Географическая диверсификация и развитие рынка услуг — сегодня основные задачи для отечественного экспорта. Активных действий в этом направлении недавно на заседании Президиума Совмина потребовал премьер-министр Андрей Кобяков, отметив существенный потенциал торговли услугами. Национальная программа поддержки и развития экспорта Беларуси на пятилетку установила, что в 2018-м услуги в общем объеме должны составить не менее 23% (в 2017 году — 21,4%). Как белорусскому рынку услуг развернуться в полную силу, чтобы из ранга тех, кто подает надежды, выйти в ряд лидеров экспортных позиций?
Услуга за услугу
В экспорте услуг по сравнению с торговлей товарами есть ряд преимуществ. Во-первых, не уделяется внимание транспортным расходам (или они вообще отсутствуют). Во-вторых, услуги требуют меньше внешнего финансирования. «Экспорт услуг является менее уязвимым к внешним шокам. Когда в США в 2009 году был кризис, экспорт и импорт товаров просел на 30%, а услуг — даже на 7% не снизился. Отмечу, что услуги менее эластичны к внешнему спросу. Если вдруг в мире спрос снизится, ВВП в стране-партнере упадет, то экспорт товаров значительно уменьшится по сравнению с услугами. К тому же экспорт услуг растет более динамично, чем экспорт товаров. Со стратегической точки зрения специализироваться на услугах выгодно», — говорит Юлия Вашкевич, преподаватель кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета.
Понимают и чувствуют на собственных доходах эту выгоду и предприятия. По промежуточным итогам (январь — апрель) текущего года экспорт услуг составил более $ 2,6 миллиарда, при том сальдо — $ 1,1 миллиарда. Цифры превышают объемы такого же периода в 2017-м. Тогда экспорт остановился на $ 2,2 миллиарда при сальдо в $ 934 миллиона. В лидерах уже много лет «классическая» тройка отраслей — транспорт, строительство и компьютерные услуги.
«Цифра 23% для экспорта услуг, которую озвучили на заседании Совмина в апреле, отражает среднюю структуру мировых соотношения торговли товарами и услугами — 20% до 80%. Это реальная цифра для нашей экономики. Возможно, она кажется необычной, потому что в структуре нашего ВВП услуги занимают примерно 50%. На фоне других стран это не очень много. Например, в Европейском союзе услуги составляют 2/3 ВВП», — подчеркивает Юлия Вашкевич.
На пути из «варяг в греки»
Из-за своего геополитического положения Беларусь испытывает на себе значительное влияние различных экономических, политических и военно-стратегических факторов. Вместе с тем географическое расположение на пересечении транспортных коммуникаций помогает выгодно его использовать для экономического развития.
Основными услугами, которые формируют показатель экспорта, являются перевозка грузов и пассажиров, плата за проезд по дорогам, фрахтование транспортных средств, их техническое обслуживание, ремонт, складская и транспортно-логистическая деятельность.
Как сообщили в Министерстве транспорта и коммуникаций, в 2017-м экспорт транспортных услуг принес доход в размере $ 3,5 миллиарда США. В этом году ожидается прирост благодаря развитию гражданской авиации, наращиванию железнодорожных и автомобильных грузовых перевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания.
Беларусь во все времена была важным транзитным направлением. Но сегодня путь из «варяг в греки» уже не такой многообещающий. Логистика торговли сделала значительный уклон на Восток. Беларусь в настоящее время является пунктом, которые связывает не только Балтийское и Черное моря, но и Европейский союз с Китаем.
За пять месяцев 2018 года в железнодорожном сообщении Китай — ЕС — Китай транзитом по территории Беларуси перевезено 108,5 тысячи контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, равная объему стандартного металлического контейнера длиной 6,1 м, шириной 2, 4 м и высотой 2,6 м). Это на 23% больше уровня аналогичного периода 2017 года.
Новые возможности для транспортной системы нашей страны открывает проект «Один пояс — один путь». Правительства Беларуси и Китая подписали соглашение о развитии международных грузовых перевозок и сотрудничестве в реализации концепции строительства экономического пояса Шелкового пути. «Взаимодействие с китайской стороной и другими государствами, участие в развитии перевозок в направлении Восток — Запад — Восток уже сегодня позволяет снизить стоимость перевозок в обозначенном направлении и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта в Евразийских транспортных потоках», — заверили в министерстве.
«Квадраты» на экспорт
Решением работать на зарубежных рынках наши строители убили двух зайцев. Во-первых, развивают экспорт, а во-вторых — таким образом столичные предприятия компенсируют спад спроса на внутреннем рынке.
Более успешному продвижению на заграницу препятствуют конкуренция как среди местных компаний, так и со стороны других экспортеров. Среди «железобетонных» предпочтений наших строителей — качество и скорость.
Прошедший год был непростым для наших строителей, но с начала 2018-го отрасль начинает оживать. Закрепить подъем должны новые технологии и экспорт не только материалов, но и проектных, строительных услуг.
Белорусских специалистов знают в Венесуэле, Туркменистане, Азербайджане. Кирпичик к кирпичику складывается сотрудничество с россиянами. Белорусы возводили дома и социальные объекты в Псковской, Калининградской областях и Республике Коми. География расширяется — партнерство в строительстве «под ключ» предложили губернатору Вологодчины, который пришел на выставку «Белагро-2018». Услуги в проектировании и возведении жилья, инфраструктурных, инженерных и социальных объектов месяц назад обсуждал белорусский посол Игорь Петришенко с руководством Владимирской области. Особые отношения у отечественных строителей с Калугой. В российском городе уже есть своя «Малиновка», да и не одна. А в городе Обнинск, что в 70 километрах от областного центра, возведен комфортабельный «Белорусский квартал».
