Главному хормейстеру Большого театра, народной артистке Беларуси Нине Ломанович 27 августа исполнилось 70 лет. Эта молодая душой, красивая, энергичная женщина не скрывает своего возраста. Хор Большого театра Беларуси — уважаемый среди коллег и любимый публикой коллектив. Нина Иосифовна говорит, что хор — это копия модели семьи.
— Нина Иосифовна, расскажите о ваших родителях. Были ли в роду музыканты?
— Родители к музыке не имели отношения. Мама неплохо пела. Недавно я прочитала, что способности передаются через поколение, так вот моя бабушка играла на балалайке. Папа был военным, мама закончила физмат, но, пока они колесили по гарнизонам всего СССР, у нее не было возможности работать по специальности.
Когда мне было пять лет, семья вернулась на родину отца, мы осели в Мозыре, долго жили в общежитии. Я постоянно пела, родители решили, что у ребенка есть способности, а значит, нужно купить пианино. Первый год занималась частным образом, потом пошла в музыкальную школу. Мне очень нравилось! И конечно же, я благодарна родителям, что они обратили внимание на мой интерес, дали возможность развиваться.
— То есть выбор профессии был предопределен?
— Так, после школы я поступила в Гомельское музыкальное училище имени Соколовского — одно из лучших в Беларуси, потом — в консерваторию.
— А с мужем когда и где познакомились?
— В театре. Замуж я вышла в 27 лет за солиста балета. Через два года родилась наша дочь Наташа, а через 14 лет мы разошлись.
— При таких родителях дочь, конечно же, росла за кулисами?
— В декрете я пробыла всего четыре месяца. Тогда как раз родила ребенка еще одна хормейстер, и я подумала, что нельзя подводить театр, надо выходить на работу. Благо мы жили на Немиге, считай, в шаговой доступности от театра. Нам шли навстречу, составляя расписание, мы с мужем буквально с рук на руки передавали ребенка. В самых безвыходных ситуациях помогала свекровь. Моя дочь родилась как раз в то время, когда в театре был бэби-бум, после детского сада родители приводили малышей в театр — они здесь не скучали.
Сейчас жалею, что не была в декрете хотя бы год. Это очень важный период в жизни ребенка, когда ему особенно нужно постоянное присутствие мамы. У нас с дочкой прекрасные отношения, мы дружим, но все равно иногда я думаю, что чего-то недодала ей в детстве.
И еще одну ошибку в воспитании совершила, теперь предостерегаю молодых родителей. Дочь росла очень самостоятельным ребенком. Я никогда не делала с ней уроки, ничего не запрещала. Представьте, что в 8–9 лет Наташа могла приготовить нам ужин. Мы жили в сумасшедшем темпе: все на бегу. Как-то дочь говорит: мол, помою пол. А я: «Не надо, сама быстрее сделаю». Так несколько раз она мне предлагала помощь, а потом перестала… Поэтому, если ребенок хочет вам помочь, не мешайте ему. А плохо сделает — тихонько, чтобы не видела, переделайте, но никогда не отказывайтесь от помощи.
Из семьи своих родителей я вынесла: ни в коем случае нельзя кричать на детей. И еще очень важно девочке постоянно повторять, какая она хорошая и красивая.
— Нина Иосифовна, можете рассказать, почему люди разводятся?
— Все очень банально: чем больше мы вместе жили, тем больше понимали, что очень разные люди, что наши ожидания относительно друг друга не оправдываются. Моя мама говорила: вышла замуж так живи. Но это, пожалуй, единственный раз, когда я с ней не согласилась. Считаю, что очень вредно жить с человеком, с которым тебе некомфортно, с которым вы перестали быть партнерами. И не надо прикрываться детьми: для них видеть такие отношения родителей особенно опасно.
— Как дочь реагировала на ваш развод?
— Думаю, как большинство детей — тяжело. Сгладило ситуацию то, что папы в ее жизни меньше не стало. Она была и есть любимая дочь, у них прекрасные отношения. Бывший муж помогал ей, всегда поддерживал. Дочь даже профессию выбрала, как у папы, она — балерина. Но вот что интересно, уже взрослой Наташа как-то сказала мне: «Теперь я понимаю, почему вы разошлись».
— Ваша дочь уже много лет живет в Польше. Вы отпустили ее с легким сердцем?
— Наташа поехала в Быдгощ, где объявили набор артистов в театр «Нова-опера», и прошла по конкурсу. Было такое желание работать там несколько лет по контракту. Я ее прекрасно понимала. У нас же люди как считают? Рабочая династия — это хорошо. А артистическая… Что-то у детей не получилось — «природа отдыхает», а получилось — ну, конечно, помогли папа — солист балета и мама — хормейстер… Поэтому, безусловно, мы отнеслись с уважением к желанию дочери строить карьеру самостоятельно.
В Польше она вышла замуж. У нее прекрасная семья, а у меня двое внуков — Максимилиану-Александру 14 лет и 4 годика Габриэлю.
— Нина Иосифовна, после расторжения брака вы пытались, как говорят, устроить свою личную жизнь, снова выйти замуж?
