В чем польза песочной терапии? Почему она все чаще используется не только в работе с детьми, но и со взрослыми? Об этом наш разговор с психологом студии семейного развития, руководителем отделения Ассоциации песочной терапии в Беларуси Натальей Сакович.
— Sand play — это психотерапевтический метод снятия внутреннего напряжения, психологического дискомфорта при помощи занятий с песком, — вводит в курс дела Наталья Александровна. — В подносе (лотке) с влажным или сухим песком, используя миниатюрные объекты, фигуры, клиент создает картины. С помощью активного воображения и творческой символической игры воплощаются сознательные и бессознательные мысли и чувства между ними, а также создается мост между рациональным и эмоциональным, духовным и физическим, невербальным и вербальным.
Трудности, боль, конфликты, которые часто сложно выразить словами, с помощью песочной терапии выражаются в образах, которые можно рассматривать, чувствовать, изменять, обсуждать и фотографировать. Выводя наружу и материализуя прошлый опыт или травмы, с помощью специалиста можно эффективно решить связанные с ними проблемы, избавиться от физической боли и духовных, нравственных страданий.
— То есть, игра является оздоровительной?
— Да. Карл Юнг говорил: «Душа естественно движется к исцелению и цельности». В процессе игры с песком и образами активизируются врожденные ресурсы, человек начинает лучше понимать себя, и от ощущения «пострадавшего» движется к ощущению себя «создателем» собственной жизни.
— Почему все же для терапии выбраны такие материалы, как песок и вода?
— Поднос с песком напоминает о прошедшем опыте (те песочницы, в которых мы все играли маленькими), приоткрывает дверь в детство, пробуждает «внутреннего ребенка», желание играть. Песок имеет сильные медитативные свойства. Неслучайно тибетские монахи много веков создают из разноцветного песка магические круги-мандалы, достигая совершенства и духовной гармонии. В Китае, Индии и Японии посуду с песком располагают у входа в дом. Входя и выходя, человек опускает туда руки, чтобы очиститься от плохих мыслей и опасных чувств. Вода очищает и восстанавливает жизнь. Часто она символизирует бессознательные эмоции и состояние. Песок и вода связывают мысли и дух с физическим телом, обеспечивая возможность влиять друг на друга сознательно и подсознательно.
— Чем диктуется выбор миниатюр?
— Миниатюры (фигурки людей, сказочных существ, героев фильмов и комиксов, животных, растений, транспортных средств, зданий и т. д.) — Это символы сознательных и бессознательных процессов. Чем больше и разнообразнее коллекция, тем более богатый и творческий может быть процесс созидания клиентом своего мира. Его рука безошибочно потянется к тем объектам, выстроившим из них те картины, которые отражают его проблемы.
— Кому, в каких случаях можно рекомендовать песочную терапию?
— Всем нуждающимся в самовыражении, самоактуализации, самораскрытии, снятии внутреннего напряжения. Хотя песочной терапией обычно занимаются психотерапевты и психологи, но ее модификации с успехом используют учителя, дефектологи, социальные сотрудники. Эта техника применяется в клиниках, школах и детских садах; центрах коррекционно-развивающего обучения, психологических консультациях при загсах.
— Этот метод применяется для психокоррекции и детей, и взрослых? Он строго индивидуален или допускает групповые занятия?
— Сначала песочная терапия применялась в основном в работе с детьми. Но в последние десятилетия появилось особое внимание к «внутреннему ребенку» каждого человека. Психологи и психотерапевты стали использовать игровую терапию для работы со взрослыми, чтобы освободить творческий потенциал, внутренние чувства. Возможно, это связано с тем, что многие из нас недостаточно играли в детстве. Сегодня уже точно известно об эффективности Sand play не только в индивидуальных занятиях, но и в работе с парами, семьями, на групповых тренингах. Причем ее можно совмещать с гештальт-терапией, визуализацией, психодрамой, работой с телом и движением, когнитивной психотерапией, гипнозом и т. д. применяя песочную терапию, поражаюсь ресурсом нашей психики, потому, что в ней есть все ответы — нужно только это осознать.
— Сколько лет у нас существует песочная терапия? Какие качества и навыки необходимы, чтобы эффективно использовать ее?
— Подготовку специалистов начали еще в 2002 году, когда я получила сертификат Ирландского института песочной терапии. Чтобы с успехом применять этот метод, необходимо хорошо знать и понимать все этапы развития человека, развития его психологических процессов, язык коллективного бессознательного, архетипов, образов и символов. А еще важно иметь представление о теле, органах и соматических болезнях. Психолог должен проявлять интерес к исследованию и своему собственному «саду души», желание строить собственный мир, двигаться к цельности и индивидуализации. Выстраивая песочные вселенные, специалист становится в позицию клиента. Это развивает способность к пониманию того, что чувствуют люди, обращающиеся за помощью.
Однажды мама привела на прием к психологу 12-летнего Павла в связи с частыми прогулами школьных занятий, грубостью и нежеланием что-либо делать.
Разговор с мальчиком выявил: три месяца назад родители развелись. К коллекции фигур и предложения построить что-то из песка Паша отнесся с любопытством. В течение трех-пяти минут он придавал песку форму, то выравнивая его, то создавая на нем гребни. Затем взял воду и выплеснул ее в центр, наблюдая, как она всасывается в песок. Фигуры Паша выбирал по одной.
Все время строительства мальчик молчал,а когда закончил, начал рассказывать: «Это мертвое море. Все, что раньше жило в нем, — умерло. Это люди загрязнили его. Они бросали в море пустые пачки из-под сигарет, пустые бутылки и мусор. Череп — это умерший человек, точнее то, что от него осталось...»
Ольга ПОКЛОНСКАЯ
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[2] https://zviazda.by/ru/sacyyalnaya-padtrymka
[3] https://zviazda.by/ru/tags/semeynaya-gazeta
[4] https://zviazda.by/ru/tags/psihologiya