
Еще одна проблема, которая связана с развитием электротранспорта, — утилизация отработанных аккумуляторных батарей.
Роман Головченко подчеркнул, что на заседании президиума необходимо обсудить все проблемные вопросы и принять системное решение о развитии всей сферы электротранспорта по наиболее востребованным направлениям. Он в свое время требовал, чтобы программа получилась действительно комплексная — от научных исследований и разработок до стимулирующих мер по производству, приобретению и эксплуатации электротранспорта.
Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков, представлявший проект, сказал журналистам, что, на его взгляд, получился хороший, слаженный и сбалансированный документ, который решает комплекс вопросов в области создания не только различных видов электротранспорта (общественный, грузовой, персональный, специальный), но и всей инфраструктуры (заправочные сети), компонентной базы (размещение производств). Программа также содержит научное обеспечение и вопросы по стандартизации и сертификации автомобилей и их составляющих.
«Программа своевременная, комплексная, отработанная с различными министерствами и ведомствами. Кроме того, она является базовой, — добавил он. — Она открывает широкие возможности для развития отдельной отрасли машиностроения — электротранспорта. И она уже реализуется, так как состоит из целого ряда программ Министерства транспорта и коммуникаций, Белнефтехима, других министерств и ведомств».
Владимир Гусаков напомнил, что БелДжи собирается выпустить 1000 электромобилей для персонального пользования. Сейчас, по словам академика, в Беларуси имеется 1600 единиц легкового электротранспорта.
«Считаем, что в ближайшие годы их станет десятки тысяч, — сказал он. - Требуются заправочные станции. Мы ориентируемся здесь на Европу, а в Норвегии уже 50% от всего транспорта составляет электротранспорт. Они шли к этому 10 лет».
10 лет назад в Норвегии доля электротранспорта составляла 1 процент, примерно такая она в Беларуси сейчас, но у нас стартовые условия лучше, считает глава НАН, так как имеются собственные научные разработки, например, конкурентный электробус.
«Мы готовы уже сейчас, когда будут инвестиции, создать на базе своих разработок электромобиль — полностью готовый, — заявил Владимир Гусаков. — Только ищем финансирование».
По его словам, программа предусматривает и решение вопроса создания собственной батареи для электромобиля.
«Разрабатывается несколько видов батарей: литий-ионные (традиционные), графено-свинцовые и графеновые, — проинформировал академик. — Мы разрабатываем собственные, потому что литий-ионные — очень дорогие. Сейчас батарея составляет более половины стоимости автомобиля. Кроме того, литий будет дорожать, так как его запасы ограничены, и они в основном сконцентрированы в Китае».
Он сообщил что уже в январе белорусские ученые проведут испытания собственной батареи.
Владимир Гусаков считает, что показатели, которые содержит проект программы, будут корректироваться в сторону повышения, а ее реализация окажется более динамичной, чем заложили разработчики.
Согласно документу, к 2025 году доля электротранспорта в Беларуси составит 30% от общего количества всех видов общественного транспорта.
Ольга МЕДВЕДЕВА
Фото БелТА
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/volga-myadzvedzeva
[2] https://zviazda.by/ru/palityka
[3] https://zviazda.by/ru/urad
[4] https://zviazda.by/be/news/20200505/1588664375-lukashenka-aznayomicca-z-aychynnymi-raspracoukami-u-sfery-elektratransparta
[5] https://zviazda.by/ru/tags/sovet-ministrov
[6] https://zviazda.by/ru/tags/elektrotransport