Президент провел совещание по вопросам совершенствования системы образования
Глава государства отметил, что к вопросам образования в нашей стране обращаются постоянно. «Я просто хочу прежде всего сам убедиться, насколько реализуются наши решения в сфере образования. Если есть необходимость, подтолкнуть реформы по теме», - сказал он. По мнению Президента, в Беларуси необходимо совершенствовать то, что имеем сегодня, а также то, что было получено раньше.
"Ломать ничего нельзя. В то же время я не исключаю того, что в процессе совершенствования системы образования на уровне школьном, вузовском нам придется от чего-то отказаться. И когда мы понимаем, что от этого надо отказаться, это надо делать решительно, - подчеркнул Президент. - Самое главное в образовании, да и вообще, и в экономике, других вопросах, - когда мы знаем, что нужно делать, но из-за бюрократизма нашего махрового начинаем затягивать процессы. Тогда проходит время, и мы видим, что то, что нужно было делать вчера, уже неприемлемо для сегодняшнего дня, тем более - завтрашнего".
В таком случае получается непройденный этап, уверен Александр Лукашенко. "И мы хватаемся за передовое, а под ним нет фундамента", - отметил он.
Таким образом, по мнению белорусского лидера, все надо делать постепенно, плавно, переходить от меньшего к большему, от простого - к сложному. Такая схема развития и была оговорена ранее.
О сроках обучения и практике
Глава государства напомнил, что в связи с этим ранее им были приняты решения, в частности о сокращении сроков обучения по тем или иным дисциплинам. Он обратил внимание, что нет никакой необходимости держать студента в вузе, скажем, пять лет, когда он может освоить нужную программу для его будущей деятельности за четыре или три с половиной года.
Кроме того, была договоренность о том, что буквально с первых курсов университета студента необходимо окунуть в практическую деятельность, с которой он столкнется после получения диплома. Президент напомнил присутствующим свои слова о том, что пусть лучше студент уйдет со второго курса, если почувствует, что попал не туда, чем получит диплом и ни дня не проработает по специальности.
Александр Лукашенко также добавил, что ранее было оговорено, что учебные программы - от школы до университета - поменяют, уберут все лишнее и оставят только нужное. Главный критерий - реальность, которая будет требовать от будущего специалиста навыков и знаний.
"Я отношусь к учебнику как к иконе"
"Естественно, обновляя программы, особенно в школе, мы вынуждены будем обновить учебники. Учебник - это святое. Не знаю, как вы к этому относитесь, но я, по своему образованию педагог, отношусь к учебнику как к иконе, даже в современной жизни, когда книжка не стала нужной, насущной для людей", - сказал он.
Момент с учебниками касается и вузов, однако здесь, по мнению главы государства, уже проще, ведь студент должен сам уметь искать информацию. При этом белорусский лидер уверен, что учебник - это основа, даже несмотря на наличие интернета и других источников информации. Необходимо научить детей ценить учебник, однако он должен быть качественным.
"Нужно обучать иностранцев и получать за это большие деньги"
Президент напомнил присутствующим на совещании о такой договоренности: количество учащихся должно соответствовать необходимости - не только для экономики страны, но и жизни в целом. "Это не касается экспорта нашего образования. Там, если только есть общежития, если есть спрос - это большие деньги. Надо обучать иностранцев и получать за это большие деньги", - добавил Президент.
Он напомнил о своем визите в Гродно, когда представители местного университета попросили общежитие, чтобы была возможность размещать иностранных студентов. Кстати, на данный момент оно уже строится. "Это хороший экспорт, потому что система белорусского образования очень востребована. По-моему, 108 стран у нас обучается [...]. Около 25 тысяч человек учится в Беларуси", - отметил белорусский лидер.
О бакалавриате и магистратуре: "Я категорически вам запрещаю подобным образом строить систему образования"
По словам Президента, о двух ступенях высшего образования было немало разговоров. Первая - это бакалавриат, вторая - магистратура.
"Я категорически вам запрещаю подобным образом строить систему образования. У нас есть система образования нормальная: человек закончил вуз - он получил высшее образование, как мы с вами, что сидят здесь, - сказал Александр Лукашенко. - Мы получили образование - иди, работай".
При этом он подчеркнул, что не против магистратуры, но туда должны идти самые способные студенты, которые хотят в перспективе преподавать и заниматься научной работой.
"Как обстоят дела здесь? Я поручал проверить, выполнено ли мое поручение. Знаю, что не везде, - и, наверное, если бы я еще раз не дернул министра и еще кого-то, так бы и было. Знаете, я уже начинаю подозревать руководство вузов и преподавателей: вы что это для того, чтобы часы сохранить? Чтобы было побольше часов? Так я же вас предупредил: давайте мы преподавателям - что мы и сделали - повысим заработную плату. Пусть у него будет меньше часов, ставок, но деньги оставим те же, еще и добавим", - отметил белорусский лидер.
Глава государства обратил внимание, что преподаватель не должен все время ходить за студентами - только часть дня нужно работать с ними, а остальное время посвятить самообразованию. При этом он призвал преподавательский состав продолжать учиться и обновлять знания.
Еще Президент обратил внимание на ситуации, когда на производствах выпускников вузов приходится переучивать - то есть работа высшего учебного заведения оказывается холостой. Не должно быть отрыва от жизни.
"Не надо перебрасывать университетские программы в школы"
По мнению Александра Лукашенко, сложная школьная программа, например по математике, отпугивает детей от учебы. "Если ты сталкиваешься с трудностями и не можешь преодолеть эти трудности, решая ту или иную задачу, рассматривая ту или иную формулу, ты начинаешь бояться на начальном этапе, а потом ты вообще бросаешь эти книжки, понимая, что ты никогда это не освоишь", - отметил глава государства.
