В разные годы в «Звязде» работали известные писатели и языковеды, печатались классики белорусской литературы. В штате старейшей республиканской газеты находились и те, кого через некоторое время назовут патриархами белорусской журналистики. Среди них — известный публицист и писатель Михаил Шиманский.
Он отдал журналистике свыше 70 лет. Печататься начал в один из непростых периодов — в 1940-е. И сейчас, уже давно будучи на заслуженном отдыхе, продолжает работать со словом. Из-под пера заслуженного работника культуры БССР, члена Союза писателей Беларуси, лауреата Государственной премии Республики Беларусь в области литературы, лауреата специальной премии Президента деятелям культуры и искусства вышло около 30 книг. По сценариям Михаила Шиманского снято несколько документальных фильмов. Накануне юбилея газеты мы встретились с Михаилом Николаевичем, упомянули его работу в «Звязде» и поговорили о роли журналистики в современном обществе.
— Михаил Николаевич, кто повлиял на ваше решение связать свою судьбу с журналистикой?
— Моя мать. В детстве она читала мне чудесные стихи русских поэтов, которые выучила в беженцах под Царицыном. С трепетным волнением я воспринимал поэтические образы. Так у меня рождалась любовь к художественному слову. До сих пор люблю, уважаю, ценю слово, а значит, и книгу. Такое мое настроение перешло в неистовую любовь к журналистике. Газетные строки на меня воздействовали какой-то магической силой. Моя журналистика началась с нестерпимого желания что-либо написать в Березовскую районку «Пламя». Пробовал, переписывал, страдал, долго не решался отправить маленькую заметку в редакцию. Отправив, не мог дождаться. И такое чудо – напечатали! Да еще за моей подписью. Березовская районная газета, которая впоследствии называлась «Маяк» (такое название носит до сих пор), стала моим первым рабочим местом.
— А как вам удалось попасть в штат наиболее популярной и влиятельной по тому времени газеты «Звязда»?
— Мой творческий путь в редакции старейшей и очень заслуженной газеты начался в 1959 году и продолжался 11 лет. Время немалое и в моей журналистской судьбе чрезвычайно ответственное, интересное. В «Звязду» я пришел уже с журналистским опытом. До этого три года проходил срочную военную службу в Вологодской области, на Кольском полуострове, в Кемеровской области, и везде сотрудничал с редакциями окружных военных газет, присылал материалы о службе своей и товарищей. Когда увольнялся в запас, из редакции окружной газеты меня посылали во Львовское высшее военно-политическое училище, но командир нашей роты отговорил меня, аргументировав это тем, что всю жизнь придется стоять в военном строю, и посоветовал поступать на отделение журналистики филфака Белорусского государственного университета. Поступил! На лекции походил, кажется, месяц, послушал, чему нас учат и, не найдя конкретной журналистики, смело и решительно пошел в «Звязду». В редакции меня встретили тепло и доброжелательно. Привели в отдел промышленности, строительства и транспорта — началась реальная журналистика. Сначала внештатным корреспондентом, на третьем курсе меня взяли в штат литсотрудником.
— Для студента — большая честь...
— Безусловно! Помню, как Борис Мицкевич, который преподавал у нас зарубежную литературу, поздравил меня с таким важным событием в жизни и спросил, какая у меня будет зарплата. Ответил, что не знаю. Бесконечно преданный журналистике, я тогда не придавал особого значения материальным вопросам. Попав в штат «Звязды», я был на седьмом небе от счастья!
— Что наиболее запомнилось с периода работы в старейшей республиканской газете?
— Это был период, когда творческие силы редакции были велики. Имена «звяздовцев» хорошо знали читатели: Борис Стрельцов, Раиса Самусенкова, Зиновий Пригодич... Не только талант, но и полная самоотдача в работе, жажда творческого поиска, высокая личная ответственность, добросовестность, уважение к читателям и прочее, что определяет суть журналистики, были присущи моим коллегам по «звезде». Главный редактор Василий Пыжков делал все, что мог, чтобы постоянно идти в ногу с жизнью. На редакционных летучках он требовал от нас, сотрудников, освещать острые темы. Некоторые впоследствии возмущались, что редактор требует невозможного, так как каждый более-менее критический материал требовал согласования в ЦК. Пыжков поощрял творческий поиск. Им даже была разработана четырехбалльная система оценки материалов – от «плохо» до «отлично». Еще Василий Андреевич был просто необуздан (в лучшем смысле этого слова) насчет заголовков. Если название материала не принимал, а такое случалось часто, на тексте отмечал: «Предоставить 5/8/10 вариантов заголовков!» Он быстро выбирал один, еще три-четыре подчеркивал и советовал хранить отдельно. Листы с этими заголовками я складывал в специальную папку (за время работы в «Звязде» их накопилось сотни), и в дальнейшем мне удавалось быстро и легко подготовить именно такой заголовок, который сразу принимал Пыжков.
— О журналистских экспериментах Василия Пыжкова ходили легенды...