Потихоньку идут наши строители и в Европейский союз. Сегодня столичные специалисты возводят жилой комплекс в Литве. Некоторые идеи и технологии планируют в будущем применить и на родине.
Код доступа
При классификации экспорта услуг можно выделить две группы — традиционные и «новые». Первые требуют непосредственного контакта продавца с покупателем. Здесь остаются расходы на транспорт, зависимость от цены на нефть и др. К ним относятся транспортные, строительные и медицинские услуги.
Вторую группу составляют услуги, которые связаны с развитием новых технологий. Исчезают необходимость непосредственного общения с продавцом и расходы на доставку. Такие услуги имеют возможность материализоваться.
«Когда мы пишем софт, он становится частью определенного продукта: телевизора, телефона. Это значит, что услуги сохраняются. Обычно они не имеют этого свойства. Растут «новые» услуги бешеными темпами. Если попадешь на эту волну, будешь развиваться вместе. Это достижение для экономики любой страны. Обычно складывается мнение, что торговля услугами — привилегия развитых стран. Но сегодня многие государства перепрыгивают этап развития промышленности и сразу инвестируют в услуги. И как показывают последние исследования, выигрывают от торговли услугами как раз развивающиеся», — замечает Юлия Вашкевич.
Большие возможности для нашего IT-сектора открыл декрет о развитии цифровой экономики и Парк высоких технологий. Об этом уже написано и сказано много. «Важно одно: привычная нам индустриальная экономика на наших глазах уходит в прошлое», — отметил первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский несколько недель назад в Палате представителей, обсуждая с депутатами Декрет № 8.
Если это так, то надо собирать силы и готовить ресурсы, чтобы вскочить в поезд, который на полном ходу направляется к постиндустриальному обществу. Его основа — производство услуг, над которой плодотворно работают специалисты Парка высоких технологий. Более 90% программного обеспечения, созданного в белорусской силиконовой долине, идет на экспорт в США, Германию, Великобританию, Швейцарию, Ирландию и другие страны.
Валютная выручка резидентов главного IT-кластера страны за пять месяцев 2018-го выросла на 30% по сравнению с прошлым годом. И это стало возможно после рекордного 2017-го, когда доход всех резидентов заведения составил 1,3 млрд долларов.
Примерно за полгода число членов ПВТ выросло более чем на 100 компаний. Если такие темпы сохранятся, то в 2018-м в парк вступит больше резидентов, чем за все предыдущие годы.
Сегодня в состав ПВТ входят около 300 компаний. Некоторые из них — дочерние юридические лица, которые принадлежат иностранным предприятиям и создают контент именно для своих владельцев. Продукция таких резидентов относится к числу экспорта. Основывают предприниматели такие дочерние фирмы, чтобы привлечь к работе белорусских инженеров.
Точки роста
Основные сферы, которые сегодня особенно перспективны для экспорта услуг, — образование, медицина и туризм.
Например, сегодня в ведущем экономическом университете страны, БГЭУ, получают образование на различных ступенях более 700 иностранных студентов из 26 стран мира. Привлечение иностранных студентов — один из приоритетов деятельности университета. Как отмечают сотрудники, спрос есть — это радует, но все равно имеем возможности делать больше. Одна из последних тенденций для БГЭУ: китайские студенты, которые планируют работать в индустриальном парке «Великий камень».
Большинство иностранных студентов в белорусских вузах — из постсоветских стран. Это и понятно: отсутствует языковой барьер и уровень образования зарекомендовал себя еще со времен СССР. Но совсем другой географический потенциал откроется, если преподаватели будут общаться с иностранными студентами на одном языке — в прямом смысле. Для этого нужно развивать образование на иностранных языках, создавать соответствующие программы. Многие вузы страны уже активизируют свою деятельность в этом направлении.
Часто белорусы создают прекрасные услуги и товары, а информируют о них недостаточно. Это актуально и для сферы туризма. Есть безвизовый режим через столичный аэропорт, инициативу перенимают регионы, а туристические услуги не дотягивают до желаемого уровня. Экономист видит корни проблемы в нашем менталитете: «Можно открыть границу, а как и чем будем привлекать? Нам нужно научиться убирать характерный белорусский скепсис к самим себе и смотреть на страну глазами иностранца».
Специалисты в сфере медицинского туризма отмечают, что для курса оздоровительных процедур мало безвизовых пяти дней. «Но расширение коридора безвиза актуально только для низкоценовой категории услуг. Для тех, кто едет за высококвалифицированной медицинской помощью, стоимость визы не будет иметь значения. И все равно недостаточно знают о нас, как следствие — недостаточно доверяют. При всех прочих плюсах выбор сделают в пользу того же Ирана, который славится своей медициной», — считает экономист.
Услуги становятся локомотивом экспорта. В Беларуси есть уже наработки в этом направлении. Продуктивно развиваются сферы-лидеры, но достижений ждут и от других отраслей. Одно из слабых мест здесь — маркетинг. Нашим услугам не хватает продвижения на внешнем рынке. «Маркетинг по международным правилам состоит из владения иностранными языками, знакомство с особенностями культуры. Нужно знать, кому ты предлагаешь товар и на чем фокусировать внимание. Это, на мой взгляд, основные проблемы», — отмечает эксперт Юлия Вашкевич.
Мария ДАДАЛКО
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/maryya-dadalka
[2] https://zviazda.by/ru/ekanomika
[3] https://zviazda.by/ru/tags/rynok
[4] https://zviazda.by/ru/tags/eksport
[5] https://zviazda.by/ru/tags/torgovlya