— Что значит обустроить? Надо просто жить, работать… Никогда не чувствовала себя одиноким человеком и не было цели снова выйти замуж. Убеждена, что можно выходить замуж, если жизнь женщины после этого станет лучше. Когда она будет чувствовать себя «за» мужем как за каменной стеной. Мужчина — это сила, это поступок. У меня достаточно высокая планка в этом смысле. Прежде всего я сравниваю мужчин со своим отцом. Вот он был настоящим главой семьи, мы все были под его защитой. В семье царило взаимоуважение. Знаю и то, что у меня довольно сильный характер, поэтому мужчина должен быть сильнее меня.
— Можно ли сказать, что хор — это модель семьи?
— Абсолютно! В хоре важно уметь слышать коллегу, не перепевать его, дышать в унисон. Мне как хормейстеру мало, чтобы был безупречный вокал. Это всего лишь техника, которой можно научиться. Важно, чтобы была эмоция, чтобы пение затронули какие-то струны души публики. Так и в семье: ничего не стоят вкусные обеды, когда людям не о чем разговаривать за столом.
— Рассматривая кандидатуру на вакансию в хор, на что обращаете внимание?
— Считаю, что профессиональные качества можно развивать, много работая. А хор выходит на сцену практически в каждом оперном спектакле. Смотрю на человеческие качества. Пришла к такому выводу, что если человек честно относится к работе, то и по жизни он такой. Знаете, обычно «качают права» и всем всегда недовольны люди как раз со средними данными. Если в коллективе появляется хотя бы один человек, который портит кровь, то страдают все. Нельзя запускать такую ситуацию, нужно «разводиться», иначе со временем это отразится на качестве работы, на психологическом климате в коллективе.
Всегда честно предупреждаю претендентов: не ищите здесь выгоды. В театре ты или все отдаешь, или ищи себе другое применение. Здесь нет половинчатости, не зря же говорят, что в театре «служат».
— А что делается для того, чтобы сплотить коллектив?
— Прежде всего, сплачивают коллектив хорошие отношения между артистами и уважительное отношение руководства. Мы очень любим радостные события в жизни. В день рождения каждый приносит сладости и выкладывает их сердечкам на рояле. А коллектив делает подарки ко дню рождения, свадьбы, пополнения в семье. Поддерживаем коллег и в трудную минуту.
— Нина Иосифовна, а как вы распоряжаетесь своими деньгами?
— Моя первая заповедь: не делай долгов. Мама говорила: не хватает до зарплаты — не умеешь жить. Поэтому смотрю, что могу себе позволить, а что — нет. Нельзя быть нищим — это унижает человека. Поэтому, если не хватает денег, думай, как заработать больше. У меня был в жизни период, когда работала в четырех местах. Обязательно нужно иметь подушку финансовой безопасности.
По сути, человеку много не нужно. Я не гонюсь за дорогими брендами. В моем гардеробе много одежды и обуви отечественного производства. Меня очень огорчает, что многие белорусы не всегда любят свое. Обычно чуть не извиняются, когда делаешь комплимент: мол, красивое пальто, а оно — белорусское. Было бы совсем хорошо, если бы наши фабрики шили небольшие партии одежды и продумали красивые наряды для людей старшего возраста. Наше поколение уже не хочет ходить в платьях «прощай, молодость». То же самое часто — с нашим национальным музыкальным наследием.
— Ой, как я с вами согласна. Всегда говорю, что каждый белорус обязан в Большом театре посмотреть балеты «Витовт» и «Анастасия», послушать оперы «Седая легенда» и «Дикая Охота короля Стаха». Некоторые мне отвечают: «Так это белорусские…» Тогда говорю: «А не ходите на „Дон Кихота“, „Травиату“ и „Свадьбу Фигаро“ — играют же белорусские артисты».
— Которые, кстати, высоко котируются на международном уровне. Пока не безумствовал коронавирус, наши солисты пели на самых престижных сценах Европы и Америки. Благодаря гастролям много где довелось побывать. Ко мне приезжают друзья из разных стран, и мы всегда сходимся на том, что у нас и продукты вкусные, и одежда качественная, и театр отличный. Но как победить эту нашу излишнюю скромность?
— Как вы проводите отпуск?
— У меня не получается уйти в отпуск и не думать о работе… Есть у меня небольшая дача. Шучу, что я не Мичурин, — не получается вырастить роскошный урожай. Но покопаться в земле нравится. Цветы там растут самые простые — календула, ромашка… В чай добавляю свои мяту, душицу, шалфей.
Последние двадцать лет в отпуск и на Рождество ездила к дочери. Из-за коронавируса поездки отменились. Своего младшего внука держала на руках, когда ему было полтора годика... Конечно, мы каждый день разговариваем по вайберу, но все же это не заменяет живое общение, когда родных хочется и можно обнять.
Оксана ЯНОВСКАЯ
Фото пресс-службы Большого театра Беларуси и из личного архива Нины Ломанович
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/aksana-yanouskaya
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/tags/nina-lomanovich
[4] https://zviazda.by/ru/tags/bolshoy-teatr
[5] https://zviazda.by/ru/tags/razgovor