— Некоторые из них были довольно смелые, оригинальные и, безусловно, инновационные в белорусской печати. В частности, Василий Андреевич создал в «Звязде» отдел четвертой полосы, этим самым поломав официально узаконенную структуру газеты. Задачу поставил конкретную и соответствующую: четвертая полоса, хотя по счету была и последняя в «Звязде», должна быть самой интересной, содержательной, чтобы увлечь как можно больше читателей. Именно с ней связывали надежды по увеличению подписчиков. Насколько помню, читатели достойно отметили эту творческую задумку редакции. Многие писали, что читать газету начинают с четвертой полосы.
— А куда тогдашние «Звязды» ездили в командировки?
— В основном по Беларуси. В моей журналистской судьбе отличительную роль сыграл Солигорск. В 1963 году, выполняя соответствующее постановление ЦК КПБ и Совета Министров Республики, «Звязда» организовала свой спецвыпуск на строительстве очередного Солигорского калийного комбината. Работа чрезвычайно ответственная и сложная, так как она непосредственно касалась «большой химии», которая тогда многое определяла в экономике Советского Союза. «Звязда» своим словом содействовала успешному строительству и своевременному вводу в строй нового гиганта калийной промышленности в Беларуси, которому уделялось исключительное внимание в самом ЦК КПСС. Нужно ли говорить, что для газеты значила организация этого спецвыпуска, ответственным за который назначили меня? Регулярно спешил из Минска в Солигорск, где без перерыва ходил по огромной стройке, беседовал со многими людьми — в конце дня еле переставлял ноги. А потом летел в Минск, чтобы быстрее все написать, выдать очередной номер спецвыпуска и вовремя привезти его в Солигорск. Теперь, когда вспоминаю то время, не верится, как выдержал. Опыт «Звязды» был высоко оценен ЦК КПБ и Советом Министров. Меня в числе передовиков наградили грамотой Верховного Совета БССР. Главный редактор одной районной газеты по моим спецвыпускам написал и успешно защитил кандидатскую диссертацию.
— Вы работали рядом с легендами белорусской журналистики. Охотно ли они делились опытом с молодыми сотрудниками?
— Самые приятные и памятные воспоминания — о журналисте Александре Матусевиче. В войну он был активным участником Минского подполья. Вместе с молодым журналистом Григорием Страшко уничтожил агента СД, верного слугу фашистов Фабиана Акинчица. Когда в 1958 году был создан Союз журналистов СССР, Матусевича избрали ответственным секретарем республиканского правления творческой организации. В редакции «Звязды» наши рабочие кабинеты находились рядом. И теперь вижу дядю Алеся, как мы его называли, перед собой: волосы на голове белые как снег – от пережитого, а глаза искрящиеся, у них еще много житейских страстей. Заходить ко мне в кабинет, интересоваться, над чем работаю. Я только что вернулся из колхоза, вычитывал напечатанный на машинке текст. «Можно посмотреть?» — спрашивает дядя Алесь. Как же отказать, хотя очень волнуюсь. Он внимательно читает мой материал и говорит: «Чувствуется, что душа у вас деревенская. И ночей своих для этого не жалели. В свои молодые годы я тоже так делал. Берегите, братец, свою любовь к деревне, к земле-кормилицы, ведь ее легко потерять в большом городе». Интеллигентный, тактичный, душевный дядя Алесь всех сотрудников «Звязды» называл на «вы» и по родительскому имени. Для нас он был примером во всем.
— Современному поколению журналистов есть в чем равняться и на вас: большой журналистский опыт, в том числе в «Звязде» и одной из наиболее популярных в Союзе «Известиях», 29 написанных книг... Что пожелаете нынешним акулам пера, которым приходится работать в довольно непростое время?
— Журналистика, как и сама жизнь, постоянно меняется. Нынешние СМИ, главным образом, имеют оперативный, информационный характер, довольно решительный и резкий, так как этого требуют вызовы времени. Наша страна подвергается постоянному санкционному давлению, существует угроза суверенитету и независимости страны. Многие политики на Западе всячески пытаются переписать историю Великой Отечественной войны, фальсифицируют правду. И самое вопиющее — за рубежом нацисты действуют нагло и агрессивно, в том числе и в соседних с нами странах. Белорусы не молчат, нынешняя журналистика — на переднем крае борьбы с нацизмом и экстремизмом. Каждый сотрудник государственных СМИ должен иметь свою твердую гражданскую позицию. Она и в том, чтобы знать и ценить наше героическое прошлое, уверенно смотреть в будущее, любить и крепить родную Беларусь.
Вероника КАНЮТА
Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/tags/veranika-kanyuta
[2] https://zviazda.by/ru/tags/yaugen-pyasecki
[3] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[4] https://zviazda.by/ru/medyya
[5] https://zviazda.by/ru/tags/105-let-zvyazde
[6] https://zviazda.by/ru/tags/mihail-shimanskiy
[7] https://zviazda.by/ru/tags/zhurnalistika