Хорошо, если учитель обратит внимание на такое происшествие и поможет, но этого может и не случиться. Исходя из вышеизложенного, Президент призвал "готовить математиков на факультативе". Однако качественную основу для человека, который решит связать свою жизнь с этим предметом, должны заложить в вузе. То есть не нужно перебрасывать университетские программы в школы. Такая ситуация есть и с другими дисциплинами.
Александр Лукашенко привел в пример биологию в 8-м классе школы, половина курса которой посвящена червям. Он поинтересовался у присутствующих, зачем так скрупулезно изучать это существо, хотя и признал, что знать об этом надо. Безусловно, если ученик стремится связать свое будущее с биологией, то это важная информация, но большинству вряд ли понадобятся очень подробные сведения.
"Каким образом будут формироваться семьи, когда мужчина не может вкрутить лампочку, а женщина пуговицу пришить?»
Он вновь подчеркнул: в школе необходимо преподавать то, что нужно будет завтра для жизни. Он обратил внимание на трудовое обучение: каким образом будут формироваться семьи, когда мужчина не может вкрутить лампочку или вбить гвоздь? "Почему мы на это забили и нашим детям это не нужно? Почему мы так относимся к детям? Почему девочка не знает, как жарить яичницу? Почему она пуговицу пришить не может?" - поинтересовался Президент.
Физическое воспитание - по словам белорусского лидера, есть проблема: даже по минимуму не получается набрать в армию по-настоящему здоровых детей. Александр Лукашенко призвал использовать специально созданную инфраструктуру, например лыжероллерную трассу.
"Сплошные вопросы - и притом они не просто на поверхности лежат, мы это все проходили с вами. Все это мы проходили", - подчеркнул глава государства.
О гражданской позиции и технопарке
Далее белорусский лидер призвал, чтобы такие курсы, как ОБЖ, Школа активного гражданина (ШАГ), пронизывали все - от математики до гуманитарных дисциплин. По его мнению, это поможет сформировать гражданскую позицию человека в целом.
Что касается ШАГ, то Президент справедливо отметил, что решение в кабинетах было принято, а о готовности учителей преподавать такое направление не уточнили. Важно, чтобы в формировании активной гражданской позиции также принимали участие семья и СМИ.
Далее — создание детского технопарка. Александр Лукашенко призвал качественно реализовать эту инициативу, привлекать талантливых детей - от математиков до гуманитариев.
"Надо оценивать работоспособность учителя, а не возраст"
По словам главы государства, сегодня ведется подготовка школьных учителей, но нет того контроля и спроса, который был когда-то. "Чтобы учитель шел и по-хорошему дрожал за то, чтобы прийти со знаниями и передать ученикам. Я лично знаю, что некоторые учителя ездят 30—40 километров на электричках и поездах, чтобы учить где-то в деревне в школе", - сказал белорусский лидер.
Таким образом, до рабочего места учитель может добираться несколько часов, а ведь еще есть домашние и семейные дела. Кроме работы, бывают и внеклассные занятия.
"И мы считаем, что у нас все нормально", - охарактеризовал ситуацию Александр Лукашенко.
Что касается преподавателей в вузах, то нельзя никого обижать, даже если человек в солидном возрасте, нужно оценивать его работоспособность, подчеркнул Президент. Если этот показатель остается на высоком уровне, сотрудничество надо продолжать.
Частные вузы, по словам белорусского лидера, если они не дотягивают до стандарта, который выработан в нашей стране, то такие должны быть закрыты немедленно. "Если кто-то из частников не понял это, значит, его надо приводить в чувство, - заявил он. - Мы не против частных вузов, но они должны работать не хуже, чем государственные. Нужно соблюдать стандарт, тот, который мы сегодня выработали и имеем".
Об экзаменах и тестах
Президент призвал еще раз вернуться к вопросу экзаменов - начиная со школы и заканчивая вузами. "И окончательно определиться, исходя даже не из мнения преподавателей, учителей, а исходя из жизни. Жизнь должна быть главным критерием", - подчеркнул Александр Лукашенко.
После каждого уровня обучения - к примеру, после 9 класса - должно быть столько экзаменов, сколько необходимо. Ведь эти 3-4 экзамена помогут подготовить подростка к будущему поступлению в вуз. И по итогам средней школы должно быть определено количество экзаменов, какими они будут - это и встряска, и праздник для ученика.
Также белорусский лидер призвал изучить ЦТ: посмотреть, сколько было сделано нужных для жизни отступлений, чтобы не загубить талант. "Не всегда чистое тестирование может дать представление преподавателям, которые набирают в вузы абитуриентов, о жизненном уровне, знаниях, о его, главное, способности на будущее", - сказал он.
Снова - о зарплатах
"Мы на приемлемый уровень вывели зарплату учителям. А если учитель еще хочет заработать немного больше, надо шевелиться. Школа имеет возможность доплатить, - подчеркнул Президент. - Смотрите, чтобы вы дошлифовали зарплату. Нельзя учителя обижать - это наша опора, это наша основа, без учителя ничего быть не может - ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего".
Владислав Лукашевич
Ссылки
[1] https://zviazda.by/ru/author/uladzislau-lukashevich
[2] https://zviazda.by/ru/gramadstva
[3] https://zviazda.by/ru/adukacyya
[4] https://zviazda.by/ru/tags/aleksandr-lukashenko
[5] https://zviazda.by/ru/tags/obrazovanie